Статья «Концептуальные подходы к созданию региональной модели инклюзивного образования «Школа – колледж - вуз»». Авторы: Н. Л. Росина, Н. В. Цветкова, Н. Н. Шешукова и Н. В. Шутова.
В статье говорится о подходах к созданию региональной модели инклюзивного образования «Школа – колледж – вуз». Авторы определили базовые принципы, с помощью которых данная модель будет реализована, подробно рассмотрел способы адаптации детей в условиях непрерывного образования. Авторы считают, что создание региональной модели обеспечит учреждениям образования возможности выработки единой стратегии реализации необходимых условий для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Данная модель будет способствовать: формированию толерантного отношения к детям с особенностями развития, увеличению качества и доступности обучения, эффективному социальному взаимодействию и дальнейшей профессиональной деятельности. Взаимодействие участников в рамках данной модели позволит оценить свои профессиональные ресурсы, выстроить систему реальных задач, найти способ удержания позиции сотрудничества с другими субъектами инклюзии.
Статья «Проблемы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования школьников». Авторы: И. В. Тихонова, Н. С. Шипова, Е. А. Иванова.
В статье представлены результаты исследования, целью которого являлась оценка профессиональных потребностей педагогов школ, обеспечивающих инклюзивную практику, в помощи психолога. Авторы отмечают, что одним из базовых условий реализации принципов инклюзии в образовательных учреждениях является командное взаимодействие. В исследовании принимали участие 46 педагогов инклюзивной практики из 16 школ Костромы и Костромской области. В ходе исследования авторы выяснили, что у педагогов больше всего трудностей связано с отсутствием знаний о специфических характеристиках познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы школьников с ОВЗ. В статье выявлены потребности педагогов в конкретизации результатов психологической диагностики, коррекционной работе психологов по преодолению поведенческих проблем, недостаточности познавательных эмоций и мотивации у обучающихся с ОВЗ. Высказано предположение, что широкий спектр нарушений в развитии детей может способствовать формированию профессиональной растерянности у педагогов, служить движущей силой, формирующей потребность в командной работе и распределении ответственности между специалистами. Результаты данного исследования позволяют предположить, что широкий спектр нарушений в развитии детей, с которыми работают педагоги инклюзивной практики, и определяемое им разнообразие особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ могут способствовать формированию профессиональной растерянности у педагогов.
|
4. Составить терминологический словарь по теме семинарского занятия.
Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. (Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.)
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования.)
|
Интеграция - объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, подходов, направлений, содержания образовательных программ, разных предметов или их элементов внутри образовательных областей.(Педагогический словарь 2008 г.)
Дети – инвалиды - дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности.(Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе)
Домашнее обучение - обучение детей с серьёзными заболеваниями вне школы, в домашних условиях; дом. обучение осуществляется либо в школах надомного обучения, либо в форме индивидуального обучения на дому.(Энциклопедический словарь русского детства)
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.(Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь.)
Коррекция - система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического или физического развития.(Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.)
Коррекционный класс - класс учащихся, имеющих трудности в обучении и нуждающиеся в специальных образовательных программах, адекватных их особенностям воспитания и обучения. Такие классы, как правило, меньше по численности (12–18 человек).(Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва)
|
5. Напишите рецензию к одной из научных статей по теме семинара.
Рецензия
на статью Е.И. Андрианова «Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы»
Научная статья Е.И. Андриановой посвящена актуальной проблеме современного образования – внедрению инклюзивного образования в современные школы. Особую значимость данной работе придает тот факт, что в статье большое внимание уделяется созданию условий для инклюзивного образования в современной России.
Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как инклюзивный подход в настоящее время представляет собой социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства, где, исходя из принципов гуманизма и толерантности, происходит переосмысление отношения к различным группам населения, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обязанности обеспечить им равные со всеми другими людьми возможности, в том числе и в получении образования.
Представленная на рецензию статья носит научный характер. В ходе исследования основной акцент ставиться на основные принципы инклюзивного образования и трудности с которыми могут столкнуться при реализации данной программы.
Материал статьи имеет ярко выраженную авторскую линию, так как Е.И. Андрианова, не просто анализирует научные факты, но и высказывает свою точку зрения.
Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.
Статья Е.И. Андриановой «Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы» имеет определенную научную значимость, может быть полезна студентам, педагогам, занимающимся вопросами реализации инклюзивного образования в современных образовательных учреждениях.
6. Подготовить презентацию по теме: «Модели инклюзивного образования». Презентация прилагается.
7. Составьте кластер по третьему вопросу плана семинарского занятия.
Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ:
1. Неполная, противоречивая нормативно-правовая база, регламентирующей внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ;
2. Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы;
3. Недостаток квалифицированных кадров в общеобразовательных учреждениях, владеющих методами и приемами психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ;
4. Отсутствие целенаправленной, систематической государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированных в общий поток;
5. Несформированность адекватного отношения общества к детям с ОВЗ, и отсутствие мотивированного желания большинства самих детей–инвалидов и их родителей участвовать в социальной и образовательной интеграции.
Дети с ОВЗ есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребёнка возникает ряд проблем: |
Факторы, затрудняющие интеграцию детей с ОВЗ: 1. Неполная, противоречивая нормативно-правовая база, регламентирующая внедрение разноуровневых моделей интеграции детей с ОВЗ; 2. Недостаточно разработанное научно-методическое и учебно-дидактического обеспечения процесса обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы; 3. Отсутствие целенаправленной, систематической государственной комплексной поддержки детей с ОВЗ, интегрированный в общий поток и т.д. |
![]() ![]() ![]() ![]() |