Искусствоведение и культурология
Место проведения секции: Санкт-Петербург, набережная р. Мойки, 48, корп.6, 3 этаж, ауд. 64 (Институт художественного образования)
Дата и время проведения секции: 9 апреля 2021 г., регистрация слушателей с 10.30 до 11.00. Время проведения конференции с 11.00 до 15.00
Регламент выступлений: на выступление отводится 10 минут, при желании можно использовать демонстрацию слайдов.
Руководитель секции: Подольская Ксения Сергеевна, старший преподаватель кафедры искусствоведения и педагогики искусства
Соруководитель секции: Степанова Дарья Геннадьевна, магистрант 1 курса института художественного образования
Адрес электронной почты для обращений: fonpodol@gmail.com
Проблемы и противоречия интерпретации сюжета с изображением скомороха на фресках Успенской церкви в Мелётово | Докладчик: Цветкова Екатерина Тагировна, институт художественного образования, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Сечин Александр Георгиевич, кандидат искусствоведения, доцент |
С самого начала изучения росписей мелётовской церкви отдельного внимания исследователей стала заслуживать необычная сюжетная композиция, расположенная на западной стене храма и изображающая скомороха. Д.С. Лихачев первым установил и описал ее литературный источник – сюжет об Анте-скоморохе из древнего Синайского патерика «Луг духовный» Иоанна Мосха (VII век). Последующими исследователями предлагались различные толкования сюжета, вплоть до «воцерковления» образа скомороха. Доклад посвящен проблеме и противоречиям, связанным с интерпретацией этой фресковой композиции.
Экскурсия в мир П. П. Рубенса | Докладчик: Настасья Дмитриевна Сюкасева, институт художественного образования, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Подольская Ксения Сергеевна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель |
Доклад представляет собой проект виртуальной мини-экскурсии для Государственного Эрмитажа, целью которой является знакомство с жизнью и творчеством фламандского художника Питера Пауля Рубенса, приобщение зрителя к творчеству конкретного художника и к всеобщей истории искусства.
Документ-камера как инструмент реализации творческих задач в образовательном процессе ДОУ | Докладчик: Бурда Ирина Валерьевна, институт художественного образования, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Подольская Ксения Сергеевна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель |
В основе доклада лежит идея развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством видеоуроков снятых документ-камерой. Представлен опыт использования современных цифровых технологий в ходе непосредственной образовательной деятельности на творческих занятиях в детском саду. Автор демонстрирует способы работы с документ-камерой, благодаря которым можно обучать нетрадиционным методам рисования, аппликации, труда и конструирования детей 5-7 лет, изучать различные техники рисования, постепенно усложнять задания.
Развитие творческих способностей младших подростков в условиях дополнительного художественного образования. | Докладчик: Епифанова Наталья Сергеевна, институт художественного образования, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Соколова Елена Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент |
Доклад посвящён анализу актуальных образовательных технологий, методов и условий развития творческих способностей младших подростков (5-6 классов) в учреждениях дополнительного художественного образования. На основе изучения творческих методов иллюстраторов (О. Коровина, О. Пахомова и С. Бродского), научно-методической литературы определяется содержание занятий и методы обучения, базирующиеся на интересах современных подростков; предлагаются методические рекомендации для проведения занятий, способствующих развитию творческих способностей на примере темы «Фантастика в книжной иллюстрации».
Анализ картины П. П. Чистякова "Портрет девушки (неоконченный)" Неоконченность картины как средство художественной выразительности. | Докладчик: Стариков Илья Николаевич, институт художественного образования, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Сечин Александр Георгиевич, кандидат искусствоведения наук, доцент |
В докладе предлагается анализ картины П. П. Чистякова "Портрет девушки (неоконченный)", исследование обстоятельств ее создания и формулировка художественной ценности произведения. В докладе предпринята попытка раскрыть причины неоконченности картины и доказать, что неоконченность произведения осознанно допущена автором как средство художественной выразительности.
Образ танца в творчестве Пикассо | Докладчик: Малюткина Екатерина Евгеньевна, институт художественного образования, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Подольская Ксения Сергеевна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель |
В докладе рассматривается образ танца в творчестве художника Пабло Пикассо. Представлен анализ произведений, относящихся к разным периодам творчества, что позволяет выявить особенности бытования мотива танца в работах Пикассо.
Математика в искусстве: загадка линий А. Матисса | Докладчик: Радевский Андрей Валентинович, институт информационных технологий и технологического образования, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Яковлева Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент |
Математика соблюдает пристрастие к строгому дисциплинарному мышлению и точности. Однако ещё в начале XIX века ее считали самой гуманитарной наукой, и до сих пор её называют искусством. Исторически, математика играла важную роль в изобразительном искусстве, в частности при изображении перспективы. Задачи работы:1.Выявить какие основные понятия математики используются и в искусстве.2.Изучить какие графики математических функций похожи на линии и формы на картинах художника А.Матисса.3.Изучить биографию А.Матисса, основные этапы жизни и становления художника.
Портрет в творчестве художников русского авангарда: условность, декоративность, образность | Докладчик: Дубицкая Анастасия Андреевна, институт художественного образования, магистратура, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Векслер Анна Кирилловна, кандидат педагогических наук, доцент |
В докладе анализируется творчество представителей русского авангарда. А именно, их портреты, в которых можно проследить основные принципы декоративного искусства. Автор также обращается к древнему искусству, акцентируя внимание на схожести изобразительных приёмов в портретах древнего мира и авангарда.
Искусство послевоенного периода | Докладчик: Бордюгова Юлия Александровна, институт машиностроения, бакалавриат, ФГБОУ ВО "Липецкий государственный технический университет" |
Научный руководитель: Кукушкина Вера Анатольевна, доцент |
В докладе рассматриваются биография, художественные произведения, судьба работ художников в военный и послевоенный период в годы правления Союза Советских Социалистических Республик.
Становление идей и образов в работах Генриха Георгиевича Верещагина (1931-2020 гг.): к проблеме творческого самоопределения художника в постсоветский период | Докладчик: Ветошкина Лана Владимировна, факультет искусств, бакалавриат, Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов |
Научный руководитель: Христолюбова Татьяна Павловна, кандидат искусствоведения наук, доцент |
В докладе исследуется проблема трансформации творческого метода отечественного художника Генриха Верещагина. Автор выделяет два основных этапа в его творчестве (советский или соцреалистический и постсоветский), дает их общую характеристику и систематизирует характерные особенности. Значительное внимание уделяется стадии поиска новых идей.
Высшее художественное образование и проблемы формирования "Ленинградского стиля" | Докладчик: Степанова Дарья Геннадьевна, институт художественного образования, магистратура, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Сапанжа Ольга Сергеевна, доктор культурологии, профессор |
Доклад посвящен изучению влияния художественного образования в Ленинграде на становление «Ленинградского стиля». В Ленинграде располагались одни из важнейших художественных учебных заведений страны: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности им. С. М. Кирова, формировавшие взгляды художников. Особое внимание в докладе уделено ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, так как именно выходцы из него задавали вектор развития декоративного искусства Ленинграда.
Поколение Z: digital art и художественная школа | Докладчик: Иванова Ярослава Александровна, факультет изобразительного искусства, бакалавриат, РГПУ им. А.И. Герцена |
Научный руководитель: Подольская Ксения Сергеевна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель |
В докладе рассматривается влияние эпохи экранной культуры на представление современных подростков о рисовании. Цель: установление мотивации подростков 12-16 лет к обучению изобразительному искусству. В рамках исследования предложены рекомендации для педагогов дополнительного художественного образования.
Образы классического искусства в современных видеоиграх | Докладчик: Рассохина Елизавета Владимировна, факультет искусств, бакалавриат, Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов |
Научный руководитель: Тимашков Алексей Юрьевич, кандидат искусствоведения, доцент |
Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме использования отсылок в современных медиа на примере произведений современной игровой индустрии. Основную часть доклада составляет классификация способов использования образов произведений классического искусства в игровых мирах, так же проводится описание особенностей этих методов и определяется их роль в игровом процессе. В проекте рассматриваются конкретные цитирования в продуктах современной видеоигровой индустрии и делается вывод об особенностях адаптации образов классического искусства для массовой аудитории.