Пояснения к модели сложной технической системы.




ОТЧЕТ

по выполнению лабораторной работы № 1

«Формализованное описание сложной транспортно-логистической

Системы и схемы операции»

на примере «Код 21»

тема: « Операции с транспортным средством (ТС) на автомобильном терминале »

по дисциплине «Системный анализ (в логистике)»

Выполнил (а):

Студент группы 1бЛ-__

Фамилия Имя Отчество

 

 

Преподаватель: Яшина Ю.И.

 

Москва

Лабораторная работа № 1.

Формализованное описание сложной транспортно-логистической системы (СТЛС) и схемы операции.

Цель работы

Развить навыки по использованию системного подхода к формализованному описанию предметной области.

 

Состав задания

1. Ознакомление с предметной областью «Код 21» Тема: « Операции с транспортным средством (ТС) на автомобильном терминале ».

2. Освоение навыков описания предметной области на основе изучения подобранного тематического материала.

3. Освоение навыков описания предметной области на основе поиска в сети Internet документов по заданной теме.

Ф.И.О. Код Тема
Фамилия Имя Отчество   Операции с транспортным средством (ТС) на автомобильном терминале

Отчет.

 

1. По теме подобрана профильная информация, составляющая вербальное описание предметной области (см. Приложение).

 

2. На основе вербального описания предметной области сформирована основа Системно-операционного формуляра предметной «Код 21» Тема: « Операции с транспортным средством (ТС) на автомобильном терминале ».


Формализация предметной области как сложной технической системы.

(Заполнить для самоконтроля и формирования формализованного описания предметной области)

Позиция исследователя (эксперта): должностное лицо объекта, осуществляющего эксплуатацию ТС.

Окружение системы

Наземное пространство, терминалы, транспортные объекты, осуществляющие тех. сопровождение ТС, а также логистические центры.

реакции окружения – РО

Контроль тех. регламента и сопровождение всех ф-ций по подготовке ТС к эксплуатации, груза – к перевозке ТС

выделенный театр действий – ВТД

Автомобильный терминал

Среда окружения – СО:

Обеспечивающая среда – ОС

Техническое сопровождение ТС.

Досмотр груза.

средства наблюдения – СН

Технические наземные службы (инженерные бригады), осуществляющие контроль за подготовкой к эксплуатации ТС.

средства противодействия – СПД

1)Неправомерные действия должностных лиц

2) Ошибка технических служб.

объект воздействия – ОВ

Груз

контрагент системы – КС:

Управление автомобильным терминалом

 

Норма фактора воздействия

Фактор воздействия

Факторы неопределенности

Цель операции (задача, поставленная перед системой)

Подготовка ТС к эксплуатации

Перевалка грузов

Завершающее событие (звено логистической цепи)

Продолжение пути груза, сдача в эксплуатацию ТС

События (звенья) логистической цепи

1) Доставка груза в терминал

2) Маркировка груза

3) Погрузка

4) Экспедирование груза к получателю

Единица логистического учета

 

События (звенья) логистической цепи

Начальное событие (звено логистической цепи)

ДЗ – действующее звено:

СВ - средство воздействия: специалисты, осуществляющие тех. регламент.

СД - средство доставки: Автомобильное ТС, представляемое компанией-перевозчиком, представитель груза

СУ - средство управления: досмотры, проверка, контроль тех. регламента

ВС - вспомогательные средства: технические отделы, средства досмотра товара, складские отделы для груза.

ОЗ – обеспечивающее звено:

СБ – среда базирования: Автомобильный терминал

РС – реакции системы: большой объем грузовых перевозок

Система (элементы)

Проверка, досмотр инспекторами на контрольно-пропускных пунктах, техническое сопровождение ТС к эксплуатации, маркировка груза.

 

Норма фактора воздействия

Фактор воздействия

Факторы неопределенности

Цель операции (задача, поставленная перед системой)

Удовлетворение разнообразных потребностей покупателя

Завершающее событие (звено логистической цепи)

События (звенья) логистической цепи

 

 

Система (элементы)

Проверка, досмотр инспекторами на контрольно-пропускных пунктах, инвентаризация, сертификация при соответствии продукции требованиям норм и правил.

 

Пояснения к модели сложной технической системы.

Типовые элементы СТС.

Действующее звено (ДЗ) – группа элементов системы, непосредственно выполняющих задачу операции, в составе которого выделяют:

- средство воздействия (СВ) – компонент ДЗ, непосредственно решающий постав-ленную задачу (воздействие на объект окружения);

- средство доставки (СД) – компонент ДЗ, доставляющий СВ в область непосредственного воздействия по объекту.

- средства управления (СУ) - комплекс управления ДЗ;

- вспомогательные средства (ВС) – конструктивные, коммуникационные, энергетические средства, конструктивно или организационно объединяющие ДЗ.

Обеспечивающее звено (ОЗ) – элемент системы, участвующий в операции с целью обеспечения функционирования системы, включающий:

- среда базирования (СБ) – элемент системы, обеспечивающий стоянку, техническое обслуживание, охрану (защиту) и т.п.

- реакции системы (РС) - элементы, учитывающие косвенное влияние остальных компонентов системы, не вовлеченных непосредственно в схему операции.

Типовые элементы окружения СТС.

Контрагент системы – КС - группа элементов окружения, непосредственно взаимодействующая с ДЗ системы, в составе которого выделяют:

- объект воздействия (ОВ) – элемент окружения, непосредственно взаимодействующий с СВ;

- средства противодействия (СПД) - элементы окружения, оказывающие активное или пассивное противодействие ДЗ системы;

- средства наблюдения (СН) - элементы окружения, выполняющие информационные и координирующие функции;

- обеспечивающая среда (ОС) - элементы окружения, обеспечивающие стоянку, техническое обслуживание, охрану (защиту) и иные функции в окружении системы.

Среда окружения – СО:

- выделенный театр действий (ВТД)

- реакции окружения (РО) - элементы, учитывающие косвенное влияние остальных компонентов окружения, не вовлеченных непосредственно в схему операции.


 

 

Приложение.

Вербальное описание предметной области «Код 21» Тема:

«Операции с транспортным средством (ТС) на автомобильном терминале»

 

В современных цепях поставок доставка основной массы грузов осуществляется через систему транспортных терминалов, где происходит укрупнение или разбиение грузовых партий, временное хранение грузов, перевалка грузовых единиц между различными транспортными средствами или разными видами транспорта. На некоторых терминальных объектах выполняются операции с товарами, создающие добавленную стоимость.

Терминалы возникли первоначально на водном и железнодорожном транспорте, которые объективно нуждаются в промежуточной перевалке грузов для их доставки конечному потребителю. В портах и на железнодорожных станциях выделялись специально оборудованные площадки и склады для приема грузов к перевозке, их хранения, подгруппировки, выдачи получателям, а также для погрузки и разгрузки гужевого и автомобильного транспорта, которые осуществляли подвоз и развоз грузов.

 

С развитием грузовой авиации специализированные грузовые терминалы стали сооружаться и на территории аэропортов.

 

Автомобильный транспорт изначально работал по схеме "от двери до двери", что считалось одним из его преимуществ. Однако увеличение грузоподъемности автомобилей потребовало создания терминалов для подгруппировки мелких партий груза. С течением времени они превратились в многопрофильные логистические объекты, играющие важную роль в логистике.

 

Развитие смешанных перевозок обусловило возникновение интермодальных терминалов, которые обеспечивают стыковку сетей различных видов транспорта и позволяют изменять вид транспорта и маршрут перевозки в зависимости от рыночной конъюнктуры.

 

Пользователями услуг терминалов являются не только грузоотправители или грузополучатели, но также транспортные операторы, экспедиторы, другие участники логистической деятельности. На терминалах они получают доступ к услугам других компаний, с которыми они взаимодействуют в перевозочном процессе, а также к услугам по погрузке и выгрузке транспортных средств, по накоплению и кратковременному хранению грузов, мелкому ремонту транспортного оборудования и т.д.

При использовании терминальной технологии прямая доставка "от двери" отправителя "до двери" получателя заменяется транспортировкой с двумя перевалками на терминалах. При этом процесс доставки груза разбивается на следующие компоненты (рис. 5.3):

- подвоз отправки от отправителя на терминал;

- операции на терминале отправления (подгруппировка, распределение по направлениям перевозок, пакетирование, временное хранение, упаковка, маркировка и т.п.);

- магистральная перевозка между терминалами с применением транспортных средств максимальной производительности;

- операции на терминале назначения;

- конечная доставка получателю (развоз с терминала).

В традиционных транспортных системах приостановка транспортировки и дополнительная перевалка груза считались заведомо нежелательными из-за замедления доставки, дополнительных затрат на перегрузку, необходимости переоформления документов и возникновения рисков повреждения товаров. Между тем при правильной организации терминальная система способна обеспечить целый ряд выгод как перевозчикам, так и грузовладельцам.

Рис 5.2. Образец

Рис. 5.3. Терминальная технология транспортировки

В системе автотранспортных терминалов дополнительные затраты, связанные с содержанием терминалов, грузовыми операциями на них и подвозом-развозом, компенсируются экономией при укрупнении грузовых партий по направлениям.

Терминалы могут работать в круглосуточном режиме, а погрузка и выгрузка на магистральной перевозке заменяются быстрой перецепкой заранее подготовленных полуприцепов. Тем самым не только исключаются непроизводительные простои под грузовыми операциями, неизбежные при обычной прямой перевозке, по появляется возможность выполнения перевозок между терминалами по расписаниям. Это повышает привлекательность услуг терминальной системы для пользователей.

Крупные грузоотправители могут использовать автотранспортные терминалы в качестве региональных распределительных центров для своей продукции, при этом отправление помашинных партий товара может осуществляться непосредственно со склада производителя, минуя терминал региона отправления.

Транспортные терминалы не предназначены для длительного хранения товаров, однако в современных цепях поставок они часто конструктивно объединяются с такими складами и управляются одним оператором, обычно — ЗPL- провайдером. Таким образом, транспортные терминалы интегрируются в систему товарораспределения.

В терминальной системе достаточно большого масштаба возможно достижение дополнительного эффекта за счет применения технологии "ступица-спица" (см. врезку 5.1).

Врезка 5.1. Перевозки в системе "ступица-спица"

При большом числе терминалов объемы перевозок между отдельными парами терминалов (на рисунке ниже — терминалы А и В) могут оказаться недостаточными, чтобы обеспечить приемлемую для клиентуры частоту сервиса или необходимую для рентабельных перевозок загрузку транспортных средств. В этом случае перевозка выполняется через хаб — узловой терминал системы. На рисунке отправки с терминала A, адресованные на терминал В, доставляются сначала в хаб (H), при этом они группируются с отправками, адресованными на терминалы С, D и B. Па терминале Н происходит перевалка на автопоезд, который доставляет на терминал В отправки со всех других терминалов системы. Издержки, связанные с дополнительной перехваткой, компенсируются при этом концентрацией грузопотоков.

Врезка 5.1. Перевозки в системе «ступица-спица»

Схема "ступица спица" несет универсальный характер и применяется при организации перевозок в системе морских контейнерных терминалов, грузовых авиатерминалов, а также при доставке интермодальных транспортных единиц железнодорожным транспортом. В реальных транспортных системах, как правило, действует несколько хабов, а перевозки между ними выполняются транспортными средствами максимально возможной грузоподъемности (линейные суда-контейнеровозы, контейнерные двухъярусные поезда и т.п.).

20—30 лет назад транспортные терминалы были, прежде всего, транспортно-технологическими объектами и обеспечивали повышение эффективности транспортных систем. Современное понимание роли и потенциальных возможностей транспортных терминалов связано, прежде всего, с повышением эффективности товародвижения в цепях поставок.

Терминалы становятся порталами для выхода на региональные рынки, они обеспечивают доступ к многообразным логистическим услугам. Перевалка грузов сопровождается дополнительными операциями с товарами. Развитая сеть взаимосвязанных интермодальных терминалов, которые становятся своеобразными полюсами притяжения товарных потоков, обеспечивает гибкость при формировании цепей поставок и позволяет создавать управляемые запасы товаров в движении (floating stock), сокращая потребность в "статичных" складских запасах. Терминалы, размещенные в развитых экономических зонах и транспортных узлах, интегрируются с объектами складского, экспедиторского, таможенного бизнеса в составе логистических центров.

Изменение роли терминалов и их интеграция в цепи поставок стали предпосылкой обособления терминального бизнеса в самостоятельный вид деятельности. Изначально терминалы создавали и эксплуатировали перевозчики различных видов транспорта, но в настоящее время па рынке действует вес больше крупных компаний, которые занимаются исключительно развитием и эксплуатацией терминалов. В акционерной структуре компании -терминального оператора могут быть представлены предприятия различного профиля, заинтересованные в развитии услуг, связанных с терминалами данного типа.

Конкурентоспособность автомобильного терминала как элемента логистической цепи зависит от скорости решения основных задач, к которым относятся следующие:

 

1) Прием автомобилей в точке перевалки (с осмотром (дефектовкой) и составлением акта о повреждениях - груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером служит обслуживание автотранспортными предприятиями железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки выступают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. В силу этого грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый из них производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: