Система городского хозяйства




Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора»

1. Общественный сектор экономики: история формирования и структура.

18-19 века проходили с доминированием в экономической жизни концепций, ориентированных на частный интерес, в центре данных представлений был субъект, преследующий свои эгоистические цели, что и фиксировалось как рациональное поведение;

Согласно представлениям той эпохи, преследуя свои личные интересы, индивиды поднимали благосостояние всего общества («невидимая рука» А. Смита)

Общественный интерес как феномен экономической жизни, периодически возникая в истории, серьезно заявляет о себе в конце 19 в с существенным ростом государственных расходов во многих передовых странах.

Сегодня представления об общественном секторе экономики как социальной реальности становятся неоспоримыми.

} Фридрих Лист;

} Дж.М. Кларк;

} Адольф Вагнер;

} Альфред Маршал, Артур Пигу («Теория общественного благосостояния»);

} Дж.М. Кейнс («Макроэкономика»);

} П. Самуэльсон («Теория общественного блага»);

} Р. Коуз, А.П. Оноре («Теория прав собственности и трансакционных издержек»)

} Кеннет Эрроу («Теория общественного выбора»), Дункан Блэк («Теория политического выбора»)

Интерпретация отношений в общественном секторе экономики в основном осуществляется двумя основными подходами:

} Микроэкономический (классический);

} Макроэкономический (кейнсианский).

} Под общественным сектором понимают государственный сектор и сектор некоммерческих организаций обслуживающих интересы всего населения.

} Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки экономических благ в сферах, где рынок полностью или частично не срабатывает.

} Государственный и муниципальный сектор экономики – это часть общественного сектора экономики, представленная деятельностью государственных и муниципальных структур в хозяйственной сфере с целью оказания общественных и общественно-частных благ

 

2. Природа и виды общественных благ.

Основой экономики государственного и муниципального сектора является общественное благо;

Концепция общественного блага была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и впоследствии развита профессором Р. Масгрейфом (концепция социально значимого блага).

} Неконкурентность – потребление блага одним человеком не служит преградой его потребления другим, так как оно потребляется совместно (национальная оборона, МЧС и др.)

} Неисключаемость (неделимость) – потребление блага осуществляется всеми гражданами, так как оно неделимо.

Неделимость общественного блага объясняется:

} технической невозможностью, когда благо невозможно разделить на части в принципе (национальная оборона, фундаментальная наука);

} экономической нецелесообразностью, когда экономические затраты на достижение исключаемости блага слишком высоки (введение платы за пользование городским парком).

} Чистое общественное благо и чистое частное благо представляют собой крайние полюса в системе благ.

} Наиболее распространенными являются смешанные блага, находящиеся между этими полюсами.

} Смешанное благо является исключаемым общественным благом совместного потребления с избирательностью его использования, с убыванием его потребления.

} Примером смешанного блага является перегружаемое общественное благо, которое является неисключаемым до определенного предела, после которого возникает нехватка этого блага для всех (перегрузка);

} Например: дороги, мосты, зоны отдыха;

} Выходом из положения может быть введение платы за пользование данной инфраструктурой (свойство частных благ).

} Относят образование, здравоохранение, культуру, социальное обслуживание.

} Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному внешнему эффекту;

} Однако внешний эффект этих благ наступает после продолжительного периода времени, что обуславливает некоторую степень общественного принуждения (патернализм) при их потреблении (например, обязательное общее среднее образование).

} государственный патернализм позволяет смягчить нерациональность индивидуального выбора;

} Однако, как заметил профессор Дж.Стиглиц, может возникнуть ситуация, когда одна группа граждан через властные структуры может навязать свою волю или предпочтения другим слоям населения, а также свои взгляды, относительно того, как себя вести и что потреблять (патерналистский деспотизм).

 

3. Основные типы «провалов рынка».

Провалы рынка – это ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов

Эффективное распределение ресурсов характеризуется тем, что никто в экономической системе не может улучшить свое положение, чтобы при это эквивалентно не ухудшилось положение другого (других) («Оптимум В. Парето»).

Виды провалов рынка:

• Наличие монополий

• Естественная монополия

• Монополия интеллектуальной собственности

• Информационная асимметрия

• Большая информированность производителей

• Большая информированность потребителей

• Внешние эффекты

• Положительные

• Отрицательные

• Общественные блага

• Чистые

• Смешанные

• Нестабильность рынка

• Безработица;

• Дифференциация доходов и др.

 

4. Состав и характеристика государственного сектора экономики.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование.

Государство в экономике выполняет три основные функции (Р. Масгрейф):

} Аллокационную (распределения ресурсов),

} Дистрибутивную (распределения доходов),

} Стабилизационную.

Государство действует в тех областях, где рынок не обеспечивает рационального использования ресурсов общества и связано с регулированием процессов и обеспечением населения общественными и квазиобщественными благами;

Основными сферами государственного сектора экономики выступают:

} Отрасли с признаками естественной монополии;

} Производство социальных услуг (социальной инфраструктуры);

} Создание рыночной инфраструктуры

 

5. «Провалы государства».

Недостаток информации

a. Для принятия решений невозможно обладать полной информацией при управлении крупным объектом

Ориентация на стандартные потребности

b. Недостаточное внимание индивидуальным потребностям граждан, невосприимчивость к быстрым изменениям в структуре потребностей

Несовершенство общественного выбора

c. На выбор представителей воздействует много факторов, включая манипуляцию поведением избирателей, что не позволяет в полной мере сформировать действенное политическое руководство

Несовершенные механизмы контроля за деятельностью гос. аппарата

d. Государственный и муниципальный сектор управляется бюрократическими организациями, имеющими свои изъяны

 

6. Состав и характеристика городского хозяйства.

Городское хозяйство – это система экономических отношений, возникающих в результате деятельности городских органов власти по организации и обеспечению функционирования элементов городской инфраструктуры, направленной на удовлетворение коллективных потребностей населения через распоряжение хозяйственными средствами.

Отрасли городского хозяйства являются инфраструктурой:

} город изначально создавался как специфическая среда, соответствующая определенному уровню развития производительных сил;

} современный набор социальных услуг, предлагаемых городом, стал частью человеческой жизни;

} спецификой и сущностной чертой городского хозяйства является удовлетворение потребностей местного (городского) сообщества, иначе говоря, обслуживание локальных интересов.

Система городского хозяйства

} это совокупность элементов хозяйства города и связей между ними, представляющих вместе качественно самостоятельное социально-экономическое явление

 

7. Инструменты управления экономикой государственного сектора

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного воздействия на экономику:

¢ административно-правовые инструменты;

¢ экономические;

¢ институциональные.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые косвенно воздействуют на определенные аспекты рыночного процесса:

¢ Бюджетно-финансовое регулирование;

¢ Денежно-кредитное регулирование.

К институциональным методам госрегулирования можно отнести:

¢ формирование исполнительных структур государственной власти;

¢ создание и поддержание объектов государственной собственности;

¢ подготовку экономических программ и экономических прогнозов;

¢ поддержку исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

¢ обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

¢ правовую, информационную поддержку предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

¢ соучастие в создании форм экономической интеграции, организацию регулярных международных встреч по экономическим вопросам.

 

8. Бюджетно-финансовое регулирование в муниципальных образованиях

 

9. Плановая деятельность органов МСУ

10. Модель моноцентрического города в исследовании земельных отношений.

11. Политика зонирования в городах.

12. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, особенности, общая характеристика комплекса.

13. Производственная структура ЖКХ.

14. Основные типы субъектов жилищно-коммунальных отношений: органы управления ЖКХ поселения, собственники жилищного фонда.

15. Основные типы субъектов жилищно-коммунальных отношений: управляющие жилищным фондом организации, наниматели и арендаторы.

16. Ценообразование в сфере жилищно-коммунальных услуг.

17. Реформа ЖКХ в России.

18. Жилищно-коммунальное хозяйство города Оренбурга: структура управления, характеристика деятельности.

19. Проблемы функционирования личного и общественного транспорта в городах.

20. Организация массовых пассажирских перевозок.

21. Характеристика основных субъектов транспортной системы поселения.

22. Общие вопросы организации строительной деятельности.

23. Характеристика основных систем строительства.

24. Регулирование градостроительной деятельности в России.

25. Актуальные проблемы жилищного строительства.

26. Планирование сети лечебно-профилактических учреждений.

27. Критерии доступности и качества медицинской помощи в нормативных документах РФ.

28. Основные модели организации системы здравоохранения.

29. Управление здравоохранением в России и реформирование отрасли.

30. Экономические аспекты работы образовательной системы («Производственная функция образования», финансирование образовательных учреждений).

31. Определение потребности в образовательных учреждениях города.

32. Основные понятия и принципы социальной защиты населения.

33. Показатели результативности социальной политики.

34. Социальные службы и виды социальных услуг в РФ.

35. Пенсионное обеспечение и социальное страхование в РФ.

36. Субъекты отношений в сфере обеспечения безопасности города.

37. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка.

38. Снижение опасности техногенных и природных катастроф.

39. Обеспечение экологической безопасности территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: