Русская культура первой половины 19 столетия.




Сентиментализм – художественное направление, для которого главное – чувства, симпатия к низшим классам. Государству противостоит личность, вечные разумные законы природы. Идеалом являлось индивидуальное моральное совершенствование, а общий прогресс виделся как результат личного совершенствования индивидов.

Появление этого направления связано с Николаем Михайловичем Карамзиным (1766-1826), придворным историографом, автором 8-томной «Истории государства Российского», «Писем русского путешественника», повести «Бедная Лиза ». Велики были заслуги писателя в развитии русского языка.

Карамзинистам противостояли архаисты – Шишков, Шихматов Шаховской.

Карамзин был автором слов «промышленность», «впечатление», «влияние», «влюбленность», «трогательный», «занимательный», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Другой важной фигурой, сыгравшей на рубеже столетий заметную роль в развитии литературы в русском культурном процессе,был А.С.Грибоедов (1795-1829), автор стихотворений, комедий «Студент», «Притворная неверность », «Горе от ума».

Само слово “романтизм ” (франц. romantisme) происходит от испанского romance. Так в средние века называли рыцарский роман. В XVIII в. оно означало “странное”, “фантастическое”, “живописное. Термин «романтизм» впервые был использован немецкими писателями и поэтами в 1798 году. В основе всего романтического движения лежали разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности Главной задачей романтизма стало изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни. Сформировавшись в рамках литературного течения на рубеже XVIII – XIX вв. в Германии, романтизм получил распространение во всех странах Европы и Америки.

Принципы романтизма были сформулированы создателями философской и эстетической концепции этого стилевого направления, которыми являлись братья Шлегели. Романтиками былитакже Тик, Новалис, философы Шеллинг и Фихте (Йенская школа).

Высока была оценка, даваемая романтиками музыкальному искусству – Как говорил Гофман, «Лира Орфея отворила врата ада»

Второй этап развития романтизма был связан с т.н. гейдельбергскими романтиками (братья Гримм, Гофман). Авторов привлекают новые идеи, связанные с - понятиями нации, народности, исторического сознания.

Наивысший пик развития художественного направления приходится на первую четверть XIX в. Романтики открыли принцип историзма в искусстве. Появляется интерес к национальной культуре, народной жизни, увлечение народными сказаниями и песнями.

В Германии романтиками были братья Гримм, создатели мифологической школы ФНовалис, Э.Т.Гофман. Французский романтизм был представлен творчеством Ф.Р.Шатобриана, Ж.Сталь, В.Гюго. Направление получило развитие в искусстве Европы и США. Характерными представителями романтизма были А.Мицкевич, Ф.Гойя, Э.Делакруа, Ф.Шопен, Ф.Лист.

Предпосылки появления – революция, просветительство, разочарование в цивилизации, протест против бездуховности, эгоизма. Многие романтики считали, то новое общество будет естественным и разумным. Это приводит к появлению новой мировоззренческой системы

Т.о. романтизм - художественное направление, возникшее в начале 19 в. и продолжающее развиваться до 40-х гг.19в. Разочарование в идеалах революции. (вместо свободы, равенства, братства- все теперь решают деньги) Положение рабочего такое же скверное, рабочий так же бесправен, как и феодально зависимый крестьянин. Нет равенства - не может быть свободы и братства. Наступила пора разочарования, в искусстве зазвучали ноты сомнения. Появились попытки уйти от действительности, создать особый параллельный мир, хотя и иллюзорный, и таким образом осмыслить реальную действительность. Своеобразный уход происходил в самых различных формах – писатели обращались к историческому прошлому, использовали сказочную фантастику.

Для направления характерна свобода от жестких правил. Независимая личность у романтиков действует вопреки представлениям и привычкам обывателей. Конфликт личности и общества был одной из самых важных тем. Чрезвычайно важны идея свободы, более естественный и простой язык. Герой – личность сложная, страстная, с глубоким внутренним миром. В произведениях показаны страсти – высокие и низкие.

Пробуждается интерес к различным эпохам, происходит открытие Средневековья. Действие часто происходит в необычной для европейца обстановке – на Востоке в Америке, а для русских – на Кавказе, в Крыму. Романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы. Как и у прозаиков, значительное место в их творчестве занимает пейзаж - море, горы, небо, бурная стихия. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываясь враждебной силой, с которой он вынужден бороться. К началу второго десятилетия 19 века романтизм занимает ведущее место в русском искусстве, обнаруживая национальное своеобразие. Своеобразие проявлялось и в некоторой форсированности развития. Усилиями Карамзина и его последователей упорядочивались стили и жанры, шла борьба с излишней метафоричностью, витиеватостью речи ради ее «гармонической точности» (так Пушкин определил черты школы, основанной Батюшковым и Жуковским). Уплотненность художественной эволюции объясняет и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические рамки. Выделяют

1.Начальный период (1801-1815гг.) 2.Период зрелости (1815-1825гг.) Отсутствовало единство художественных принципов. Западноевропейский романтизм стремился к синтезу (человек стремился слиться с природой, личность, индивидуум – с целым, с народом, интуитивное сознание – с логическим). Соединение разнородных элементов, стремление к синтезу рождало особый эмоциональный спектр. Затем конфликтность элементов растворялась в идее отчуждения, противоборстве. Оптимистические настроения растворялись в пессимизме, разочаровании. Русскому романтизму присущи обе эти стадии – итоговые формы проявлялись задолго до того, как промежуточные достигали расцвета и начальные отпадали. Т.е. для русского романтизма характерна определенность, предвосхищение конечных результатов. Важнейшим общественно-политическим фактором развития русской культуры начала 19 в. был декабризм.

Важно, что Александром Iв России готовилось проведение реформ. Программа Лицея, открытого в 1811г., была предназначена для подготовки государственных чиновников – реформаторов, ее готовил лично Сперанский. Уже первый выпуск - это Пушкин, Пущин, Дельвиг и Кюхельбекер. Однако до войны 1812г. происходит наступление консервативных сил, падение Сперанского. (Правительство подготовило реформаторов, но неожиданно изменило курс. Это и вызвало революционное брожение, а затем и восстание)

Преломление декабристских идей в область художественного творчества – процесс достаточно сложный. Он нашел отражение в лирике, в особенностях образа автора. Это особая конденсация эмоций, вытекающая из оппозиции окружению, куда попадаютобрывки рассуждений автора, биографические детали, особенности авторской линии отчуждения. Дух противостояния и дисгармонии витает над авторским обликом всегда.

Романтизм в целом вырастает из более высокого уровня социальной мобильности, сформировавшегося после революции, разрыва с авторитарным укладом. Романтический герой подчас – воплощение бунта. И в то же время консервативный романтизм воплощает разочарование в рациональности.

Русский романтизм показал большую, чем европейский, связь с идеями Просвещения, воспринимая часть из них. Это осуждение крепостного права, защита просветительских идеалов, отстаивание народных интересов (европейский романтизм носил ярко выраженный антибуржуазный характер).

Огромное воздействие оказала война 1812г., рост гражданского национального самосознания передовых слоев русского общества, признание особой роли народа в жизни государства, в истории. Но понимание «народной души» было различным. Для В.А.Жуковского это сочувствие крестьянам, вообще беднякам, использование в поэзии народных обрядов, лирических песен. У поэтов – декабристов народный характер – это характер героический (выразителями народной души считали таких, как Ермак, Иван Сусанин, Минин и Пожарский, герои поэмы Рылеева Наливайко, Войнаровский, герои повестей Бестужева, южных поэм Пушкина, лермонтовской «Песни про купца Калашникова ». Привлекали героические моменты - Новгород, борьба с иноземным игом, польская интервенция. Одна из идейных основ – тема патриотизма. Заслугой романтиков стало выявление действенного волевого начала в человеке, стремление к высоким целям и идеалам, интерес к внутреннему миру людей.

.В романтических произведениях – обилие метафор, символов. Море, ветер – символы свободы, счастья. Солнце, огонь и розы – любви. Розовый цвет символизировал любовные чувства, черный – печаль. Морская волна была символом изменчивости, камень – бесчувственности, кукла или маскарад – фальши, лицемерия, двуличия.

Для русского романтизма, как и дляевропейского,характерно восприятие действительности в контексте своеобразного «двоемирия». «Иной, особый, светлый мир» - это мир светлых чувств, сохранившийся в душах, в сознании людей. Жуковский искал иную действительность в потустороннем мире, Пушкин, Лермонтов – в свободной жизни т.н. «нецивилизованных» народов. В.А.Жуковский (1783-1852) - родоначальник русского романтизма. Уже в первые годы 19 столетия приобрел известность как поэт, воспевающий светлые чувствования – любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Создатель национального лирического пейзажа (стихотворение «Вечер»). Изображал национальные традиции, различные обряды. В поздний период занимался переводами, создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания («Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»). Произведения исполнены глубоко философского смысла, отражают личные переживания, стремление к нравственному идеалу, человеколюбие, независимость личности.

Жуковский – сын помещика Бунина, его мать – Сальха в 16 лет вместе с 11сестренкой Фатимой попали к офицеру Бунину в качестве подарка во время русско-турецкой войны. Сальха (после крещения Елизавета Дементьевна Турчанинова) была ключницей. Детей у помещика(всего было 11, но в живых осталось 5. Младший – Иван учился с отпрысками императрицы – Алексеем Бобринским и Александром Чесменским, умер в молодости. У Сальхи 3 дочери и сын - Василий. Наследства нет, но жена на образование сына дала 10 тыс. рублей.

С 1797 г. Жуковский учился в Московском университетском пансионе. Жил у Юшковых, стал сочинять («Песнь барда»), родственники помогли получить грамоту на дворянство. С 1806г. – редактор «Вестника Европы ». Создает баллады и сказки. В 1812 г. был в ополчении, участник Бородинского сражения. Проявил личное мужество, а затем и мастерство пропагандиста. Баллада «Светлана » - пересказ немецкой баллады «Ленора» Бюргера.

В.А.Жуковский был воспитателем наследника престола. Читал устав «Союза благоденствия». В 1820г. подарил портрет Пушкину, заступался за поэта перед южной ссылкой, а затем – заступался за декабристов.

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – также один из первых романтиков. Родился в Вологде в родовом имении. Изучал литературу древнего классического мира в пансионе. Первая публикация – 1805г. «Послание к стихам моим». Воевал в Пруссии. В 1809г. сошелся с Вяземским, Пушкиным, познакомился с Жуковским, Карамзиным. В 1812г. стал адьютантом генерала Раевского, дрался под Лейпцигом.

Поэты-декабристы Рылеев Кондратий Федорович (1795-1836). Мелкопоместный дворянин, окончил кадетский корпус. Участвовал в заграничных походах 1813-1814гг. Произведения - «К временщику», «Сиерть Ермака», «Войнаровский», «Думы».

Бестужев Алексей Александрович (Марлинский) (1797-1838). Поэт-декабрист, байронист. В ссылке на Кавказе – кавказские повести- «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда», «Ревельский турнир». Стиль напоминает стиль В.Гюго.

В новой общественной обстановке 20-30 гг. направление приобретает новые черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Творчество несет отпечаток идейного кризиса. После восстания декабристов в общественном сознании побеждают обывательская умеренность, своекорыстие. Появляются элементы разочарования, проявляется критическое начало, стремление к уходу в идеальный мир и в то же время попытки осмыслить действительность с позиции историзма. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощушение. Гибель нравственных и эстетических идеалов предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями и «полным ярости » (Гоголь).

В раннем творчестве Лермонтова особую роль играют вольнолюбивые мотивы. Он сочувствует тем, кто восстает против рабства, пишет о республиканском вольнолюбии далеких предков. («Новгород», «Последний сын вольности», «Песня про купца Калашникова»). Дикая и величественная природа Кавказа противопоставляется «неволе душных городов», «жилище вольности святой » - «стране рабов, стране господ».

Герой поэмы Лермонтова Измаил-бей отказывается от личного счастья во имя освобождения родной страны. Поэт горячо сочувствовал народам Кавказа. Полон таинственности образ Мцыри – мальчика, подобранного русским генералом, томяшегося по свободе, Родине. Героев Лермонтова отличает активное волевое начало. В то же время автор предчувствует трагический исход их действий. Произведения несут приметы времени – скепсиса, разочарования, что не исключает личный, лирический план.

 

В исторической теме (Загоскин, Лажечников) романтики видели способ познания национального духа, действенность использования опыта прошлых лет.

 

В изобразительном искусстве романтизм получил более сложное преломление, сочетаясь с элементами классицизма или сентиментализма у художников А.О.Орловского, С.Ф.Щедрина, Ф.П.Толстого, О.А. Кипренского. В живописи размежевание активного и пассивного романтизма менее отчетливо. Принципы «революционности», бунтарства проявляются в интересе к внутреннему миру человека. Романтиков личность привлекает сама по себе, независимо от общественного положения героя, находя отражение в глубоких чувствах, страсти, драматизме окружающей жизни, борьбе за свободу. Но классицистическая традиция сохранялась долгие годы (например, в творчестве К.И. Брюллова. «Последний день Помпеи» был написан К.И. Брюлловым в 1833г. Художник изучал источники, посещал Геркуланум и Помпеи. Картина вызвала небывалый восторг современников, принесла всемирную славу. Идея противоборства людей с жестокими силами природы характерна для романтизма. Но это массовая народная сцена, а не солист с толпой, как в классицизме. Отношение к происходящему показано через чувства, психологию отдельных людей. С назидательностью классицизма автор изображает различное их поведение – одни спасают родителей, другие – мародерствуют. Совершенная красота, пластика. Как писал Н.В. Гоголь: «Красота фигур заглушает ужас положения ». Колористическое решение близко \цветовой гамме, используемой классицистами).

Наиболее совершенное выражение романтических черт – в творчестве О.А.Кипренского. Взгляды художника сформировались после 1812г. Сочинял стихи, любил театр, сблизился с передовыми кругами. Сформировался под влиянием Пушкина. В портрете поэта – видим озаренность вдохновения. Запечатлил великого поэта, а не милого друга юности. Зрелость поэта, достигшего зенита творчества, грустное выражение глаз. Глубокое проникновение в дух эпохи, наступившей после восстания декабристов.

Театральный романтизм распространился со второго десятилетия 19 века. Общность с сентиментализмом в том, что раскрывал патетику переживаний, значительность личности с ее внутренним миром. Показывалась исключительность характера в исключительных обстоятельствах. В пьесах - таинственные обстоятельства, фантастические сюжеты (привидения, призраки). Но романтическая драма более динамична. В классицизме сюжет развивался описательно, в монологах действующих лиц, а в романтической драме – поступки людей предопределяли развязку фабулы, происходило их взаимодействие со средой, с народом. Романтическая драма стала развиваться в двух направлениях, отражая консервативную и передовую общественные линии.

Театральные вопросы обсуждались в организациях декабристов «Союзе спасения» и в «Союзе благоденствия». «Полярная звезда » (декабристское издание) приветствовала появление грибоедовской комедии. Талантливый драматург П.А.Катенин переводил Расина. Корнеля, занимался теорией драмы Его трагедии «Ариадна», «Андромаха» исполнены вольнолюбивого гражданского духа. В 1822г. Катенин был выслан из Петербурга.

Консервативное направление было представлено творчеством Шаховского, Кукольника, Н.Полевого. Использовали темы из русской истории, фантастические сюжеты. Основа морали показывалась преданность престолу и церкви, присутствовали огромные монологи. Сохранялись нравоучительность и резонерство, присущие предыдущим драматургическим формам. Драматическая школа, наряду с внешней театральностью, допускала реализм в передаче внутреннего мира и обилие действующих лиц. Типичный представитель сценического романтизма - Василий Андреевич Каратыгин. В Московском драматическом театре – П.С.Мочалов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: