Анализ драматического произведения




Перечень тем для самостоятельной работы

1. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Русская литературная критика второй половины XIX века. Подготовка доклада.

2. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева). Составление конспекта.

3. И.А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обрыв», «Фрегат «Паллада». Чтение и анализ одного из произведений.

4. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова). Составление конспекта.

5. Литературная сказка, ее основныеособенности. Сатирическая сказка. Составление конспекта.

6. Ф.И. Тютчев. Чтение и анализ стихотворений (на выбор студента).

7. Н.А. Некрасов. Чтение и анализ стихотворений (на выбор студента).

8. О. де Бальзак. «Гобсек». Чтение и анализ произведения.

9. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Подготовка презентации.

10. Ф.М. Достоевский. «Отцы и дети». Анализ образа Родиона Раскольникова или Сони Мармеладовой. Написание мини-сочинения.

11. Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. Подготовка реферата.

12. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Психологизм художественной прозы. Составление конспекта

13. Написание мини-сочинения на тему: «Герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который меня впечатлил».

14. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Составление конспекта.

15. А.П. Чехов. Чтение и анализ рассказов (на выбор студента).

16. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Составление конспекта.

17. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Чтение и анализ произведения.


 

Схема анализа лирического произведения

 

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • место произведения в творчестве автора.
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

 

Схема анализа эпического произведения

(рассказа, повести)

 

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Анализ драматического произведения

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает основные родовые категории драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: