Характерные интервалы.
Характерные интервалы строятся только в гармонических ладах.
К ним относятся увеличенная секунда, увеличенная квинта, уменьшенная кварта и уменьшенная септима.
В мажоре все характерные интервалы строятся от VI пониженной ступени (вверх – увеличенные, а вниз – уменьшенные):
ув. 2 VIг – VII | ув. 5 VIг – III |
ум. 7 VII – VIг | ум. 4 III – VIг |
В миноре все характерные интервалы строятся от VII повышенной ступени (вверх – уменьшенные, а вниз – увеличенные):
ув. 2 VI – VIIг | ув. 5 III – VIIг |
ум. 7 VIIг – VI | ум. 4 VIIг – III |
Характерные интервалы требуют разрешения. При разрешении увеличенные интервалы становятся ещё больше, а уменьшенные – ещё меньше.
Аккорд. Трезвучия. Обращения трезвучий.
Аккорд (итал. – согласие) – это созвучие трёх и более звуков. Как правило звуки аккордов расположены по терциям. Каждый звук в аккорде имеет своё название. Нижний звук называется примой (или основным тоном), второй звук – терцией (терцовым тоном), третий – квинтой (квинтовым тоном), четвёртый – септимой и т.д.
Разновидность аккорда зависит от составляющих его интервалов.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Различают 4 вида трезвучий:
· Мажорное трезвучие. Состоит из б.3 и м.3, между крайними звуками – ч.5. Обозначается Б53;
· Минорное трезвучие. Состоит из м.3 и б.3, между крайними звуками – ч.5. Обозначается М53;
· Увеличенное трезвучие. Состоит из двух б.3, между крайними звуками – ув.5. Обозначается Ув53;
· Уменьшенное трезвучие. Состоит из двух м.3, между крайними звуками – ум.5. Обозначается Ум53;
Каждое трезвучие имеет два обращения. Первое обращение трезвучия – секстаккорд. Состоит из терции и кварты. Крайние звуки образуют сексту. Обозначается цифрой 6. Второе обращение трезвучия – квартсекстаккорд. Состоит из кварты и терции. Крайние звуки образуют сексту. Обозначается цифрами 64.
|
Трезвучия главных ступеней и их обращения.
Главные ступени лада – I, IV и V. Трезвучия, которые на них строятся, называются трезвучиями главных ступеней. Они подчёркивают окраску лада. В натуральном мажоре эти трезвучия мажорные, а в натуральном миноре – минорные. Трезвучие на I ступени называется тоническим, на IV – субдоминантовым, а на V – доминантовым. Каждое из этих трезвучий имеет по два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. T6 строится на III ступени, T64 – на V, S6 – на VI, S64 – на I, D6 – на VII, D64 – на II.
Каждый аккорд выполняет свою функцию в ладу. Тоника обычно начинает музыкальное развитие и заканчивает его, обладает устойчивостью. Функция субдоминанты – развитие, движение, уводящее от тоники. Т.е. субдоминанта – неустойчивая функция. Доминанта обладает наибольшей неустойчивостью и ярче субдоминанты направлена к тонике. Именно после доминантовой неустойчивой функции наступает ожидаемая устойчивая тоника.
Доминантовый септаккорд и его обращения.
Доминантовый септаккорд (D7) – это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям (б.3+м.3+м.3). Он строится на V ступени лада, между основанием и вершиной – малая септима.
Это неустойчивый аккорд, он требует разрешения. Разрешается D7 в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.
Также D7 может разрешаться в трезвучие VI ступени с удвоенным терцовым тоном. При таком разрешении получается прерванный оборот.
|
D7 имеет 3 обращения:
1) D65 (доминантовый квинтсекстаккорд). Строится на VII ступени: м.3+м.3+б.2. Разрешается в Т53 с удвоенным основным тоном.
2) D43 (доминантовый терцквартаккорд). Строится на II ступени: м.3+б.2+б.3. Разрешается в полное Т53.
3) D2 (доминантовый секундаккорд). Строится на IV ступени: б.2+б.3+м.3. Разрешается в Т6 с удвоенным основным тоном.
Вводный септаккорд. Виды вводного септаккорда.
Вводный септаккорд – это аккорд, состоящий из 4-х звуков, расположенных по терциям. Он строится на VII ступени.
Существует 2 вида вводного септаккорда: малый уменьшенный (обозначается МУмVII7) и уменьшенный (обозначается УмVII7).
Малый вводный септаккорд строится в натуральном мажоре (м.3+м.3+б.3).
Уменьшенный вводный септаккорд строится в гармоническом мажоре и миноре (м.3+м.3+м.3).
Это неустойчивый аккорд, он требует разрешения. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
Септаккорд второй ступени.
Септаккорды, построенные на II ступени лада, называются септаккордами второй ступени. В натуральном мажоре это малый минорный септаккорд, в гармоническом мажоре и натуральном миноре – малый уменьшенный септаккорд. Разрешается II7 в Т6 с удвоенным квинтовым тоном. В натуральном мажоре II7 может переводиться через малый вводный квинтсекстаккорд (МУмVII65) и доминантовый терцквартаккорд (D43) в развёрнутое Т53.
Параллельные, одноимённые, энгармонически равные тональности.
Параллельные тональности имеют одинаковые звуки и знаки при ключе, но разные тоники и лады. Между тониками – малая терция. Например, До мажор – ля минор.
|
Одноимённые тональности имеют одинаковые тоники, но разные лады и знаки при ключе. Например, До мажор – до минор.
Энгармонически равные тональности имеют одинаковые лады и энгармонически равные тоники. Они звучат одинаково, но пишутся по-разному. В каждой паре таких тональностей одна обязательно бемольная, другая – диезная. Например, Соль бемоль мажор и Фа диез мажор.
Родственные тональности.
Тональности, тонические трезвучия которых выстраиваются на ступенях данной тональности, являются родственными. Они определяются следующим образом:
· параллельная тональность (знаки одинаковые);
· тональность субдоминанты и параллельная ей (разница в один знак);
· тональность доминанты и параллельная ей (разница в один знак);
· тональность гармонической субдоминанты в мажоре или тональность гармонической доминанты в миноре (разница в четыре знака)
·
Модуляция и отклонение.
Отклонением называется кратковременный переход в новую тональность с обязательным возвращением в первоначальную тональность. В одном и том же произведении возможны сразу несколько отклонений.
Модуляция – это переход в новую тональность и завершение в ней всего построения.
Обычно отклонение и модуляцию можно определить по появлению новых знаков альтерации (при совершении отклонений и модуляций используются звуки или аккорды, принадлежащие новой тональности).