Электродепо
Служба Электродепо является самостоятельным структурным подразделением КУП «Метрополитен», возглавляется начальником службы и подчиняется непосредственно заместителю директора по эксплуатации КУП «Метрополитен».
Задачами службы электродепо являются:
Обеспечение выдачи на линию технически проверенных электропоездов метрополитена г. Минска в соответствии с потребностью в пассажиро-перевозках;
Проведение периодических видов техобслуживания (ТО) электропоездов метрополитена для содержания их в пригодном к эксплуатации состоянии;
Подготовка и повышение квалификации машинистов электропоездов метрополитена в соответствии с современными требованиями управления электропоездами метрополитена. Проведение занятий со структурными работниками электродепо по правилам эксплуатации метрополитена, опыту эксплуатации метрополитенов других стран.
Функции электродепо:
Соблюдение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Обеспечение безопасных условий охраны труда, сохранение жизни и здоровья работников электродепо в процессе трудовой деятельности;
Выполнение плановых заданий утвержденных руководством метрополитена, повышение технического уровня и эффективности производства;
Обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах электродепо, организация и проведение работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
Эксплуатация, обслуживание и сохранность производственного оборудования, контроль за состоянием зданий и сооружений электродепо;
Участие в разработке годовых и квартальных планов КУП "Метрополитен", использование при разработке собственных планов, нормативов и лимитов утвержденных КУП "Метрополитен";
Осуществление контроля за соблюдением рационального использования материальных ресурсов, обеспечение сохранности имущества КУП "Метрополитен";
Разработка природоохранных мероприятий для обеспечения экологической безопасности с минимальным уровнем воздействия на окружающую среду, соблюдая Экологический кодекс Республики Беларусь.
Технико-экономические показатели
Пассажиропоток
В начале 2013 года Минским метрополитеном пользовались в среднем 918 тысяч человек в день — 36,7% от общего числа пассажиров. При этом по данным за 2010 год метрополитен перевозил около 700 тыс. пассажиров в сутки, а всего на долю метро приходилось 32,6 % пассажиров, перевозимых общественным транспортом Минска. В 2013 году на метрополитен пришлось 37% от общего объёма пассажирских перевозок в городе.
Метрополитен стал важнейшим видом общественного транспорта в результате строительства Автозаводской линии:
На сегодняшний день метрополитен является ведущим перевозчиком в транспортной отрасли г.Минск. В объеме городских пассажирских перевозок транспортом общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус) доля метрополитена наибольшая – 45%.
По ряду основных эксплуатационных показателей, обобщаемых Международной Ассоциацией «Метро» (производительность труда, удельный расход электроэнергии на тягу поездов, затраты на перевозку 1-го пассажира и др.) Минский метрополитен занимает ведущие позиции среди метрополитенов стран СНГ.
На метрополитене последовательно проводится работа по совершенствованию перевозочного процесса с внедрением современного менее затратного в обслуживании и содержании оборудования. С 2010 года ведется поэтапное внедрение аппаратно программных комплексов по оплате проезда и пропуску льготных категорий пассажиров. В настоящее время приобретение пассажирами бесконтактных электронных карточек (БЭК), пополнение счетов БЭК производится через автоматические терминалы. С 10 октября 2012 года задействована автоматизированная система оплаты проезда и учета пассажиров по разовым бумажным билетам взамен жетонов.
Таким образом в сфере организации перевозок и обслуживании пассажиров создана и функционирует единая система, которая позволяет при минимальных затратах обеспечивать процессы оплаты и учета числа пассажиров по видам оплаты, формирование финансовой отчетности, а также пропуск льготных категорий пассажиров с правом на бесплатный проезд по социальным льготным электронным карточкам с ведением достоверного учета по каждой категории и возможностью перехода на персонифицированный учет.
На сегодняшний день в общем объеме перевозок число пассажиров, пользующихся электронными карточками составляет 75 %, против 38% в периодах до исключения из оборота жетонов как основного средства оплаты за проезд.
Полученная экономия расходов за счет внедрения программных комплексов и других организационно- технических мероприятий в большей части использована на увеличение всех видов ремонтов технических средств.
Объемы восстановительных ремонтов технических средств по причине их высокого физического износа ежегодно возрастают и требуют увеличения средств не менее чем в 2 раза к фактически выполняемым объемам, что является одним из проблемных вопросов в условиях сложного финансового состояния предприятия при остром недостатке средств для проведения первоочередных обязательных платежей.
Основные финансово-экономические показатели деятельности метрополитена по итогам 2012 года:
себестоимость перевозки 1-го пассажира 3000 руб. с превышением действующего тарифа на проезд на 14,5%;