Сущность и критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования




Инвестиционный потенциал территории характеризуется совокупностью объективных предпосылок для осуществления инвестирования, которые могут быть измерены и выражены в виде количественных показателей. Наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала территории признаются следующие факторы:

- ресурсно-сырьевой потенциал, то есть средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов: минерально-сырьевых, земельных, водных, лесосырьевых, рекреационных;

- производственный потенциал – показатель учитывающий уровень и структуру валового продукта территории, долю убыточных предприятий,

- потребительский потенциал – выражает совокупную покупательную. способность населения региона и измеряется денежными доходами в среднем на душу населения

- инфраструктурный потенциал – отражает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обустроенность;

- интеллектуальный потенциал, который отражает образовательный уровень населения через показатели удельного веса специалистов с высшим и средним образованием на 10 тыс. человек населения, количество высших учебных заведений, количество профессорско-преподавательского состава количество обучающихся в аспирантурах и докторантурах;

- институциональный потенциал – отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики и выражается через количество кредитных организаций, их совокупный уставной капитал, величину долей государственных, частных и смешанных предприятий;

- инновационный потенциал – выражается в показателях количества академических научных учреждений, количество разработанных и внедренных инновационных проектов.

Отражает уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе;

- трудовой потенциал – выражается через показатели численности трудоспособного населения, численность экономически активного населения, уровень безработицы, естественный прирост на 1000 жителей, средней продолжительности жизни населения, уровень миграции населения;

- финансовый потенциал территории, характеризуется прибыльностью предприятий, объемом налоговой базы, доходностью бюджета территории. В настоящее время существует несколько подходов к определению инвестиционной привлекательности территории:

- сопоставление величин реальных и нормативных капиталовложений;

- расчет простого индекса инвестиционной привлекательности по отношению реальных и нормативных капиталовложений;

- расчет расширенного индекса инвестиционной привлекательности, который определяется как среднее геометрическое индексов инвестиционной привлекательности и объема капиталовложений.

В нашей стране и за рубежом многие организации занимаются расчетами инвестиционной привлекательности тех или иных стран и регионов. Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционной привлекательности, предоставленное этими организациями, дают инвестору пищу для предварительных размышлений при выборе региона для приумножения своего капитала. При этом наиболее привлекательными оказываются регионы и территории с высоким инвестиционным потенциалом и низким фактором риска.

Эти районы характеризуются накопленной в процессе многолетней хозяйственной деятельности инфраструктурной освоенностью территории, высоким инновационным и интеллектуальным потенциалом населения, сравнительно высокой диверсификацией отраслей экономики, авторитетной властью. Непривлекательными в инвестиционном плане являются районы с низким потенциалом и высоким риском. Но и они, несмотря на то, что не могут претендовать на высокое место в интегральном рейтинге, могут рассчитывать на интерес инвесторов, ориентированных на инвестиции в узкую сферу, например, в уже действующую добывающую промышленность или, пришедших на высоко рискованную территорию, ради получения сверхприбылей.

Как отечественные, так и иностранные инвесторы стараются извлечь прибыль из своих капиталов, используя довольно стабильный набор конкурентных преимуществ территории, связанный с использованием дешевой рабочей силы, сырья, энергии, емкостью рынка сбыта. В то же время, в условиях сегодняшнего затяжного экономического кризиса в стороне остаются такие составляющие конкурентных преимуществ, как повышение уровня управления, внедрение новых и высоких технологий, повышение квалификации рабочей силы. Изменение ситуации в инвестиционной сфере предполагает работу по управлению инвестиционной привлекательностью территории как органов управления территории, так и самих инвесторов. Реализация инвестиционного потенциала территории предполагает два основных алгоритма действия.

Смысл первого заключается в том, что целенаправленное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений. Процесс приобретения контроля за эффективностью вложений требует в качестве условия, чтобы основная деятельность объекта инвестиций была прозрачна. Это позволяет инвестору оценить возможность вложения своих средств. Если такое решение принято, прежде чем вкладывать капиталы в реализацию проекта, инвестор предварительно должен удостовериться, что он сможет контролировать создание и реализацию стратегии проекта. Далее, в процессе создания и отлаживания механизмов контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая, тем самым, необходимый контроль за надежностью вложений. И, наконец, целенаправленно воздействуя на расстановку руководителей в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью собственных капиталовложений. Если на одной из ступеней инвестор не чувствует своей способности контролировать вложенные средства, инвестиции им направляться не будут. Если же акт инвестирования состоялся, то построенная система целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, повышает инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Что позволяет вкладывать далее или привлекать со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Смысл второго алгоритма заключается в том, что ключевые свойства инвестиционной привлекательности объекта создаются по инициативе органов управления территории. В этом случае, на этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, органы управления регулируют доступ инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за их функционированием, причем, чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью объекта сводится к гарантиям включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики объекта.

Территория станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда органы управления сделают своей приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств экономики, как прозрачность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, а так же собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора экономики станет устойчивой тенденцией [8, с. 301].

Политика реализации инвестиционной привлекательности территории осуществляется исходя из реалий баланса факторов, сосредоточенных в сфере политики и экономики, однако можно выделить наиболее общепринятые действия:

- развитие регионального инвестиционного законодательства;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления гарантий и льгот;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности территории, ее инвестиционного имиджа;

- проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций;

- формирование инвестиционной инфраструктуры (залоговые фонды, перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.);

- разработка системы взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата территории и оживление инвестиционной активности;

- создание инвестиционных пакетов, то есть наборов инвестиционных проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы территории с программой распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и рисков между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости) [9, с. 87].

В целом, работа по реализации инвестиционной привлекательности территории неотрывна от инвестиционной политики государства и субъекта федерации, и призвана дополнять и углублять ее всеми возможными путями. Одним из таких путей является создание на территории режима наибольшего благоприятствования тем или иным инвесторам (крупным-мелким, российским - иностранным) в тех или иных сферах.

Немаловажное значение играет качество инвестиционной инфраструктуры территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: