Практические занятия имеют целью оказать помощь студентам в усвоении наиболее сложных тем учебного курса. Они будут способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в законодательстве и принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям, содействовать развитию практических навыков.
Для более плодотворного проведения занятий студентам необходимо самостоятельно заранее, до аудиторных занятий, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные акты и основную литературу. По практическим занятиям студенты обязаны вести специальную рабочую тетрадь, в которую ими заносятся краткие ответы на теоретические вопросы (дома), мотивированные ссылками на законодательство.
На практических занятиях рассматриваются более глубоко теоретические вопросы соответствующих разделов курса, обсуждается новое законодательство, правоприменительная практика, а также разбираются конкретные юридические ситуации.
Практические занятия состоят из двух частей. В первой части рассматриваются теоретические вопросы темы, а во второй части — практические задания.
На практических занятиях студенты должны иметь нормативные правовые акты. На практических занятиях могут заслушиваться и обсуждаться заранее подготовленные студентами реферативные сообщения, доклады по рассматриваемой теме, согласованные с преподавателем.
Задания и методические указания по проведению практических занятий
Занятие 1 (к теме 3) Политические и правовые учения в древней Греции и древнем Риме:
1. Политико-правовое учение Платона
Происхождение государства.
Классификация форм государства.
Критика тирании.
Идеальные варианты политической организации общества в трактатах Платона «Государство» и «Закон».
|
2. Политико-правовые взгляды Аристотеля
Происхождение государства.
Цели государства.
Классификация форм государства.
Полития – смешанная идеальная форма.
Соотношение справедливости и права.
3. Учение Цицерона о государстве и законах.
Определение государства.
Цели и задачи государства.
Классификация форм государства.
Учение о смешанной форме.
Естественный закон в учении Цицерона.
Классификация законов.
Литература основная:
История политических и правовых учений: учеб. пособие/под ред.В. П. Малахова, Н. В. Михайловой
История политических и правовых учений: учеб. пособие./ М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин – М.: Проспект, 2010.-
Литература дополнительная:
История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1983. Вып. 1.
История политических и правовых учений./ Под ред. Н.С. Нерсесянца М.,2005.
Источники
Платон. Сочинения: В 5 т. М., 1971-1973. Т. 3. Ч.1. Государство; Ч. 2. Законы.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1980-1984. Т. 4. Политика.
Цицерон. Диалоги: О государстве и о законах. М., 1995.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1966. Т. 3.
Дополнительная
Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.
Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1949.
Нерсесянц В.С. Политические учения в Древней Греции. М., 1979.
Занятие 2(к теме 5) Политические и правовые учения
в государствах западной Европы в средние века и в эпоху возрождения.
1. Политическая концепция Николло Макиавелли.
Происхождение, цели и задачи государства.
Классификация форм государства.
Необходимость двухэтапного развития государственности в Италии (монархия- республика).
|
Сумма политических советов государю – объединителю Италии.
Правопонимание Н. Макиавелли.
Отношение к христианской религии.
Значение истории в политике.
Основные положения трактата о военном искусстве.
2. Политико-правовые теории утопического коммунизма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Юридический статус собственности. Организация труда и распределения. Знание и образование.
Принципы политической организации общества.
Право и правосудие в идеальных коммунистических государствах.
Литература основная:
История политических и правовых учений: учеб. пособие/под ред.В. П. Малахова, Н. В. Михайловой
История политических и правовых учений: учеб. пособие./ М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин – М.: Проспект, 2010.-
Литература дополнительная:
История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986. Вып. 2.
История политических и правовых учений./ Под ред. Н.С.Нерсесянца М.,2005.
Источники
Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.
Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Лавия; Трактат о военном искусстве. М., 1996.
Кампанелла Т. Город солнца. М., 1954.
Мор Т. Утопия. М., 1983.
Монографии
Бонташ П.К., Прозорова Н.С. Томас Мор. М., 1983.
Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Макиавелли. М., 1977.
Волги В.П. Очерки истории социалистических идей. М., 1979.
Лейст О.Э. Вопросы государства и права в трудах утопистов-социалистов XVI-XVII вв. М., 1966.
Темнов Е.И. Макиавелли. М., 1979.
Занятие 3 (к теме 6) Политические и правовые учения в Голлландии и Англии в XVII в.
|
1. Политико-правовые взгляды Гуго Гроция
Особенности естественно-правовой теории в концепции Гроция.
Происхождение государства, его цели и задачи. Определение государства.
Естественное и положительное право.
Законность в государстве и гарантии ее соблюдения.
Международно-правовые взгляды Гроция.
2. Политико-правовой идеал Джона Локка.
Происхождение частной собственности и государства.
Политическая и гражданская свобода.
Учение о законах и законности. Характеристика законодательной деятельности.
Теория разделения властей и ее особенности в учении Дж. Локка.
Условия, необходимые для реализации права народа на оказание сопротивления законной власти.
Литература основная:
История политических и правовых учений: учеб. пособие/под ред.В. П. Малахова, Н. В. Михайловой
История политических и правовых учений: учеб. пособие./ М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин – М.: Проспект, 2010.-
Литература дополнительная:
История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1989. Вып. 3.
История политических и правовых учений./ Под ред. Н.С. НерсесянцаМ.,2005. Источники
Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994.
Локк. Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3. Два трактата о правлении.
Монографии
Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1988.
Нарский И.С. Философия Локка. М., 1960.
Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.
Политические учения: история и современность. М., 1976.
Занятие 4 (к теме 8) Политические и правовые учения во Франции в XVII в.
1. Политико-правовое учение Ш. Монтескье.
Концепция преддоговорного состояния и условия заключения договора об образовании государства.
Роль географического фактора в определении формы государства и качества законов в разных странах и у различных народов.
Политическая и гражданская свобода в понимании Ш. Монтескье.
Особенности учения о разделении властей.
Лучшая для Франции форма правления.
2. Республиканский политический идеал Ж.-Ж. Руссо
Три степени происхождения неравенства.
Критика тиранических (деспотических) политических режимов.
Учение об общественном договоре.
Идеальная республика: социальное и политическое устройство. Роль государства в жизни граждан республики.
Правопонимание. Классификация законов.
3. Принципы революционного и конституционного правлений в теории М. Робеспьера.
Аргументация права народа на оказание сопротивления монархической власти.
Учение о политических правах. Принципы свободы печати.
Характеристика революционного правления.
«Деспотизм свободы» против врагов народа.
Особенности законности в революционном правлении. Революционное правосознание.
Преследование врагов народа и подозрительных. Роль революционных трибуналов.
Характеристики конституционного правления.
Литература основная:
История политических и правовых учений: учеб. пособие/под ред.В. П. Малахова, Н. В. Михайловой
История политических и правовых учений: учеб. пособие./ М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин – М.: Проспект, 2010.-
Литература дополнительная:
История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1989. Вып. 3.
История политических и правовых учений./ Под ред. Н.С.Нерсесянца М.,2005.
Источники
Монтескье III. О духе законов. М., 1955.
Монтескье III. Персидские письма. М., 1956.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
Робеспьер М. Статьи и речи. М., 1959
Монографии
Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.
Баскин М.П. Монтескье. М., 1975.
Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1962.
Гершензон А.А. Проблемы законности и правосудия во французских политических учениях XVIII в. М., 1962.
Гладилин А.Т. Евангелие от Робеспьера. М., 1970.
Гюго В. Девяносто третий год. М., 1956 (или любое другое издание).
Манфред А.Э. Великая французская революция. М., 1983.
Франс. А. Боги жаждут. (Любое издание).
Занятие 5(к теме 10) Политические и правовые учения в Германии (XVIII-первая половина XIX в.).
1. Политическое и правовое учение И. Канта
Категорические императивы: условные и безусловные.
Правопонимание. Взаимодействие категорических императивов с правовыми нормами.
Особенности учения И. Канта о разделении властей.
Конституционная монархия как республиканская форма.
Учение о вечном мире и этапах его достижения.
2. Политико-правовая концепция Г.В.Ф. Гегеля.
Концепция происхождения государства.
Стадии развития права.
Учение о преступлении и наказании.
Категории нравственности: семья, гражданское общество и государство.
Учении о разделении властей и конституционной монархии как наилучшей форме реализации.
3. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве, праве и революции.
Концепция происхождения государства.
Определение сущности государства и права.
Учение о революции и ее стадиях.
Диктатура пролетариата как власть переходного от капитализма к коммунизму периода.
Теория двухфазового развития коммунистической формации.
Литература основная:
История политических и правовых учений: учеб. пособие/под ред.В. П. Малахова, Н. В. Михайловой
История политических и правовых учений: учеб. пособие./ М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин – М.: Проспект, 2010.-
Литература дополнительная:
История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1989 Вып.. 3
История политических и правовых учений. XIX в. М., 1993. Вып.. 4.
История политических и правовых учений./ Под ред. Н.С. Нерсесянца М.,2005.
Источники
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.,1990.
Кант. И. Сочинения. М., 1980. Т. 4. Ч. 2. Метафизические начала учения о праве; Т. 6. К вечернему миру.
Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19.
Маркс К. Письмо К. МАРКСА к Вейдемейру; Критика Готской программы.- Там же. Т. 28.
Маркс К., ЭНГЕЛЬС Ф. Манифест Коммунистической партии.-Там же. Т. 4.
Монографии
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
Баскин Ю.Я. Кант М., 1984.
Галанза П.Н. Учение Канта о государстве и праве. М., 1960.
Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1971.
Нерсесянц В.С. Гегель М., 1979.
Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1971.
Пиантковский А.А. Учение Гегеля о праве, государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1993.
Задание 6 (к теме 12) Политическая и правовая мысль в России (XIX в.).
1. План государственных преобразований М.М. Сперанского.
Происхождение государства.
Цели и задачи государства.
План государственных преобразований 1809 г.: форма правления, государственное устройство.
Критика крепостного права: проект его ликвидации.
Проект социальной организации общества.
Проект судоустройства.
2. Проекты реформирования российского самодержавия в учении Н.М. Карамзина
Проекты реформирования российского самодержавия.
«Самодержавие – Палладиум России».
Представление о разделении властей.
Сословная организация российского общества.
Отношение к крепостному праву и предложения по его ограничению.
План развития образования России.
3. «Русская правда» П.И. Пестеля.
Желательная для России форма правления и государственного устройства.
Отмена крепостного права и ее условия. Режим землевладения.
Пути и средства преобразований.
Революционное правление и его характеристика.
4. Проекты конституций Н.М. Муравьева.
Форма правления, государственное устройство и политический режим по проектам Н.М. Муравьева.
Принципы организации местной (державной) власти.
Условия ликвидации крепостного права и сословных привилегий.
Пути и средства достижения конституционных преобразований в России.
Литература основная:
История политических и правовых учений: учеб. пособие/под ред.В. П. Малахова, Н. В. Михайловой
История политических и правовых учений: учеб. пособие./ М. Н. Марченко, И. Ф. Мачин – М.: Проспект, 2010.-
Литература дополнительная:
Исаев И.А.. Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. XI-XX вв. М.,1995.
История политических и правовых учений./ Под ред. Н.С. Нерсесянца М.,2005.
Источники
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Публ. Ю Пивоварова. М., 1991.
Муравьев Н.М. Проекты Конституций // Восстание декабристов. Материалы. М.; Л., 1925. Т. 1.
Пестель П.И. «Русская правда» // Восстание декабристов. Материалы. М.; Л., 1927. Т. 4.
Сперанский М.М. Проекты и записки / Публ. С. Валка. М.; Л., 1961.
Монографии
Дружинин Н.М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933. (Приложение-проекты Конституций.).
Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1978.
Никандов П.Ф. Мировоззрение П.И. Пестеля. Л., 1955.
Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. М., 1992.
Томсинов В.А. Светило русской бюрократии. М., 1991.
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.
Цели самостоятельной работы
Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа заключается в изучении тем программы дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, в изучении тем лекций, в подготовке к практическим занятиям, к текущему модульному контролю, промежуточной аттестации – рубежному контролю – экзамену. Виды самостоятельной работы по каждому модулю с учетом трудоемкости представлены в табл. 5.
Профиль: «Российское частное право»
Таблица 5. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы | Виды самостоятельной работы студентов | Зач. ед./ часы |
Модуль 1. История политических и правовых учений | 1. Изучение тем лекций | 0.19/7 | ||
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | 0.5/20 | |||
3. Подготовка и презентация рефератов | 0.1/3.6 | |||
4. Подготовка к тестированию по модулю | 0.1/3.6 | |||
5 Подготовка к практическим занятиям | 0.19/7 | |||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену | 0.1/3.6 | |||
1. Изучение тем лекций | 0.19/7 | |||
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | 0.5/20 | |||
3. Подготовка и презентация рефератов | 0.1/3.6 | |||
4. Подготовка к тестированию по модулю | 0.1/3.6 | |||
5 Подготовка к практическим занятиям | 0.19/7 | |||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) – экзамену | 0.25/9 | |||
Итого | 2.41/87 |
Профиль:
«Юрист в уголовном судопроизводстве и экономической безопасности»
Таблица 5. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Трудоемкость СРС, зач.ед./ часы | Виды самостоятельной работы студентов | Зач. ед./ часы |
Модуль 1.. История политических и правовых учений | 1. Изучение тем лекций | 0.2/8 | ||
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | 0.5/20 | |||
3. Подготовка и презентация рефератов | 0.1/4 | |||
4. Подготовка к тестированию по модулю | 0.1/4 | |||
5 Подготовка к практическим занятиям | 0.2/8 | |||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену | 0.1/4 | |||
1. Изучение тем лекций | 0.2/8 | |||
2. Изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | 0.5/20 | |||
3. Подготовка и презентация рефератов | 0.1/4 | |||
4. Подготовка к тестированию по модулю | 0.1/4 | |||
5 Подготовка к практическим занятиям | 0.2/8 | |||
6. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену | 0.1/4 | |||
Итого | 2.36/85 |
В самостоятельную работу необходимо включать подготовку рефератов, доклада и презентации по теме реферата. В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из них студенты выбирают тему реферата, студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Тема реферата должна быть проблемной и профессионально ориентированной, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.
Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументированно отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы).
Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.
Содержание самостоятельной работы
Тематика самостоятельной работы определяется ВУЗом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов с будущей профессиональной деятельностью выпускника. Тематическая направленность должна инициировать активную творческую работу студента. Возможная тематическая направленность рефератов для каждого учебно-образовательного модуля представлена в табл. 6.
Таблица 6. Тематика рефератов