1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.
2. Сюжет, композиция:
- основной конфликт, этапы его развития;
- характер развязки /комический, трагический, драматический/
Анализ отдельных действий, сцен, явлений.
4. Сбор материала о персонажах:
-внешность героя,
- поведение,
- речевая характеристика
- содержание речи /о чем?/
- манера /как?/
- стиль, словарь
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;
- роль декораций, интерьера в развитии образа.
5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.
Некоторые ключевые понятия комплексного анализа художественного текста и их краткая характеристика:
· тема – предмет авторского рассуждения, рассмотрения, исследования;
· идея – главная мысль, существенная часть замысла произведения;
· жанр – отнесённость данного художественного текста к группе произведений, объединённых рядом общих существенных содержательных признаков;
· композиция - взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в художественном произведении;
· хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений в произведении;
· образ – художественно воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;
· персонаж – действующее лицо произведения;
· тропы - слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, ирония, сарказм;
· стиль – совокупность приёмов использования автором языковых средств;
|
· реминисценция - неявная цитата; фрагмент текста, отсылающий читателя к ранее прочитанному произведению;
· интертекст – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов одного или нескольких авторов.
Анализ образа (образов)
1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
- Внешние черты - лицо, фигура, костюм;
- Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;
- Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
- Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
- Наличие или отсутствие прототипа.
2) Основные приемы создания образа-персонажа:
- Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
- Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
- Прямая авторская характеристика;
- Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;
- Характеристика героя другими действующими лицами;
- Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);
|
3) Виды образов-персонажей:
- лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);
- драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
- эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
4) Позиция автора и способы ее выражения:
Авторские оценки: прямые и косвенные.
Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).
Планхарактеристики литературного героя
1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4. Портрет.Внешний облик (как он дан автором и в восприятии других персонажей).
5. Речь героя.
6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
|
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
9. Поступки и мотивыповедения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
10. Понимание героем цели жизни, его основные интересы.
11. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.
12. Отношение других лиц к герою.
13. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
14. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
15. Оценка литературного персонажа его современниками.
16. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
17. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕНАКИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
по дисциплине
«Литература»
Выполнил:
Студент(ка) группы ЭМО-18
_________________________
Проверил:
Преподаватель
Козлова Н.В.
Енакиево, 2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ №1
Раздел 1. Литература второй половины XIX века.
Тема 1.1. Из русской литературы второй половины XIX века.
Задание
Написать доклад на тему: «Россия второй половины XIXвека. Основные тенденции в развитии русской литературы»
Содержание самостоятельной работы: Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Русская литературная критика второй половины XIX века.
Вопросы
1. Общественно-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Достижения в области науки и культуры.
2. Основные тенденции в развитии реалистической литературы:
§ Аналитический характер русской прозы
§ Традиции и новаторство в русской поэзии
§ Формирование национального театра
3. Журналистика и литературная критика.
Литература
Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Доклад —видсамостоятельнойнаучно-исследовательскойработы,гдеавтор раскрываетсутьисследуемойпроблемы;приводитразличныеточкизрения,а также собственные взгляды на нее.
Вдокладесоединяютсятрикачестваисследователя:умениепровести исследование,умение преподнести результаты слушателямквалифицированно ответить на вопросы.
Требования к оформлению письменного доклада
1. Титульный лист
2. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение(формулируетсясутьисследуемойпроблемы,указываются тема, цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
4. Основнаячасть(доказательнораскрываетсяисследуемый вопрос)
5. Заключение(подводятсяитогиилиделаетсяобобщенныйвыводпо теме доклада)
6. Список литературы.
Объем доклада – 5-7 печатных страниц формата А-4, шрифт – TimesNewRoman, 14 кегль, интервал – 1,15 или 1,5, поля: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ №2
Раздел 1. Литература второй половины XIX века.
Тема 1.1. Из русской литературы второй половины XIX века.
Задание
Законспектировать и проанализировать статью «Базаров» Д.И. Писарева.
Содержание самостоятельной работы: опорный конспект на тему: «Критика о Тургеневе (на основе статьи Д.И. Писарева «Базаров»)».
Вопросы
1. Кратко характеризуйте жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.
2. Определите место личности писателя в критическом мире литературы.
3. Раскройте критическую оценку Д.И. Писаревым творчества И.С. Тургенева.
4. Назовите тематическую основу, проблематику романа «Отцы и дети».
5. Проанализируйте образ Евгения Базарова. Определите отношение автора к своему персонажу.
6. Выделите главные моменты работы Д.И. Писарева «Базаров».
Литература
Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Писарев, Д.И. Базаров[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml. – Загл. с экрана.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ №4
Раздел 1. Литература второй половины XIX века.
Тема 1.1. Из русской литературы второй половины XIX века.
Задание
Законспектировать и проанализировать статью «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова.
Содержание самостоятельной работы: опорный конспект на тему: «А.Н. Островский в критике (на основе статьи «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова»).
Вопросы
1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь А.Н.Островского.
2. Назовите литературное направление, представителем которого он являлся.
3. Определите место писателя в критическом мире литературы ІІ пол.ХІХ века.
4. Обозначьте критическую оценку Н.А. Добролюбовым творчества А.Н.Островского.
5. Назовите главные идеи, тематическую основу работы Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».
6. Сделайте критическую оценку творчества А.Н.Островского.
Литература
Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Добролюбов, Н.А. Луч света в темном царстве [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1492/index.html.