Проживал в Москве, скончался 27 февраля 2002 года




История развития

Судьбу XX века вершили инженеры. Благодаря им истекшее столетие вошло в историю как эпоха научно-технического прогресса, новой техники и технологий.

 

В конце 20-х годов Россия превратилась в огромную стройку — возводились гигантские заводы, мощные электростанции, прокладывались тысячи километров дорог. Труднопроизносимый термин «индустриализация» обретал реальные очертания, все ощутимее становилась нехватка кадров: рабочих, техников и, особенно, инженеров. По решению правительства организуются десятки высших технических учебных заведений. 6 октября 1930 года был открыт Саратовский автодорожный институт. К занятиям на двух факультетах — автомобильном и дорожно-строительном — приступило 440 студентов.

 

Саратовский автодорожный институт (САДИ) 1930-1960гг, имени В.М.Молотова.

В создание института большой вклад внес его первый директор Е.М. Цалихин. Основанное в 1933 году бюро научно-исследовательских работ организовало и координировало научную деятельность кафедр. В 1936 году в институте было уже 5 профессоров и 16 доцентов. В 1938 году организована аспирантура, которая постепенно расширялась. С 1938 по 1960 год директором Саратовского автодорожного института был профессор И.И. Прокофьев. В 1938 году началась подготовка студентов на автомеханическом факультете по новой специальности «Дорожно-строительные машины и оборудование». К началу 40-х годов институт стал одним из ведущих вузов страны. На его 26 кафедрах работало 12 профессоров, 45 доцентов и 60 научных сотрудников. До 1941 года в нем было подготовлено 1394 инженера.

В годы Великой Отечественной войны, продолжая готовить инженеров, институт выполнял научные разработки, имевшие оборонное значение, на его ресурсах функционировала авторемонтная база Юго-Западного фронта, выполнялся проект перевода автомашин на новые виды топлива.

Периодом интенсивного развития стали для вуза послевоенные годы. Отвечая на запросы машиностроения, приборостроения, энергетики, химической промышленности, институт начал подготовку кадров по новым специальностям: в 1946 году был открыт механико-технологический факультет, в 1947 году — строительный, в 1959 году — приборостроительный, в 1960 — теплоэнергетический (сегодня — энергетический) факультет.

Были открыты вечерние филиалы: в 1955 г. — в Заводском районе Саратова, в 1957 г. — в Балакове. Учитывая тот факт, что институт стал практически многоотраслевым вузом, готовящим специалистов для различных отраслей промышленности, 19 марта 1960 года было принято постановление о преобразовании его в политехнический институт.

С 1962 по 1988 год ректором политехнического института был доктор технических наук, профессор А.И. Андрющенко.

В 1969 году был создан новый факультет — электронной техники и приборостроения, который вел подготовку инженеров по автоматике и телемеханике, гироскопическим приборам и устройствам, электронным приборам, автоматизированным системам управления.

В 1988 году ректором института был избран доктор технических наук, профессор В.В. Петров. В результате активной деятельности в институте появились специальности, традиционные для университетов, и 24 декабря 1992 года Саратовский политехнический институт получил статус государственного технического университета.

В 1998 году ректором был избран доктор технических наук, профессор Ю.В. Чеботаревский.

В 2008 году Саратовский государственный технический университет возглавил профессор И.Р. Плеве.

8-10 октября 2015 года Саратовский государственный технический университет отметил свое 85-летие.

Сегодня СГТУ представляет собой единый учебно-научно-производственный комплекс, включающий в себя кафедры, институты, учебно-научные и учебно-исследовательские центры, лаборатории. Для проведения занятий вуз располагает современной технической базой. На территории городка технического университета расположены учебные корпуса и общежития. В зданиях корпусов СГТУ размещены аудитории, учебные и научные лаборатории, дисплейные классы, клуб, спортивный зал, библиотека с фондом около 2 млн. экземпляров книг, периодических информационных изданий, в том числе на иностранных языках.

Лучшие выпускники вуза, проявившие особые склонности к научно-исследовательской деятельности, после окончания технического университета поступают в аспирантуру для подготовки кандидатских диссертаций. Завершающим звеном системы подготовки научных кадров высшей квалификации является докторантура СГТУ.

Открыт в 1930 году как Саратовский автодорожный институт (САДИ)[3]. К занятиям на двух факультетах — автомобильном и дорожно-строительном — приступило 440 студентов. В 1960 году САДИ переименован в Саратовский Политехнический Институт (СПИ)[4]. В 1992 году переименован из СПИ в СГТУ. В 2011 году университету присвоено имя Ю. А. Гагарина[5].

В СГТУ обучается 26466 студентов, из них 15115 на дневном, 1554 на вечернем и 9723 на заочном отделении.. В настоящее время в вузе работает 1175 преподавателей, в том числе 200 профессоров и докторов наук, 590 доцентов и кандидатов наук,

Фрагмент здания одного из первых корпусов Саратовского Государственного Технического Университета имени Ю.А.Гагарина.(Обозначен –«1/6 » – на плане).

 

Это центральный вход в институт.(Обозначен «1/6» на плане).

 

Его строгие, слегка холодные формы, и внушительные размеры, невольно настраивали всех сюда входящих студентов на серьезный, государственный подход к приобретению знаний.

 

План учебных, производственных зданий и спортивных сооружений, а так же общежитий СГТУ, г.Саратов.

 

 

 

Обозначения: учебных, производственных, общественных

зданий, общежитий СГТУ.

 

На этом плане показан комплекс спортивных, учебных и производственных зданий Саратовского Государственного технического университета (ранее: САДИ, СПТИ): стадион, через улицу (Политехническая, ранее ул. Крайняя) расположены три больших здания (11, 5, 12). Это были в 1959-1964 годах общежитими студентов института (№2, №1, №3).

Здание (5) с отступом средней его части от линии застройки, это бывшее общежитие №1 на 1000 мест, где я проживал в течении всего обучения в институте, т.е. 5 лет.

 

 

Разрешение на проживание в общежитии выдавалось в деканатах факультетов института.. Заселение допускалось после прохождения санпропускника и предоставления справки об этом коменданту общежития. Санпропускник размещался на ул.Астраханская. Это была баня, где под контролем медицинских работников проводились процедуры: помывка клиентов, дезинфекция их одежды, осмотры лиц и выдача им справок. Посещение санпропускников было обязательным перед заселением в общежитие.

 

На боковом фасаде общежития (3-й и 4-й этажи) видны балконы. Сюда мы выходили иногда: кто покурить, а кто просто подышать свежим утренним или вечерним воздухом.

 

Общежитие №1 СПТИ (ранее САДИ), ул.Политехническая 77, (ранее ул.Крайняя77), комната №(разные на1-5курсах),3-й этаж.

На 1-3 курсе в комнате жило 8 человек, а на 4-5-м курсе – по 4 человека.

На каждом этаже имелись: кухни мужская и женская, туалет мужской и женский, комната отдыха с телевизором, журналами, газетами. Прачечная для стирки белья и помещение для его сушки размещались в подвальном этаже.

Смена постельного белья производилась комендантом общежития 1 раз в 10 дней. Пол в жилых комнатах был деревянным, паркетным. Натирание паркета мастикой выполнялось студентами.

 

Фото №1, на балконе. Фото №2, на балконе.

 

На 1-м фото слева направо: Нарежин Вася, Киреев Володя, Губецков Коля (нижний ряд); Спирин Гена, ТопузлеевЖеня, гость Спирина Г., Волков Саша (верхний ряд). На 2-м фото: (внизу сидит) Котенко Борис (наш постоянный фотограф),средний ряд: Спирин Гена, Киреев Володя, Нарежин Вася, Губецков Коля (ваш покорный слуга), вверху - гость Спирина.

Губецков Н., Киреев В., Губецков Н., Бондарев Володя

Мещеряков Виктор,Стрелков Стас. Общежитие №1 САДИ 1959г

 

 

Откуда приехали учиться в институт эти ребята?

Стрелков С. – г.Вольск; Мещеряков В. – г.Пугачев;

Бондарев В. –г.Астрахань; Нарежин В- р.ц.Питерка,Сар.обл.

Волков А. - пос.Горный р-н Саратовской области

Губецков Н - р/п Алексеевка,Хвалынский р-н Саратов. обл.

Топузлеев Е.- пос.Горловка, Украина-Сов.Соц.Республика

Котенко Б - Украина-Сов.Соц.Республика

Шмарьян Дима – г.Черновцы, Украина-Сов.Соц.Республика

 

 

 

 

Каждое утро, перекусив булочку с маргарином и стаканом чая, я спешил вместе с товарищами на лекции в институт. Общая тетрадь и авторучка всегда были в работе. Все осмыслить и запомнить, кратко составить конспект. Записывали: таблицы, схемы, формулы, уравнения, источники и перечень литературы по изучаемой теме.

Форма обучения ввиде прослушивания лекций была для меня новой и не достаточной для усвоения знаний. Ранее, в школе, такого способа обучения у нас не было. Обычно учитель рассказывал материал по теме и потом давал задание на дом по той же теме по учебнику. Прочитав дома знакомый по рассказу в школе материал, все хорошо усваивалось и это еще раз закреплялось на уроке при опросе учителя с получением оценки за знание данного материала. Здесь же проверка знаний проводилась 1 раз в семестр на экзаменах, т.е. два раза в год.

Итак, прослушав лекцию, кое-что поняв и запомнив, кое-что механически записав в общую тетрадь, надеясь потом во всем разобраться, мы все студенты, и я, в том числе, спешили в другую аудиторию на лекцию по другой дисциплине.

 

 

 

Это 201-я аудитория.

 

Здесь слушали лекции студенты как строительного факультета-ПГС (промышленное и гражданского строительство), так и факультета ТГС (тепло-газо-снабжение). Это были лекции по:

Истории КПСС; Политической экономии; Диалектическому и историческому материализму; Высшей математике; Общей химии; Гидравлике; Геодезии; Сопротивлению материалов; и др. дисциплинам.

Всего программой обучения было предусмотрено 39 дисциплин.

По 12 дисциплинам выполнялись курсовые и графические работы.

Одна производственная практика по геодезии.

Две производственные практики (включая преддипломную-8мес)

по выбранному профилю - промышленное и гражданское строительство (ПГС).

По предмету Спецподготовка – месячные сборы в танковом батальоне Тоцкого полигона Оренбургской области.

Из 39 перечисленных выше в программе обучения дисциплин, за время моей работы в промышленном и гражданском строительстве в качестве мастера, прораба, старшего прораба. главного инженера СМУ, 10 дисциплин мною не были востребованы. Если бы время, потраченное на изучение этих 10 дисциплин, было потрачено на углубленное освоение дисциплин, связанных с строительным производством, было бы лучше и для меня и для моих строительных объектов (меньше было бы брака) и повышения производительности труда. Уместно вспомнить А.С.Пушкина:

 

 

 

Сейчас,

спустя более 50 лет, я бы программу подготовки инженеров-строителей значительно скорректировал. Закончив институт и придя на строительную площадку, я должен был бы учить строительному делу всех своих подчиненных, поднимать производительность труда и качество строительства, поскольку я инженер, а я вынужден был вновь учиться, т.е. совершать ошибки и на собственных ошибках учиться. Какая уж тут производительность и качество строительства?!

Тем не менее, мои успехи в институте были выше средних. Тройка по одному хотя бы предмету, для меня означала бы потеря стипендии. То есть, прощай институт. Содержать меня пять лет моим родителям было не под силу. Я старался, конечно! Успехи во многом зависели от преподавателей. Очень «занудно» преподавалась история КПСС, политическая экономика, частично другие дисциплины

.

 

Выписка из зачетной ведомости (начало)

 

 

Выписка из зачетной ведомости(окончание)

 

Преподаватели относились к студентам, за некоторым исключением, доброжелательно. Особенно мне запомнился преподаватель Борис Евгеньевич Зотов. Он вел курс Строительной механики. К нему студенты обращались в любое время (Он вел занятия, также, в вечернее время у групп студентов вечернего обучения). Борис Евгеньевич помогал студентам в их работе с курсовыми проектами. Это был опытный, увлеченный своим предметом, внимательный к студентам, в почтенном возрасте преподаватель. К нему студенты просто «липли» и он не жалел своих сил и времени для студентов, учил их.

Работая впоследствии в строительной, а позднее и в проектной организации, мне эти знания очень пригодились.

Новой и интересной была дисциплина –геодезия. Геодезические приборы - теодолит, нивелир с первых же дней работы на производстве использовались мною, т.к. геодезиста в ПМК-544 Новоспасского мехотряда №1 треста «Ульяновсксельстрой», куда меня направили по моему желанию по окончании института, не оказалось.

В институте была лаборатория по геодезии. Здесь мы изучали устройство точных приборов, осваивали работу с теодолитом и невилиром и получали практические навыки. Очень нужные знания давали нам в этой лаборатории опытные, терпеливые, знающие практически предмет, лаборанты.

 

Студенты изучают устройство и работу геодезических приборов

 

 

В лаборатории по химии я себя чувствовал напряженно. В своей школе, в Алексеевке, все эти реторты, пробирки, тигли, спиртовки и другие «склянки» для проведения химических опытов, реакций на выявление в растворах искомых элементов, я видел. Опыты же проводил учитель-лаборант по химии, а мы, ученики, наблюдали. В институте опыты мы делали сами. Не всегда получалось. Запомнились желчные слова ведущей по лаборатории: «Наехали тут колхозники…деревня..!» Но, ведь, если бы мы все это умели, то и ехать нам сюда не надо бы было….. Это была пожилая лаборантка. Возможно, в этот день у нее были какие-то личные неприятности, и она так высказалась в адрес студентов. Я принял ее высказывания на свой счет и помню их до сих пор. За колхоз, за деревню было обидно. Но обращаться с пробирками я научился.

 

 

 

Фрагмент интерьера химической лаборатории института.

Студенты за выполнением опытов.

 

На преддипломной производственной практике в г.Балаково, группе студентов из 5 человек было поручено провести научную работу по применению пиритных огарков для повышения водонепроницаемости строительных растворов. Кандидат технических наук нашего института, Осипова Валентина Александровна, поручила мне возглавить эту работу с моими однокурсниками: Барсковым Виктором, Суворовым Владимиром, Ковалевой Галиной, Елисеевой Эллой.

И вот здесь пригодились знания и умение, полученные в лаборатории нашего института.

 

С большим интересом и желанием я шел в кабинет архитектуры. Лекции читал доцент Голубинов В.Е.. Здесь я впервые узнал, что если в построенном здании органически слились польза, прочность и красота, эти архитектурные сооружения становятся (памятниками) произведениями искусства и сохраняются в веках.

Архитектурные детали здания.

Нам рассказали, что в определенных периодах времени исторически складывается и определенный стиль здания. История архитектуры знает несколько основных стилей: античный, романский, готический, ренессанс, барокко, классицизм, ампир, конструктивизм и другие.

 

 

Макеты каркасных фрагментов зданий в лаборатории архитектуры (архитектурный стиль – конструктивизм).

Военную подготовку (спецкурс) в институте вели подполковник Коновалов и майор Покровский. Изучение наступательных операции, ведение оборонительной тактики, преодоление водных преград, дислоцирование личного состава при нанесение противником атомного удара, строительство дорог и мостов, саперно-взрывные работы, наведение понтонных переправ через водные преграды, доводились до нас, студентов, доходчиво с показом и иллюстрацией видеоматериалов.

В Тоцком полигоне, расположенном в Оренбургской степи на базе танкового батальона после окончания 3-го курса института мы проходили месячные сборы, обучение, принятие присяги.

Что такое – Тоцкий полигон? (один из вариантов применения)

Тоцкий полигон. Схема военных учений после испытания атомной бомбы 14 сентября 1954 года.(Как это тогда было?).

 

Руководство учениями поручили первому заместителю министра обороны Маршалу Советского Союза Георгию Жукову, а строго засекреченная акция на 25 лет: операция «Снежок».

К учениям было привлечено, по официальным данным, 45 тысяч военнослужащих, 600 танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ), 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров, 320 самолетов, шесть тысяч тягачей и автомобилей. В исходных районах размещения войск было отрыто свыше 380 км траншей, построено более 500 блиндажей и других укрытий. За двое-трое суток до начала учения туда стали прибывать высшие военачальники: Маршалы Советского Союза Василевский, Рокосовский, Конев, Малиновский... Приехали военные делегации соцстран, а за сутки до учений в «правительственном городке» появились Никита Хрущев, министр обороны Николай Булганин и академик Игорь Курчатов.
В 9 часов 34 минуты Ту-4 с высоты 8 тысяч метров произвёл сброс плутониевой бомбы РДС-2 (кодовое наименование «Татьянка») с тротиловым эквивалентом около 40 килотонн.

«Татьянка» взорвалась через 45-48 секунд после сброса на высоте примерно 350 метров.
Затем через район атомного взрыва по приказу Жукова двинулись войсковые колонны. Техника преодолевала заражённую зону со средней скоростью 5 км/час. Никакой спецзащиты у бойцов не было: стандартное хлопчато-бумажное обмундирование, шинель, бумажная накидка да противогаз. И вместо санобработки по окончании учений – купание в заражённой радиацией речке Самара. (данные из открытых материалов).

Итак, возвращаемся воспоминаниями в 1962год.

На полигон мы прибыли в составе, примерно, 90 студентов. Нас сопровождал представитель института, наш преподаватель по военной подготовке, подполковник Коновалов (лето 1962-й год)

Жили в палатках. В основном, ранее, большая часть студентов в армии не служила. Утром была дана команда «Подъем! Строиться!». Но мы все не торопясь, потягиваясь, лениво вставали. Когда же в палатку «влетел» наш товарищ, однокурсник, Виктор Бражник, он ранее служил в армии и был сейчас дежурным, его глаза сверкали и испускали на нас молнии: «Подъем, 40 секунд вам на построение возле палаток, быстро!!!»

Мы были в недоумении, что случилось с нашим Бражником?! «Витя, что с тобой?!» Он объяснил нам воинский порядок подъема солдат и дальше все было с подъемом нормально. Мы укладывались по времени в армейский норматив.

 

Палатки нашего лагеря после «вечернего отбоя» и перед утренним «подъемом».

У нас было солдатское обмундирование, сапоги, портянки, пилотка, фляжка для воды, котелок, ложка.

Передвижение в столовую, на учебные занятия выполнялись строем. Взводным был назначен кадровый офицер танкового батальона в звании лейтенанта. Периодически устраивал нам смотры капитан Залетаев, офицер батальона. Руководителем наших сборов был подполковник Коновалов, преподаватель нашего института.

 

Прием пищи солдатами в летней столовой.

 

 

Дислокация танкового батальона и приданных средств в полевых условиях.

 

В полном боевом снаряжении, в скатках, при степном палящем солнце (температура в тени = 46 градусов) мы преодолевали препятствия и дымовую завесу в противогазах. Это было трудно, не хватало воздуха для дыхания. И появился шуточный ремейк:

«Я помню чудное мгновенье, когда я снял противогаз»

 

 

Мы преодолевали дымовую завесу в противогазах.

 

 

 

После условной имитации атомного взрыва

мы проводили передислокацию личного состава. Моросил дождь, время обеда, ели кашу с походной кухни и пили чай вместе с водой моросящего дождя.

 

 

Воздействие атомного взрыва на окружающую среду.

 

 

Наш «студенческий» взвод изучал наглядно наведение понтонной переправы средствами танкового батальона через водную преграду (река Самара).

 

 

 

Автомобиль готов выгрузить самосвалом первую секцию понтонного моста на воду

 

 

Первая секция понтонного моста раскрывается на воде

 

 

 

Несколько секций понтонного моста соеденины между собой.

На прилегающей к палаточному лагерю территории находилось чистейшее небольшое озеро с бурной растительностью камышей, белых цветов на водной глади. Вода пополнялась в озере множеством родников. Данное озеро использовалось командованием батальона для сдачи норм ГТО по плаванию. Выяснилось, что отдельные мои однокурсники не умеют плавать. Я рос на реке Волга, и находиться в воде мне было комфортно, плавать я умел с 7-8 лет. Неумение моих товарищей плавать для меня было открытием.

 

Несколько дней мы выполняли ремонт деревянного моста на сваях, изучали его конструктивную схему, способы погружения свай в грунтовое основание реки..

Выполняли тренировочные стрельбы из автомата и пистолета. Стрельбу из автомата Калашникова и пистолета Макарова выполняли на оценку и на «зачет».

 

Мои показатели: - три короткие очереди из автомата по мишени с расстояния 50 метров – три попадания; стрельба из пистолета Макарова по мишени с расстояния 25 метров –8+10+9=27 очков. Это были показатели стрельбы из оружия на оценку «отлично».

 

В институте студенты имели неплохую возможность физического развития в многочисленных спортивных секциях. Валентина Прудскова и Юрий Сисикин из секции фехтования на рапире и шпаге, приняли участие в Олимпийских играх и стали серебряными призерами игр. Мой товарищ по группе Саша Волков, посещал секцию самбо и имел 1-й разряд по этому виду спорта. Володя Суворов занимался баскетболом и постоянно участвовал в соревнованиях студенческого спортивного общества «Буревестник», Дима Шмарьян ходил в секцию классической борьбы. Кто то занимался легкой атлетикой, плаванием, лыжным спортом, а я ходил в секцию бокса.

В институте имелся большой спортивный зал и малый спортивный зал, примыкающий к нему. Малый зал был оборудован для занятий боксом. После разминочных упражнений

наш тренер, Игорь Николаевич Салов, ставил нас в спарринги на ринге. Занятия проходили три раза в неделю. Перед соревнованиями нам выдавали талоны бесплатного питания в студенческой столовой. Я также принимал участие в соревнованиях общества «Буревестник». Мое «достижение в боксе» – третье место в соревнованиях общества «Буревестник».

После тренировок шли в душ, изредка потом в плавательный бассейн

Что бы достигнуть высоких успехов в спорте, тренировками надо заниматься по 6-8 часов ежедневно. На учебу время не хватало. Кроме того, защитных шлемов мы не имели и частенько ходили с синяками на лице. Это мне не нравилось.

С третьего курса я оставил бокс.

 

 

Малый спортивный зал для занятия боксом.

 

Спустя много лет, при посещении врача ухо, горло, нос, мне стало известно, что мне свернули носовую перегородку. Хирург Чернова Любовь Владимировна исправила спортивные огрехи моей юности.

 

Тренировки боксеров на ринге в спаррингах.

 

 

Плавательный бассейн института. 1960год.

 

 

На комфортность нашей студенческой жизни во многом влияло финансовое состояние каждого студента. Не большой процент обучающихся имели состоятельных родителей, способных периодически присылать деньги на их содержание. Это были Акивисон Д, Шмарьян Д., Топузлеев Е., а также ребята и девчата, жители г.Саратова, т.е. местные студенты.

В основном мы, студенты с районов Саратовской области, жили на стипендию и редкий заработок на выгрузке леса, цемента, камня, щебня на железной дороге. Наша стипендия исчислялась в месяц: 1-й курс – 290,50руб,(1959-1960г.); 2-й курс – 320,50руб; В 1961г. прошла реформа денег. 3-й курс – 35,50руб (1961-1962г.); 4-й курс – 40,50руб.; 5-й курс – 45.00 руб.

Приведу один пример разовой «калымной» работы. В нашем общежитии №1, на 1000мест, были организаторы «калымов» из числа студентов старших курсов. Они держали постоянную связь с предприятиями г.Саратова и г.Энгельса, заказчиками работ. Когда появлялась работа, пробегали по этажам общежития и набирали бригаду нужного количества. Так однажды поступил заказ разгрузить баржу с лесом (доски, в объеме 1000куб.м) для лесопитомника в г.Энгельсе. Бригада в 23 человека была собрана в течении 30-40 минут. С нашей комнаты поехали Губецков Н., Мещеряков В, Волков А, Нарежин В, Киреев В. Бригадиром был студент старшего курса. Мы выехали речным транспортом в г.Энгельс, дальше добрались автобусом до лесопитомника и на место причала ожидаемой баржи с лесом. Стоимость работ определена была в 25 тыс.руб. (дореформенный 1960 год).

Была теплая осень, (конец сентября). Буксир подвел баржу к берегу на расстоянии до него 15-20 метров, как позволяла глубина воды, закрепили баржу от сноса водой. Капитан буксира спросил: когда приходить за разгруженной баржей? Бригадир ответил: завтра в 10 вечера. Капитан не поверил и сказал, что он не может гонять буксир впустую, вы не успеете выгрузить лес. Поспорили на 2 литра водки. Буксир уехал, а мы взялись за работу. 500 куб.м досок лежало наверху, на палубе и 500 куб.м леса находилось внизу, в трюмах.

 

От борта баржи до берега установили высокие козлы, по которым настелили доски. Все надежно сколотили гвоздями. Козлы на берегу возвышались над землей около 3-х метров. Технология была такой: 4-е человека на погрузке,18 на переноске досок, бригадир на разравнивании сброшенных с настила эстакады досок. Итак двое берут доски, каждый за свой конец, к ним подходят двое, подставляют плечи с подложенной фуфайкой, приняв груз досок, быстро по настилу бегом до берега, сбрасывают с плеч доски вниз и вновь возвращаются за очередной порцией досок. Бригадир багром попралял сброшенные сверху доски. Досок на плечи грузили иногда по две, если это были толстые доски, иногда 4-е, если это были дюймовки. Уже был давно вечер, светила луна. Закончили выгрузку 500куб.м досок, что находились на верхней палубе. Была команда – отбой на сегодня. «Муравейник» грузчиков остановил свой поток. Собрались в тесноте в кубрике баржи. Бригадир разлил водку по полстакана каждому. Закусили хлебом и помидорой. И вскоре все спали от усталости, кто где и как мог, на барже.

Утром бригадир принес горячий чай, что привезли директор и женщина с лесопитомника. Был привезен так же сахар, хлеб, стаканы под чай.

Заготовили трапы для трюмов и вновь наш «муравейник» включился в работу. Было 6 часов утра. Носить доски с трюма было значительно труднее. Трап лежал под углом 30 градусов. Перед трапом на подъеме, приходилось делать ускорение, чтоб подняться наверх, на палубу. Дело двигалось, но многие очень устали, просто валились с ног. Многим опилки попадали в глаза и это мешало нормальному движению. Последние десяток метров надо было перемещаться по уже разгруженному штабелю леса на берегу и это тормозило разгрузку

Оставалось немного разгрузить, но и рабочих носильщиков стало совсем мало, осталные свалились тут же от изнеможения, отдав все силы..

Из нашей комнаты ребята, спортсмены, держались все до последней вынесенной с баржи доски.

 

Вид разгруженной баржи и подмостей на высоких козлах

Закончилась выгрузка. Светила Луна. Время было 10 минут одиннадцатого вечера. Вдали показались огни буксира. Бригадир стал освобождать крепление настила подмостей от борта баржи ломом. В это время одна из пачек денег, что лежали во внутреннем кармане куртки, выпала через борт баржи и полетела вниз, кружась листьями купюр, в реку, в Волгу. Светила Луна и было видно, как по воде между берегом и баржей плывут бумажные денежки.

Пять наших ребят быстро зашли в воду ниже по течению реки и стали встречать эти денежные кораблики. Выловили все до одной купюры.

Капитан буксира был удивлен и доволен, что не зря пришел за баржей. Водка нам пригодилась взбодрить организм. На берегу мы отдыхали в каких то землянках. Утром, к 5-ти часовой переправе с Энгельса на Саратов, мы успели прийти вовремя. Когда мы сошли в город, то он мне показался чужим, не знакомым. Я его не узнавал. Это было от сильного перенапряжения, от переутомления организма. В кармане было денег 1050 рублей и они питали меня энергией.

Позднее, когда ко мне в Саратов приехали навестить меня моя мама и сестра Татьяна, мы зашли в магазин и я купил себе на эти деньги костюм и галстук. Изредка мне присылал отец 5-10 рублей. Это было крайне редко. Чаще мне помогал старший брат Петр, присылал изредка по 15 рублей. (это были после реформенные деньги).

 

 

 

В зимнее время, изредка, я ходил на каток.

 

До 11- 10,30 на катке было много школьников, детей. Мы с товарищами шли на каток после 11 часов вечера. Хорошая освещенность катка и музыка способствовали отдыху и бодрому настроению. Каток заливался на стадионе нашего института.

По субботам и воскресеньям в наш институт приходили на танцы студенты и студентки с других институтов города: пед.института, мед.института, госуниверситета и др. В нашем институте учились в основном парни, поэтому женская половина города также тяготела к нашему институту. Было два больших танцевальных зала. Молодежи набивалось «битком».

За организацией и порядком следили два десятка дружинников. Дружина насчитывала в институте 600 человек.

Случалось, что парни с прилегающих улиц города, и даже с окраин «Агафоновки» собирались у ворот института «посчитаться» с САДИстами за своих девушек, что приходили на танцы в наш институт. Некоторые из них вооружались палками, штакетником, железными прутьями. Когда по микрофону объявлялось по танцевальным залам команда: Дружинникам спуститься к выходу», то мы знали, что нашим дежурным дружинникам нужна помощь. Танцевальные залы быстро пустели.

За воротами начиналась драка с «Агафоновскими» гостями.

После амнистии 1953 года по окраинам больших городов поселилось много криминального населения. И когда однажды нашего студента «саданули» ножом, продолжалось преследование нападавших до места, куда они забежали. Это было рабочее общежитие завода. Выяснять, кто виноват не стали и били всех парней подряд. На следующий день сорвалась работа на одном из предприятий города из-за отсутствии «по болезни» многих молодых рабочих. Дело рассматривалось в Обкоме г.Саратова.

Наш раненый студент месяц лежал в больнице, потом его отправили в санаторий.

В городе распоясались воры: снимали головные уборы с женщин и мужчин, выхватывали из рук сумки в вечернее время, вытаскивали из карманов деньги при посадке в автобусы, трамваи и в стесненных людских ситуациях на рынках.

Когда мы с товарищем, Петром Климушиным, пройдя по торговым рядам Сенного рынка, зашли в столовую перекусить, то выяснилось (подойдя к кассе), что денег в кармане нет. Пришлось товарищу одалживать мне денег. За обед (1-е,2-е, 3-е) требовалось 50 копеек. Денег в кармане было три рубля, их вытащил незаметно карманник. Позднее, спустя много лет, работая в училище детской колонии, мне говорили воры-подростки: «Что бы у вас не украли деньги, их надо держать в руках. Из любых других мест деньги украдут незаметно для вас»

Еще подобный случай. Провожал на речной вокзал г.Саратова, маму и сестру, Татьяну. Ехали автобусом. Чувствую, что в мой карман пытается залезть некто, стоящий позади меня. Оглядываюсь, встретились молча взглядами, поняли друг друга. Он сошел на следующей остановке. Наша остановка была «Бабушкин взвоз», выход на речной вокзал, куда я провожал сестру и маму.

В городе для обеспечения спокойствия и порядка, были организованы на многих предприятиях «народные дружины», которые несли дежурство в закрепленных для них районах.

В нашем институте была создана из студентов и преподавателей дружина.

Командиром дружины был преподаватель, доцент, грузин по национальности. Численность дружины была 600 человек, разбита на десятки. Некоторым десяткам давали задание вылавливать воров в городском транспорте. Это была их «специализация». Выловленных воров приводили в «пикет», в комнату общежития, где руководил допросами милиционер, где допрашивали, составляли протокол задержания, увозили в следственный изолятор.

Десятка, в которую входил я, дежурила в районе кинотеатра «Родина». В десятку входили крепкие ребята-спортмены: самбист ВолковА.,боксеры Нарежин В., Губецков Н., «крепкий орешек» моряк Киреев В., и другие. Красные повязки на рукаве говорили о том, что мы дружинники, имелись удостоверения дружинника.

Мы имели право бесплатно посмотреть кино последнего сеанса кинотеатра «Родина», расположенного в районе нашего дежурства. Однажды, в наше дежурство, в кинотеатре шел фильм «Осторожно, бабушка!» Веселая кинокомедия: Бабушка лихо гоняла автомобиль, приводя водителей – мужчин в ужас.

Выйдя из кинотеатра, смеясь, обсуждая сюжет фильма, мы направились в сторону нашего общежития. Вдруг послышался визг тормозов автомобиля, звон, треск разбившихся стекол.

Мы пошутили: «Вот еще одна бабушка лихачит!» Но послышались крики: «Автомобиль угнали!», «Автомобиль угнали!» Угонщик, молодой мужчина, выскочил из машины и хотел скрыться в соседних дворах частных домов. Ему не повезло.

Мы оказались на его пути и стали его преследовать. Когда он перелазил через забор, мы его догнали и ему пришлось сдаться: нас было четверо, хотя он был жилистый «крепкий парень», но он понимал, что с четверыми ему не справиться. Его мы привели в пикет в нашем общежитии. Им занялся сотрудник милиции: допрашивал, составлял протокол. Угнанная легковая машина долго еще стояла на заднем дворе института, куда ее прибуксировали.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: