Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.
Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности становится ключевой почти в каждой организации. В ней, в свою очередь, выделяют несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из способов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.
Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации, стимулирования и контроля.
Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, стратегию организации, политику действий, рациональные процедуры действий.
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
|
Под мотивацией, стимулированием подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
Действия по контролю – это подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации.
На уровень дебиторской задолженности влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам следует отнести профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, влияющую на реализацию.
Средний срок оплаты счетов дебиторов в днях – один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов (debtor days), или период оборота дебиторской задолженности (collection period), показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.
В основе определения этого соотношения, лежит следующий принцип: средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые устанавливает руководство, т. е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов.
|
При вычислении берется среднее значение дебиторской задолженности за расчетный период для сглаживания пиковых значений – их использование может привести к появлению «псевдоэкстреммумов», чреватых возникновением заблуждений относительно тенденций развития фирмы. Тенденцию изменения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности часто используют при определении обоснованности скидки за ранние платежи.
Управление дебиторской задолженностью предполагает:
– определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
– анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
– контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;
– определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
– задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
– прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
|
Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие.
Дефицит денежных средств в экономике заставил предприятия изменить условия реализации своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.
Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию политики в области закупок и политики продаж, что придало дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.
Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.
Основные приемы управления дебиторской задолженностью:
– учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
– АВС -анализ и XYZ -анализ в отношении дебиторов;
– анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
– оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
– уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
– контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
– определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
– оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.
Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения:
– позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;
– определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;
– дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;
– позволяет сделать прогноз поступлений средств.
Наиболее часто употребляемыми способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
Таким образом, общие рекомендации управления дебиторской задолженностью:
1) установить контроль за состоянием расчетов с покупателями;
2) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и привлечения дополнительно дорогостоящих источников финансирования;
3) использовать предоставление скидок при долгосрочной оплате.
Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т. д.
Задача
В банк помещена сумма 5 млн. руб. на два года под 20% годовых. Определить накопленную сумму, при условии, что накопление процентов производится:
а) 1 раз в год
б) 2 раза в год
в) 4 раза в год
г) ежемесячно
- сложные проценты
где - накопленная сумма
- сумма вклада
- ставка процента
- количество периодов начисления
- количество начислений в год
а) Начисление 1 раз в год
(млн. руб.) – наращенная сумма
б) Начисление 2 раза в год
(млн. руб.) – наращенная сумма
в) Начисление 4 раза в год
(млн. руб.) – наращенная сумма
г) Начисление ежемесячно
(млн. руб.) – наращенная сумма
Список литературы
1. Лукасевич, И.Я. Финансовый менеджмент / И.Я. Лукасевич. - М.: «Дело», 2008
2. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007
3. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник для вузов. - 6-е изд. / Под ред. Е.С. Стояновой. – Изд-во: «Перспектива», 2009
4. Колчина, Н.В. Финансовый менеджмент / Под ред. проф. Колчиной Н.В. - М.: Юнити, 2008
5. Поляк, Г.Б. Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева. Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009