Что такое функциональная грамотность?
Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию [1].
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
– математическая грамотность;
– финансовая грамотность;
– естественнонаучная грамотность;
– глобальные компетенции;
– читательская грамотность;
– критическое мышление.
Проще говоря, Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Какие есть сложности с функциональной грамотностью?
Для наглядности приведем пример с несформированностью функциональной грамотности, а именно читательской грамотности на примере очень близком и понятном. Учитель в группе класса в социальной сети шлет следующее сообщение:
А теперь ознакомимся с теми комментариями, которые в ответ пишут родители. Вывод, я думаю, очевиден.
Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как:
PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста);
TIMSS (Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования);
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году. Тест организует Организация экономического сотрудничества и развития в консорциуме с ведущими международными научными организациями).
Ознакомиться подробнее с данными исследованиями можно, пройдя по ссылкам:PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки. Неудовлетворенность результатами реализации ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) и результатами участия России в международных исследованиях качества образования легли в основу стратегических решений в области образования, прописанных в Указе Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Инструментом по реализации данного Указа Президента РФ стал Национальный проект «Образование» – инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Ознакомиться с паспортом данного проекта можно по ссылке:https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanieВо исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в соответствии с пунктом 1.9 федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" утверждена Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Ознакомиться с содержанием данного документа можно пройдя по ссылке
https://docs.cntd.ru/document/554691568
Вся работа школы строится в соответствии с данной методологией. На регулярной основе в течение последних лет в Российской Федерации проводятся:
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ).
- исследования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA);
При этом общероссийская оценка по модели PISA проводится только в те годы, когда не проводится основное исследование PISA. Сроки проведения процедур представлены ниже в таблице.
Таблица. Сроки проведения процедур оценки
Год | Проводимые процедуры |
Общероссийская оценка по модели PISA 2020 | |
PISA 2021 | |
PIRLS 2021 | |
Общероссийская оценка по модели PISA 2022 | |
TIMSS 2023 | |
Общероссийская оценка по модели PISA 2023 | |
PISA 2024 |
В 2021 году в число субъектов Российской Федерации для участия в ежегодном проведении региональных оценок по модели PISA попала и Удмуртская Республика. Пока неизвестно точно, какие школы будут участвовать в данном исследовании, вполне вероятно, что и наши школьники попадут в их число.
Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны
соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.
Задача школы – менять содержание образования. В настоящее время учителя активно работают над включением подобных задач в материал для уроков, в контрольные и проверочные работы, преподают с токи зрения развития функциональной грамотности, а не простой передачи знаний учащимся. Мы отлично понимаем, что развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели – ведь в этом и заключается функциональная грамотность.
Литература
1. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: Российский учебник, 2018.
2. https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie3. https://docs.cntd.ru/document/554691568