Практическое занятие № 3




Практическое занятие №1

Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Теоретические вопросы:

1. Орфоэпические нормы в системе норм русского языка.

2. Произношение гласных.

3. Произношение согласных.

4. Произношение заимствованных слов.

 

Практические задания:

1. Какой звук: [е] или [о] — произносится под ударе­нием в приведенных ниже словах? Проверьте произно­шение по «Орфоэпическому словарю русского языка».

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеже­нец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка.

2. Определите, мягкий или твёрдый согласный про­износится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допус­тимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, анти­теза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, асте­роид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, биф­штекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопро­ект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тен­денция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энер­гия, эфемерный, юриспруденция.

3. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн]; в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадо­чный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, од­нозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Сав­вична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сли­вочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

 

Литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров вузов, учреждений среднего профессионального образования / Под общ. ред. В.Д. Черняк М.: Юрайт, 2011.

Практическое занятие №2

Тема: АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Теоретические вопросы:

1. Особенности русского ударения.

2. Функции русского ударения.

3. Вариативность ударений.

Практические задания:

1. Поставьте ударение в существительных женского рода: бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, зло­ба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, моло­дежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, ста­туя, хвоя, щеколда, флюорография.

2. Поставьте ударение в существительных среднего рода: изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение.

3. Поставьте ударение в прилагательных и причастиях: августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, супо­вой, ходовой, украинский. Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный.

4. Поставьте ударение в глагольных формах: Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, под­нялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибы­ло, прибыли.

5. Расставьте ударения в наречиях.

Втридешева, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, издавна, искони, исподволь, испокон, исстари, мастерски, мельком, навек, назло, надолго, наискось, наотмашь, отчасти, памятуя, поедом, щегольски, щекотно.

6. Расставьте ударение в словах. Образуйте глаголы 3-его лица единственного и множественного числа.

Включить, долбить, звонить, крепить, осведомить, откупорить, отключить, перчить, повторить, позвонить, сверлить, солить, сорить, шевелить, баловать, бряцать, ржаветь, ходатайствовать.

7. Расставьте ударения в словах. Образуйте от них имена прилагательные.

Аккомпанировать, бронировать (номер), бронировать (танк), гофрировать, гравировать, запломбировать, костюмировать, никелировать, нормировать, премировать, сформировать.

 

Литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров вузов, учреждений среднего профессионального образования / Под общ. ред. В.Д. Черняк М.: Юрайт, 2011.

 

Практическое занятие № 3

Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Теоретические вопросы:

1. Употребление имен существительных.

2. Употребление имен прилагательных.

3. Употребление имен числительных.

4. Употребление местоимений.

5. Употребление глаголов.

 

Практические задания:

1. Определите род имен существительных и аббревиатур.

Авеню, аэрозоль, бандероль, бигуди, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, какаду, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, кофе, купе, леди, лосось, меню, мозоль, пенальти, пони, портмоне, салями, сулугуни, танго, травести, тюль, фламинго, филе, фойе, фрау, хинди, цеце, шампунь, шимпанзе, эскимо.

2. Для каждой группы существительных сформулируйте заголовок, определяю­щий, какое окончание у этих существительных в форме именительного падежа множествен­ного числа:

а) адрес, веер, директор, доктор, катер, купол, мастер, отпуск, сторож, паспорт, профессор;

б) бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, контейнер, крем, лектор, маклер, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, слог, столяр, токарь, торт, фронт, шофер.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных суще­ствительных.

1) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

2) антресоли, бубны, консервы, лыжи, макароны, очки, шахматы, ясли;

3) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;

4) амперы, ватты, гектары, граммы;

5) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты,

6) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

7) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи;

8) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца;

9) джинсы, кальсоны, панталоны, шаровары, шорты.

4. Просклоняйте приведенные имена числительные. Полтора стакана, 43579 автомобилей.

5. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица ед. ч., при невозможности их образования замените их описательными выражениями.

Бороться, бродить, запретить, затмить, косить, записать, выдавить, убедить, жать, сесть, махать.

 

Литература:

1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – 19-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров вузов, учреждений среднего профессионального образования / Под общ. ред. В.Д. Черняк М.: Юрайт, 2011. – С. 68-78;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: