Учение Демокрита о государстве и праве




1. Божественный закон, определяющий мировой порядок.

2. Человеческий закон, явл. результатом деятельности граждан полиса.

Одним из первых политич. идей высказал Демокрит. Он считал, что общество возникает из природного состояния. Хотя полис (город-государство) явл. искусственным, социальным, он связан с естественной необходимостью и справедливостью. Несправедливо все то, что противоречит природе. Го существует для всеобщего блага и справедливости.

Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве

Полисы - небольшие государственные образования. Обычно это город с прилежащими к нему территориями.

Характерным признаком общественно-политической жизни полисов в VII —V вв. до н. э. являлась борьба между родовой аристократией и свободными гражданами.

В результате политической борьбы власть в полисах приобретала формы:

1. аристократии - власть захватывали знатные;

2. демократии - удача оказывалась на стороне трудовых слоев полиса;

3. тирании - узурпации власти группой лиц;

4. олигархии, состоящей из крупных рабовладельцев, роль которых усиливалась по мере роста рабовладения.

Бурный рост науки, техники и знаний о мире привел к размежеванию науки и религии.

Политика и право становятся предметом исследования. Сложная социальная структура полисов требовала выработки полноценного законодательства, к-е должно было регламентировать все сферы жизнедеятельности общества.

Одними из ярких представителей античной политико-правовой мысли были софисты (мудрецы).Школа софистов сложилась в Афинах во второй половине V в. до н. э. Это был период наивысшего расцвета Афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством.

Для софистов характерен релятивизм в понимании проблемы истины и всех ценностей вообще. Справедливость высказывания или поступка можно оценить, лишь учитывая все обстоятельства, - время, место, условия, состояние человека и т. д. Соответственно, и законы есть некая максимально обобщенная сумма всех представлений о благе.

Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI-IV вв. до н.э

Старшие софисты (отцы-основатели) – Протагор, Горгий. Протагор считает мерой всех вещей человека. И поскольку люди равны м/у собой справедливым и правомерным явл. демократической стратой.

Горгий считал писаный закон искусственным порождением, закреплением права сильного. От него необходимо отличать божественный справедливый закон.

Младшее поколение занималось изучением позитивного права. Оно толковалось как изменчивое, временное, зависимое от воли законодателей. Скептически относились к справедливости, считали что это то, что выгодно сильнейшему.

Софисты проповедовали нравственный и правовой релитизм.

Учение Сократа о государстве, праве, законности

Сократ считал, что править должны знающие. Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых.

В основе характеристики различных форм государства лежал принцип законности.

Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию.

В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами,

Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства.

Свобода - это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, т.к. обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные. Мораль и истина тождественны.

Платон о формах правления и об идеальном полисном строе.

Учение Платона о праве

Свои идеи о государстве и праве Платон изложил в своей работе «Государство».

По Платону, в Го д.б. осуществлен идеал справедливости – это разделение труда соответственно потребностям и природным задаткам.

Он делит всех граждан Го на 3 сословия:

1)мудрецы, управляющие государством;

2)стражи, охраняющие его;

3)торговцы и ремесленники.

Все сферы жизни строго регламентированы.

Платон рассматривает 4 типа государственного устройства:

1)тимократия - появляется страсть к обогащению.

2)олигархия – господство немногих стяжателей (олигархов)

3) демократия;

4)тирания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: