Проблема соотношения норм права с другими социальными нормами.




Социальные нормы – правила поведения людей в общественной жизни (общественные нормы).

Всем социальным нормам присущи общие черты:

- имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

- как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов (социальные нормы указывают, какими должны быть человеческие поступки по мнению определенного коллектива людей, различных организаций);

- социальные нормы представляют определенный стандарт (образец, эталон поведения), типичный для данного времени и среды;

- они отличаются общим характером, абстрактностью адре­сата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат ука­зания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).

- характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

- служит ориентиром в выборе социально одобряемого поведения;

- они отражают достигнутую ступень экономического, соци­ально-политического и духовного развития общества;

- в них отражаются исторические и национальные осо­бенности жизни страны, регионов;

- формируются в процессе жизнедеятельности людей, то есть неотделимы от своего носителя:

- преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Виды социальных норм.

1) Нормы морали (нравственности ) это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулято­ром и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций и охраняются силой общественного мнения или внутреннего убеждения.

Моральные нормы находят свое выражение в общественном мнении, религии, художественных произведениях и т.д. Право и мораль тесно взаимодействуют. Эффективность действия права, а также их исполнение во многом обуславливается тем, насколько нормы права соответствуют требованиям морали, то есть чтобы правовые нормы должным образом функционировали они не должны противоречить нормам морали.

Формирование морали имеет естественно – историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений.

Право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула влияние: мораль не должна требовать нарушение закона, право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков.

При рассмотрении морали как системы норм и оценок важной является проблема соотношения «мы» и «они». Про­блема состоит в том, по отношению к кому следует поступать морально, по отношению к кому существуют моральные обя­занности поступать честно, справедливо, кому следует делать добро. Вопрос кажется на первый взгляд ясным — по отно­шению к людям. Но в ряде современных культурных систем признаются моральные обязанности перед животными. И эти представления о морали получают все большее распростране­ние в мире. Зачастую право способствует такому более широ­кому представлению о моральном поведении. Например, УК РФ (ст. 245) устанавливает ответственность за жестокое обра­щение с животными. Таким образом, моральные обязанности признаются по отношению не только к людям.

С другой стороны, важным является вопрос: каков тот круг людей, к которым следует относиться морально? В ис­торическом развитии этот круг в племенном обществе огра­ничивался соплеменниками. По отношению к чужакам мож­но относиться иначе — несправедливо, жестоко. Институт рабства морально оправдывался потому, что римляне и греки противопоставлялись варварам. Последние были не равно­ценны с первыми. Их можно было обращать в рабов.

Мораль— это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Каждый класс имеет свою мораль. Даже каждая профессия имеет особен­ности своей морали. Одно дело — мораль рыцаря (корпора­тивное представление о справедливости, чести, щедрость, верность слову, дуэль как способ защиты чести и т. д.), другое — мораль буржуа (главные добродетели: бережливость, накопительство, стремление к прибыли, почтение к иерархии и т. д.), мораль крестьянина, рабочего, военнослужащего, вра­ча, юриста и т. д. Здесь различаются представления о справед­ливости, чести и т. д:

Лица, составляющие законодательный корпус, сами явля­ются носителями определенной морали, имеют определенные представления о добре и зле, совокупности моральных цен­ностей. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влия­ние на содержание принимаемых законов и иных норматив­ных актов. Однако законодатели, принимая закон, должны. руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем моратьного состояния об­щества в целом. Чем более точно и адекватно в законах вы­ражены моральные воззрения общества, тем более эффектив­но действуют законы. Соответствие законов моральному со­стоянию общества минимизирует государственное принужде­ние как средство обеспечения права.

Учет требований господствующей в обществе морали де­лает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Можно согласиться с известным мнением, что право — это минимум морали. Действительно, в праве выражены многие и многие моральные нормы: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда другому и т. д. Например, в УК РФ имеется специальная гл. 25 «Пре­ступления против здоровья населения и общественной нрав­ственности». Да и многие другие составы преступлений осно­ваны на нравственных началах. Все составы преступлений против личности, семьи, собственности, общественного по­рядка нравственно обоснованны.

Мораль воздействует на правоприменительную деятель­ность государственных органов. Она требует, чтобы юридиче­ские дела разрешались с учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и т. д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по юридическому делу. Решения должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Мораль имеет значение и при толковании законов, если в них встречаются термины морального содержания.

Моральное состояние общества влияет не только на при­менение права, но и на другие формы реализации права (со­блюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболез­ненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права. Напротив, нравственный нигилизм всегда идет об руку с правовым нигилизмом. Пренебрежение моралью идет рядом с пренебрежением правом. Это естественно, так как их тре­бования во многом совпадают.

Право оказывает в свою очередь обратное воздействие на моральное состояние общества, отдельных его членов, спо­собствует их нравственному воспитанию. Это вытекает из то­го, что основные принципы, нормы права нравственно содер­жательны, основные требования права и нравственности сов­падают.

Право зачастую содержит прямые предписания со­блюдать нормы нравственности и в случае их нарушения ус­танавливает неблагоприятные для нарушителя юридические последствия. Ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о нравственном воспитании детей. За нарушение своих обя­занностей они могут быть лишены родительских прав. ГК РФ предусматривает ответственность за причинение морального вреда, который наступает как следствие нарушения нормы морали.

2) Нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате многократного повторения вошли в привычке.

Особенность – они используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он становиться поведенческим стереотипом (привычкой) людей, то есть нормой поведения.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования.

В отличие от права и морали, обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Взаимодействие права и обычаев:

- юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации,

- юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3) Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организациях, распространяющиеся на ее членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данной организации (профсоюзов, партий, клубов и т.д.).

Они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей, распространяются на членов данного сообщества. Закрепляются в соответствующих документах: уставах, положениях общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, обеспечиваются предусмотренными организациями мерами.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре. Однако корпоративные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение.

4) Религиозные нормы это нормы, регулирующие отноше­ния верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организа­ций.

Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (кре­щение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признака­ми социальной нормы:

-такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) опре­деленных отношений, в частности в многообразных обрядах, ри­туалах, молитвах и т.д.

-ее предписания относятся не к конкретному чело­веку, а к группе последователей этой религии.

- такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно, здесь использо­вание слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступа­ешь, так и тебе будет воздано».

5) Политические нормы — это нормы, регулирующие поведе­ние субъектов политической жизни, отношения между партия­ми, социальными группами по поводу государственной власти и др.

Особенности этих норм:

- закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политичес­ких партий, движений.

- такие нормы служат основой для достижения оп­ределенных целей в политике.

- к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои полити­ческие интересы, решающие политические задачи.

- политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

- политические нормы содержат критерии, предъ­являемые к структурным элементам политической системы (внут­ренняя организованность, принципы деятельности и др.).

Данные виды социального регулирования деятельности, поведения людей очень тесно связаны между собой, посколь­ку они опосредуют отношения собственности и государствен­ной власти, являющиеся эпицентром государственно-правовой структуры общества. Взаимодействие этих норм приобретает весьма разнообразные формы: взаимоподдержки, противобор­ства, солидарности, блокирования. Это определяется конкрет­но-историческими условиями, соотношением классовых сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества.

В области политического сознания вырабатываются те общие принципы, ценностные ориентиры, нормы, которые выступают в качестве необходимого условия осуществления политического процесса, политических связей и отношений, институализации политической системы. Эти принципы, ори­ентиры, нормы являются прежде всего осознанием и выраже­нием классового, сословного, группового интереса, отношения к политической реальности.

Интересы группируют вокруг себя все системы ценност­но-нормативной ориентации — политические, эстетические, религиозные. Но политическая ценностно-нормативная систе­ма наиболее концентрированно выражает эти интересы, по­скольку она непосредственно регулирует отношения, связан­ные с политической властью. Эти отношения определяют ха­рактер взаимодействия классов, социальных групп, индиви­дов во всех иных сферах жизнедеятельности людей в классо­вом обществе.

По мере своего развития политические нормы становят­ся наиболее активным выразителем интересов и потребностей классов и группировок. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление под­чинить себе все иные формы воздействия на общественные отношения — право, нравственность, искусство. В процессе исторического развития по мере культурного прогресса об­щества, расширения сферы демократии и свободы меняется степень влияния различных видов социальных норм, происхо­дит высвобождение их из-под пресса политических установ­лений.

Первенство политических норм перед правовыми порож­дает насилие и создает почву тоталитарным режимам. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политичес­кие нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где права человека не вы­ступают в качестве средства контроля за ее осуществлением.

Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере полити­ческого режима, сущность которого определяется тем, при­знает или не признает он господство в обществе правовых начал, принципов и норм.

В политических нормах в отличие от правовых неизменно присутствует конкуренция идей и программ. Среди политичес­ких норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интересов и целей раз­личных политических групп. Такая сила находится вне поли­тических норм — это право, правовые принципы, правовые нормы.

 

Проблемы соотношения:

1) Характер отношений, на которые «накладыва­ются» правовые и неправовые социальные нормы.

Нормы права (например, конституционного, административного) закрепляют прежде всего основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения.

Неправовые со­циальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений — межличностные, межгрупповые и др.

2) Порядок и способ установления правовых и не­правовых норм.

Неправовые нормы возникают в результате нор-мотворческой деятельности политических партий, различных об­щественных объединений и организаций или складываются (как. например, нормы морали, обычаи) в процессе самой обществен­ной жизни, общественной практики, а также в быту.

В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, устанав­ливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполно­моченными на то государственными органами.

3) Формы или способы выражения правовых и не­правовых норм.

Если нормы права всегда содержатся в конкрет­ных правовых актах и излагаются в письменной форме, то непра­вовые нормы, как правило (кроме норм, содержащихся в ак­тах — решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы. Пронизывая собой все сферы духовной и общественной жизни, опосредуя их и ока­зывая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколения в поколение.

4) Формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм.

Основными формами и средствами обеспече­нии норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, яв­ляются такие специфические средства, как юридические. Они мо­гут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведения участниками гражданско-правовых и иных правоотношений, на­конец, в простой констатации того факта, что государство гаран­тирует соблюдение норм права и содержащихся в них велений.

5) Характер и степень определенности мер воздейст­вия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социаль­ных нормах велений. В случае нарушения неправовых социаль­ных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда строго определенны. Нарушение норм морали, нравственно­сти или же норм, содержащихся в обычаях, то никакими актами не предусматривают какие-либо определенные меры об­щественного воздействия. Если нарушаются нормы права применяются госу­дарственного принуждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: