Схема анализа драматического произведения




1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи /о чем?/

- манера /как?/

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Некоторые ключевые понятия комплексного анализа художественного текста и их краткая характеристика:

· тема – предмет авторского рассуждения, рассмотрения, исследования;

· идея – главная мысль, существенная часть замысла произведения;

· жанр – отнесённость данного художественного текста к группе произведений, объединённых рядом общих существенных содержательных признаков;

· композиция - взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в художественном произведении;

· хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений в произведении;

· образ – художественно воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;

· персонаж – действующее лицо произведения;

· тропы - слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, ирония, сарказм;

· стиль – совокупность приёмов использования автором языковых средств;

· реминисценция - неявная цитата; фрагмент текста, отсылающий читателя к ранее прочитанному произведению;

· интертекст – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов одного или нескольких авторов.

Анализ образа (образов)

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

- Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

- Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

- Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

- Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

- Наличие или отсутствие прототипа.

2) Основные приемы создания образа-персонажа:

- Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

- Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

- Прямая авторская характеристика;

- Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

- Характеристика героя другими действующими лицами;

- Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

- лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

- драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

- эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Позиция автора и способы ее выражения:

Авторские оценки: прямые и косвенные.

Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

 

Планхарактеристики литературного героя

 

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет.Внешний облик (как он дан автором и в восприятии других персонажей).

5. Речь героя.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивыповедения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Понимание героем цели жизни, его основные интересы.

11. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.

12. Отношение других лиц к герою.

13. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

14. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

15. Оценка литературного персонажа его современниками.

16. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

17. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕНАКИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

по дисциплине

«Литература»

 

Выполнил:

Студент(ка) группы ЭМО-18

_________________________

 

 

Проверил:

Преподаватель

Козлова Н.В.

 

Енакиево, 2018

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ №1

Раздел 1. Литература второй половины XIX века.

Тема 1.1. Из русской литературы второй половины XIX века.

 

Задание

Написать доклад на тему: «Россия второй половины XIXвека. Основные тенденции в развитии русской литературы»

 

Содержание самостоятельной работы: Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Русская литературная критика второй половины XIX века.

Вопросы

1. Общественно-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Достижения в области науки и культуры.

2. Основные тенденции в развитии реалистической литературы:

§ Аналитический характер русской прозы

§ Традиции и новаторство в русской поэзии

§ Формирование национального театра

3. Журналистика и литературная критика.

 

Литература

Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

 


 

Доклад —видсамостоятельнойнаучно-исследовательскойработы,гдеавтор раскрываетсутьисследуемойпроблемы;приводитразличныеточкизрения,а также собственные взгляды на нее.

Вдокладесоединяютсятрикачестваисследователя:умениепровести исследование,умение преподнести результаты слушателямквалифицированно ответить на вопросы.

Требования к оформлению письменного доклада

1. Титульный лист

2. Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение(формулируетсясутьисследуемойпроблемы,указываются тема, цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

4. Основнаячасть(доказательнораскрываетсяисследуемый вопрос)

5. Заключение(подводятсяитогиилиделаетсяобобщенныйвыводпо теме доклада)

6. Список литературы.

Объем доклада – 5-7 печатных страниц формата А-4, шрифт – TimesNewRoman, 14 кегль, интервал – 1,15 или 1,5, поля: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см.

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ №2

Раздел 1. Литература второй половины XIX века.

Тема 1.1. Из русской литературы второй половины XIX века.

 

Задание

Законспектировать и проанализировать статью «Базаров» Д.И. Писарева.

 

Содержание самостоятельной работы: опорный конспект на тему: «Критика о Тургеневе (на основе статьи Д.И. Писарева «Базаров»)».

 

Вопросы

1. Кратко характеризуйте жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.

2. Определите место личности писателя в критическом мире литературы.

3. Раскройте критическую оценку Д.И. Писаревым творчества И.С. Тургенева.

4. Назовите тематическую основу, проблематику романа «Отцы и дети».

5. Проанализируйте образ Евгения Базарова. Определите отношение автора к своему персонажу.

6. Выделите главные моменты работы Д.И. Писарева «Базаров».

 

Литература

Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Писарев, Д.И. Базаров[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml. – Загл. с экрана.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ №4

Раздел 1. Литература второй половины XIX века.

Тема 1.1. Из русской литературы второй половины XIX века.

 

Задание

Законспектировать и проанализировать статью «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова.

 

Содержание самостоятельной работы: опорный конспект на тему: «А.Н. Островский в критике (на основе статьи «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбова»).

 

Вопросы

1. Охарактеризуйте жизненный и творческий путь А.Н.Островского.

2. Назовите литературное направление, представителем которого он являлся.

3. Определите место писателя в критическом мире литературы ІІ пол.ХІХ века.

4. Обозначьте критическую оценку Н.А. Добролюбовым творчества А.Н.Островского.

5. Назовите главные идеи, тематическую основу работы Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».

6. Сделайте критическую оценку творчества А.Н.Островского.

 

Литература

Лебедев, Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1. / Ю.В. Лебедев. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Добролюбов, Н.А. Луч света в темном царстве [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1492/index.html.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: