Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.
Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.
Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.
Право возникает спонтанно.
К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.
С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.
Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б.Н. Чичерина
Государство - союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Го определяются права гражданские, а не естественные права.
Естественное право – это область требований правды, справедливости.
Право - внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Свобода предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода.
Суть либерализма - человек существо свободное, которое вступает в общество. Он сохраняет свое человеческое достоинство и право на развитие разумных сил.
1. Уличный либерализм - отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Уличный либерал подвержен своеволию.
2. Оппозиционный либерализм - понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрешить, уничтожить - вот вся его система.
3. Охранительный либерализм - примирение начала свободы с началом власти и закона.
Учение Р. фон Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов
Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».
Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» — это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.
Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.
Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.
Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность правомочного.
1. Перед самим собой
2. Перед обществом
Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.
Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.
Право имеет 2 стороны:
1. Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.
2. Содержательная сторона: право — это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей;
Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина
Основная работа: «Определение области юриспруденции».
Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: Позитивное право нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство.
Позитивное право - есть право, существующее благодаря занимаемому положению. Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном - это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.
Суверен как верховный правитель:
—>свободен от правовых ограничений, т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками;
—> связан законами Бога и нормами морали.
Источники позитивного.
Приказы суверена могут быть выражены:
1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы государства;
2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, мнения ученых и практика частных юристов.
Остин признавал решения судей частью позитивного права.