Институт Филологии
Инклюзивное образование 3 курс.
Практикум по инклюзивному образованию 4 курс.
Темы
1. Понятие и сущность инклюзивного обучения.
2. Цель и задачи инклюзивного образования.
3. Понятие психолого-педагогического сопровождения лиц с ООП.
4. Проблема раннего выявления лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация психолого-педагогической помощи в семье.
5. Толерантность общества по отношению к лицам с ООП - как залог их успешной социализации.
6. Структурно-организационная модель коррекционного образовательного учреждения.
7. Примерная адаптированная образовательная программа обучения ребенка с ООП. Структура, содержание и формы организации жизнедеятельности.
8. Основные документы, регулирующие инклюзивное обучение в России.
9. История развития инклюзивного обучения в России.
10. История развития инклюзивного обучения за рубежом.
11. Развитие адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении.
12. Непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе в условиях инклюзии.
13. Организация деятельности ПМПк в образовательной организации, осуществляющей инклюзивную практику.
14. Культурно-исторические традиции обучения лиц с ОВЗ в России.
15. Этапы развития специальной педагогики и психологии в России.
16. Роль и функциональные обязанности «тьютора» в инклюзивном образовательном пространстве.
17. Специфика профессиональной деятельности специального педагога в условиях инклюзивной практики.
18. Личностные характеристики специального педагога. Особенности его деятельности в реабилитационной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
|
19. Профессиональная подготовка и переподготовка педагога общеобразовательной организации для работы в инклюзивном образовательном пространстве.
20. Принцип гуманизма в специальной педагогике и его реализация в условиях инклюзивного образования.
21. Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в специальной педагогике.
22. Специальное сопровождение учителей и администрации в условиях инклюзивной практики.
23. Понятие и сущность инклюзивной образовательной среды.
24. Методологические основания педагогики инклюзии.
25. Характеристика ФГОС дошкольного образования.
26. Характеристика ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
27. Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов в инклюзивном образовании.
28. Принципы инклюзивного образования.
29. Доступность образования для лиц с ООП на современном этапе развития специального коррекционно-развивающего образования.
30. Содержательные аспекты деятельности ПМПК.
Литература
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании //Психологическая наука и образование.- 2011.-№1.-С.83-92.
2. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология: Учебник,2017. Эл. ресурс https://www.biblio-online.ru/book/774576FD-B8CB-49E9-B639-A5249687C614
3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: педагогическая помощь. - M.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1995.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
|
6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Уч. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч./ М. Просвещение. 2013.
7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с проблемами в развитии. – М., 1997.
8. Педагогика инклюзивнго образования. Учебник. Под ред Назаровой Н.М.,2017,
9. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш.проф.образования/под ред. Н.М. Назаровой.- II-е изд.,перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2013.-384 с.-(Сер.Бакалавриат).
10. Специальная педагогика в трех томах/под ред. Н.М. Назаровой. –М.: Издательский центр «Академия», 2008.
11. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е. А. Стребелевой. - M.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. Специальная психология / под ред. В.И.Лубовского. - М., 2008.
13. Сурдопедагогика/Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Владос, 2004.
14. Тьютор в образовательном пространстве: Учебное пособие / В. П. Сергеева, И. П. Сергеева, Г. В. Сороковых, Ю. В. Заборова и др.; Под ред. В. П. Сергеевой. – Москва: Перспектива, 2014. – 216 с.
15. Трофимова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде:монография.-Самара: Современные образовательные технологии,2011.
16. Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
Электронный ресурс
17. Цибульникова, Виктория Евгеньевна. Тьюторство в образовании [Электронный ресурс]: Учебно-методический комплекс дисциплины / В. Е. Цибульникова; ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет". – Электронные текстовые данные (761Kb). – Москва: МПГУ, 2016. – 40 с. – Режим доступа: https://elib.mpgu.info/view.php?fDocumentId=7678
|
1. Психолого –педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ под ред. Е.Г. Речицкой – М.: МПГУ, 2012
2. Речицкая Е.Г., Кулакова Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2014.
3. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А.Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб.-метод. пособие для студ. пед. вузов./ Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. – М.: Владос, 2014.
Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины (модуля)
https://www.searchengines.ru (Энциклопедия поисковых систем);
https://www.ido.ru (Система открытого образования с использованием дистанционных технологий);
WWW.IKPRAO.RU (Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО);
https://www.rsl.ru (Российская государственная библиотека);
https://www.gnpbu.ru (Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского).
https://divo.tomsk.ru/files/lectures.pdf Лекции по воспитанию и обучению детей с нарушением слуха П.Беттхер, Б. Богнер и др.