Составление психологического портрета по результатам наблюдения.




В процессе выполнения данной работы студенты знакомятся с технологией нестандартизированного включенного полевого наблюдения,т.е. наблюдения в естественных условиях, где наблюдатель руководствуется общим планом наблюдения.

Цель работы: формирование умения определять психологические особенности собеседника по вербальным и невербальным сигналам поведения; грамотно их интерпретировать, характеризуя личность человека (т.е составление "определение психологического портрета"личности).

При выполнении данного задания должна быть собрана информация, об особенностях внешнего вида и поведения собеседника. Всю полученную информацию необходимо проанализировать и систематизировать так, чтобы в результате получился психологический портрет (структурированная и логически связанная индивидуально-психологическая характеристика личности объекта наблюдения).

Все первичные данные об особенностях внешнего вида и поведения собеседника фиксируются в дневнике наблюдений. Дневник наблюдений представляет собой специальные записи наблюдателем фактов из жизни наблюдаемого лица. Запись наблюдения должна быть фактологичной (т.е. читающий мог бы через текст представить, "увидеть" картину наблюдаемого явления), полной (т.е. включать максимально подробное описание происходящей реальности), безоценочной (описание реальности не должно включать собственные оценочные суждения, мнения, отражающие личное отношение к собеседнику). Т.о. "всякое наблюдаемое явление должно быть зафиксировано в нем по возможности в том виде, в каком оно существовало как нечто реальное. Записи наблюдений должны выполнять функцию фиксирующего средства, сохранять «ту точность и полноту наблюдений, без которых невозможно обоснованное функциональное истолкование» [Болтунов, 1926, с. 142]. Дневник не должен включать собственных впечатлений и суждений по поводу увиденного. Например запись из «Дневника матери» Н. И. Галкиной и М. П. Стахорской: «10 мая. Вначале Максик не обращал внимания на то, что запрещено. Делал, что хотел. Меня это очень волновало. Я не смогла понять, в чем причина. Но постепенно все вошло в норму». Приведенная запись не дает ни одного факта в его реальном виде, а является лишь рассуждениями наблюдателя по поводу наблюдаемых фактов (пример взят из книги Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/Т. Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.).

В дневнике записи оформляются в свободной форме, фиксируются следующие параметры:

- описание ситуации, в которой проводится наблюдение - это дата, место, социальное и предметное окружение, контекст (в дневнике должно быть описано не менее 5-7 естественных ситуаций продолжительностью 5-10 мин.)

- описание внешних характеристик наблюдаемого человека, особенности его внешнего вида (стиль одежды и прически испытуемого и т.п)

- внешние проявления вегетативных реакций (покраснение, побледнение кожи, изменение ритма дыхания т.п.), невербальное поведение (жесты, позы, мимика, походка), система движений и действий, т.е описание того КАК ведет себя человек

- речевые аспекты поведения (особенности речи, молчаливость/разговорчивость, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи и т.п.);

Собранный и описанный в дневнике наблюдения материал, является основанием для интерпретации и оценки психологической сущности человека (для составления психологического портрета). При описании индивидуально-психологических особенностей собеседника возможно использовать какую-либо типологию личностных качеств (например, типологию темперамента, акцентуаций характера и т.п.).

 

Ход выполнения работы:

 

1. Определиться с кандидатурой, т.е. за КЕМ будет вестись наблюдение (объект наблюдения). Это может быть известный человек (политик, актер, ведущий и.п.), либо менее известная личность, но про кого можно собрать видео материал.

Можно самостоятельно выбрать объект наблюдения, а можно воспользоваться предлагаемым кандидатом (см. приложение 1).

2. Составить первичный портрет этой личности, описать "какой это человек, какими качествами он обладает" по вашему мнению (пока еще не анализируя информацию о нем), т.е. зафиксировать свое первое впечатление.

3. Подобрать 5-7 видео роликов с участием вашего объекта наблюдения (желательно в разных ситуациях) длительностью до 10 мин. Ссылки на ролики сохранить так, чтобы они были доступны для просмотра.

Если вы решили воспользоваться предлагаемым кандидатом, то можно воспользоваться рекомендуемыми ссылками (см. приложение 1)

4. Описать в дневнике наблюдения ситуацию, особенности внешнего вида и поведения вашего объекта наблюдения, сохраняя фактологичность и безоценочность в суждениях.

5. Систематизировав и обобщив данные дневника наблюдения, дать характеристику личности объекта наблюдения. Сравнить описание "первого впечатления" о человеке и его же, после рефлексивного анализа.

6. Оформить и предоставить для оценки работу в срок до декабря

(отчетные документы: ФИО объекта наблюдения + первые впечатления о нем + дневник наблюдения, со ссылками на ситуации + психологический портрет личности наблюдаемого).

Оценка работы строится по следующим критериям:

1. Полнота ведения дневника наблюдений, где фактологично, в свободной форме, описаны наблюдаемые ситуации и факты об особенностях внешности и поведения объекта наблюдения

2. Безоценочность ведения дневника (зафиксированы факты поведения, а не Ваши рассуждения, мнения и оценки их).

3. Характеристики в портрете, объективны, структурированы (узнаваемы).

Литература:

1. Аллан Пиз - Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) - любые др. книги автора

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения.

3. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании?

4. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. (Научно-практическое пособие.) - 3-е изд. - М.: Дело, 2002

5. Наварро, Д., Карлинс, М. Я вижу, о чём вы думаете / Д. Наварро, М. Карлинс; пер. с англ. О. Г. Белошеев. — Минск: «Попурри», 2009. — 336 с.: ил.

6. Десмонд Моррис. Библия языка телодвижений. "Из-во Эксмо" 2010



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: