Правоохранительные органы и их место в государственном аппарате современной России.




В самом общем виде правоохрана это особый вид государ­ственной деятельности, связанный с использованием охранитель­но-принудительных средств обеспечения должного правопорядка. Соответственно к признакам правоохраны можно отнести сле­дующие:

а) имеет своей целью недопущение отклонения от установленного правопорядка, а равно восстановление его с по­мощью принудительных средств;

б) объектом функционирова­ния является охранительная сфера действия права;

в) связана с осуществлением специфического вида государственной дея­тельности — правоохранительной;

г) осуществляется в основном специализированными структурами государства — правоохрани­тельными органами и судебной системой;

д) связана с исполь­зованием специфических юридических средств.

Правоохрана осуществляется в специфических юридических формах:

-правосудия (судопроизводства) — консти­туционного, гражданского, уголовного и административного;

-прокурорского надзора, предупреждения и пресечения правонару­шений (охрана публичного порядка),

-расследования преступле­ний;

-оперативно-розыскной деятельности;

-исполнения судебных решений;

-осуществления специализированной контрольно-надзорной деятельности.

Правоохранительные органы - часть государственного механизма, которая специально создается для за­щиты конституционных прав и свобод граждан и их объедине­ний от произвола и других неправомерных притязаний, поддержа­ние в обществе демократического правопорядка и законности, используя специфиче­ские юридические средства, в том числе принудительного и свя­занного с ним контрольно-надзорного и профилактического ре­гулирования.

Признаки правоохранительных органов:

1) возникая вследствие разъединения властей в государстве, правоохранительные органы выступают той частью меха­низма государства, которая обособляется для обеспечения правовой охраны общественных отношений, прав и закон­ных интересов личности и общества от произвола;

2) они осуществляют особый вид государственной деятельно­сти — правоохранительную — и в связи с этим в пределах своих полномочий вправе применять меры государственного принуждения.

3) правоохранительные органы независимы от представительных и исполнительных органов
в рамках предоставленной им компетенции, т.е. при рас­смотрении конкретных юридических дел, выполнении иных юридических задач. Пределы деятельности правоохранительных ор­ганов, ее содержание конкретно вытекают из закона и им определяются.

Иногда термин «правоохранительные органы» употребля­ется как собирательное понятие, которое объединяет две груп­пы правоохранительных структур:

а) государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность. К ним от­носятся перечисленные выше органы, а также суды, админи­стративные комиссии по делам несовершеннолетних, органы го­сударственного надзора (атомно-энергетического, ветеринарного, горного, пожарного, пробирного, технического, санитарного):

б) негосударственные правоохранительные органы и учрежде­ния. Это органы правового обеспечения и правовой помощи — нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы и др.

Признаки правоохранительной деятельности:

1) Правоохранительная деятельность направлена на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в их совершении.

2) Такая деятельность осуществляется компетентными, специально уполномоченными на то государственными органами, должностные лица которых имеют специальную профессиональную подготовку, и, как правило, высшее юридическое образование.

3) Она осуществляется в соответствии с законом, то есть, во-первых, только при наличии соответствующих правовых оснований, и, во-вторых, в определенном порядке, установленном законом и иными правовыми актами. В большинстве случаев порядок осуществления правоохранительной деятельности досконально регламентируется законом, т.к. эта деятельность только и может осуществляться в рамках четко установленной процедуры, нарушение которой не допустимо.

4) Правоохранительная деятельность, как правило, носит характер применения права. Применение права определяется в общей теории права как способ реализации правовых норм путем издания уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами специальных процессуальных актов - документов, устанавливающих права и обязанности тех или иных субъектов (физических и юридических лиц).

5) Эта деятельность, как правило, связана с применением мер государственно-правового принуждения к лицам, совершившим правонарушения, а также для предупреждения их совершения. Меры государственно-правового принуждения в теории государства и права подразделяются на две группы: юридические санкции и меры предупредительного характера.

Правоохранительная деятельность - это деятельность, направленная на охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, которая осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами на основании закона и в порядке, им установленном, и, как правило, связана с применением мер государственно- правового принуждения.

Задачи правоохранительной деятельности:

1) охрана прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

2) разрешение споров о праве (юридических конфликтов);

3) предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер ответственности к лицам, виновным в их совершении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: