План
1. Антикризисное управление................................................................... 3
2. Управление дебиторской задолженностью предприятия.................... 7
3. Задача..................................................................................................... 12
Список литературы.................................................................................... 14
Антикризисное управление
Антикризисное управление предприятием (антикризисный менеджмент) - новое понятие для экономики России. В отличие от антикризисного регулирования это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия. Появление антикризисного управления продиктовано необходимостью финансового оздоровления многочисленных предприятий, функционирующих в состоянии хронической неплатежеспособности.
Стратегия антикризисного управления предприятием — совокупность действий и последовательность принимаемых управленческих решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на оздоровление предприятия с целью предотвращения его банкротства.
Антикризисная политика — генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.
Как известно, кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия. В зависимости от глубины кризиса и характера применяемых процедур процесс антикризисного управления может протекать либо активно, либо пассивно. Так, в случае возникновения негативных тенденций временного характера в активном функционировании системы антикризисного управления нет необходимости. В условиях же устойчивого экономического спада, который сопровождается хронической неплатежеспособностью предприятия, оно активизируется по мере усугубления ситуации. Поэтому существуют различные типы политик его осуществления: подготовиться к кризису и минимизировать его последствия; предкризисное управление; управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; стабилизация неустойчивых ситуаций; минимизация потерь и упущенных возможностей; своевременное принятие решений.
|
Антикризисный менеджмент — одна из разновидностей управления деятельностью предприятия. Известно, что по содержанию объектов управления существуют следующие его виды: управление персоналом, управление производством (деятельностью), управление финансами, управление инвестициями, управление продвижением товара на рынке и т.п. Каждый из перечисленных видов сосредоточен на одном каком-либо аспекте деятельности. В отличие от них объектом антикризисного менеджмента являются одновременно все элементы деятельности предприятия: средства производства, рабочая сила, организация производства, труда и управления, финансы, инвестиции, внешняя и внутренняя среда. То есть это вид комплексного всеобъемлющего управления предприятием.
Особенностью антикризисного менеджмента является то, что в качестве предмета выступают лишь профилактические меры финансового оздоровления предприятия, а не развитие объекта управления вообще.
В основе антикризисного управления лежит инновационный подход ко всем видам деятельности предприятия. Он вобрал в себя лучшие инструменты управления, созданные практикой отечественного и зарубежного менеджмента.
|
Цель антикризисного менеджмента состоит скорее в подготовке для последующего старта развития и совершенствования
деятельности хозяйствующего субъекта. Это своего рода управление-связка одновременно между всеми видами управления вообще и между отживающими и прогрессивными формами и методами всех его аспектов как необходимое условие для повышения эффективности деятельности данного субъекта.
Будучи неотделимым от предприятия, антикризисный менеджмент можно представить системой, имеющей следующие составные части:
1. целевая — совокупность стратегических и тактических целей функционирования предприятия, достижение которых обеспечивается выпуском конкурентоспособной продукции; ее компоненты: повышение качества продукции, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товара, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива, охрана окружающей среды;
2. функциональная — разработка, организация и осуществление управленческого процесса; ее компоненты: маркетинг, прогнозирование, планирование, принятие управленческого решения, организация его выполнения, учет результатов, контроль хода выполнения, мотивация и регулирование выполнения решения;
3. обеспечивающая — состав, уровень качества и организация обеспечения системы управления всем необходимым для ее нормального функционирования; ее компоненты: методическое, ресурсное, техническое, кадровое, информационное и правовое обеспечение;
|
4. внешняя среда — факторы макро- и микросреды предприятия, инфраструктура региона, влияющие на содержание и качество управленческого решения;
5. управляющая—совокупность требований к качеству управленческого решения и организация процесса управления персоналом по достижению целей и задач системы; ее компоненты: управление персоналом, социология и психология менеджмента, технология разработки и реализации управленческого решения, анализ и прогнозирование в принятии решений;
6. обратная связь — различная информация, поступающая от исполнителей и потребителей к источнику принятия решения.
Технология антикризисного менеджмента представляет собой совокупность функций, форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В случае профилактического управления используется технология управления по результатам, а финансовое оздоровление осуществляется по технологии антикризисного прорыва.
Специалисты различают три этапа работы по антикризисному управлению:
1. подготовительный – формирование и развитие механизма, способного вовремя распознавать проблемы, угрожающие нормальному функционированию предприятия, и выработка методов их решения (на этом этапе разрабатывается политика предприятия по его выходу из кризиса, выявляются и идентифицируются проблемы, разрабатываются и реализуются планы по их разрешению);
2. профилактический — работа по предупреждению кризиса: выявление потенциальных проблем, создающих серьезную угрозу перспективному развитию предприятия, разработка и осуществление превентивных мер, позволяющих своевременно решить проблемы; анализ и прогноз последствий и условий развития выявленных проблем; приоритет отдается исследованию факторов, средств и методов управления по предотвращению кризисной ситуации;
3. работа в условиях кризиса — всесторонний анализ, оценка условий и ресурсов предприятия, принятие активных мер по решению возникших проблем, разработка механизма их реализации и контроль результатов.