Ю.Кагарлицкий. Ричард Бринсли Шеридан




---------------------------------------------------------------------------- Ричард Бринсли Шеридан. Драматические произведения. М., Государственное издательство "Искусство", 1956 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru---------------------------------------------------------------------------- Шеридан был крупнейшим драматургом-сатириком XVIII века в Англии. Просветитель-демократ, писатель замечательного реалистического таланта,он дал наиболее законченное художественное воплощение проблемам, волновавшимумы передовых людей его времени. Творчество Шеридана завершает собой историюразвития английской демократической комедии эпохи Просвещения. История английской литературы и театра сохранила имена трех членовсемьи драматурга. Дед писателя, Томас Шеридан (1687-1738), - разорившийсяземлевладелец и священник, лишенный прихода за проповедь против британскоговладычества в Ирландии, - принадлежал к числу ближайших друзей ДжонатанаСвифта. В его поместье были написаны "Письма суконщика" и "ПутешествияГулливера". Его сын, отец Шеридана, тоже носивший имя Томас (1719-1788),завоевал известность как руководитель дублинского театра, актер, специалистпо ораторской и сценической речи, автор словаря английского языка и в своевремя популярной, но, к сожалению, не сохранившейся комедии "КапитанО'Бландер, или Храбрый ирландец". Мать будущего писателя, Френсис Шеридан(1724-1766), была автором нашумевшего романа "Сидни Бидальф" и несколькихпьес, в том числе комедии "Открытие", поставленной Гарриком в театреДрюри-Лейн в 1763 году. Ричард Бринсли Шеридан родился. 12 октября 1751 года в Дублине. Несмотря на свое заметное положение в литературно-театральном мире,семья Шериданов была бедна. Когда отцу писателя стал грозить арест за долги,он бежал с женой во Францию, оставив детей на попечение богатогородственника. Ричард в это время учился в аристократической школе Харроу. Своишкольные годы Шеридан вспоминал с горечью. Дети из знатных дворянскихсемейств не хотели разговаривать с ним - сыном актера, живущим на чужиесредства. Унизительное положение, в котором он очутился, мешало емуполностью отдаться учению. Шеридан говорил, что все свои знания он приобрелуже по окончании школы. В 1770 году Ричард Шеридан с отцом, кое-как уладившим свои материальныедела, переехал в Бат. К этому времени относятся его первые литературныеопыты. В сотрудничестве со своим товарищем по школе Холхедом, впоследствииизвестным ориенталистом, он перевел книгу греческих стихов, написал комедию"Иксион и Амфитрион" и ряд очерков, часть которых была опубликована вместной газете. Литературная карьера молодого Шеридана была, однако,прервана самым неожиданным образом. В Бате Шериданы жили в ближайшемсоседстве с семьей композитора Линли, все девять детей которого выступали вконцертах. "Вундеркинды" жестоко эксплуатировались матерью, и большинство изних умерло в раннем возрасте. Для старшей дочери, красавицы Элизабет, матьмечтала о "блестящей партии" и добивалась этого с таким усердием, что имядочери стало приобретать дурную славу Девушка, у которой завязался роман сРичардом, решила бежать из семьи. В небольшом французском городке влюбленныеобвенчались, но их жизнь на чужбине продолжалась недолго. Подоспевшиеродственники заставили молодых вернуться в Англию. Ричард был оставлен вЛондоне, Элизабет увезли в Бат: у Ричарда не было денег, чтобы содержатьсемью, и это вполне оправдывало поведение родителей в глазах света. ИШериданы и Линли были люди известные, поэтому бегство Ричарда и Элизабетдало обильную пищу скандальной хронике. Защищая честь своей жены, Ричарддважды дрался на дуэли. Последняя из них едва не стоила ему жизни. Можетбыть, это обстоятельство помогло семье Линли примириться с потерей доходовЭлизабет, которая к тому времени уже считалась первой певицей Англии, аможет быть, тут сыграло роль возраставшее сопротивление дочери; во всякомслучае, 13 апреля 1774 года Ричард и Элизабет обвенчались вторично. Шериданбыл в это время студентом юридической школы в Темпле. Желая оградить жену отбесцеремонных домогательств светских поклонников, он запретил ей выступатьпублично. В поисках средств к жизни Шеридану приходилось рассчитывать толькона свое перо. На этом кончается юность Шеридана-период, которому посвящены десяткиочерков, статей, романизированных биографий, вышедших из-под пера буржуазныхисследователей. Восхищаясь "романтической юностью" писателя, они, однако, недают себе труда задуматься над тем, сколько обиды, горечи, разочарованийдолжно было скопиться в душе героя этих "романтических приключений" уже запервые двадцать лет его жизни, сколько таланта, воли, сопротивляемостипонадобилось Шеридану, чтобы соединиться с любимой женщиной и добиться тогоместа в жизни, на которое он имел право по своим способностям. Ричард с увлечением принялся за литературный труд. 17 января 1775 годав театре Ковент-Гарден была поставлена комедия Шеридана "Соперники". Напремьере спектакль успеха не имел. Полный провал пьесы подтвердился наследующий вечер - спектакль шел под непрерывные свистки зала. "Соперники"были возвращены автору, не дожив до третьего спектакля, сбор с которого шелв пользу драматурга. Но Шеридан не сдался. В течение десяти дней почтикруглосуточной работы он переделал пьесу. 28 января 1775 года занавесКовент-Гардена закрылся под бурные рукоплескания публики. Шеридан сталпризнанным драматургом. Новые пьесы, появившиеся в том же году, упрочили его успех. 2 мая 1775года к бенефису Лоуренса Клинча, актера-ирландца, исполнявшего в"Соперниках" роль сэра Люциуса О'Триггера, был поставлен двухактный фарс"День святого Патрика". 21 ноября 1775 года лондонские зрители увиделикомическую оперу Шеридана "Дуэнья". Этот спектакль прошел подряд семьдесятпять раз - цифра, почти небывалая для английского театра XVIII века. Песенкииз "Дуэньи" (музыку написал Линли) распевали по всей стране. Через полтора года после появления "Соперников" Шеридан сталсовладельцем ведущего драматического театра Дрюри-Лейн, купив у отошедшегоот театральных дел крупнейшего английского актера XVIII века Гаррика егопай. Гаррик долго искал себе преемника, и, когда его выбор остановился наШеридане, он, сообразуясь со скромными средствами молодого драматурга,уступил ему свою долю участия значительно ниже действительной стоимости. Темне менее Шеридану пришлось залезть в долги и взять двух компаньонов. Желаяединолично руководить театром, писатель к 1780 году выкупил паи у всехсовладельцев. Долги его к этому времени достигли такой суммы, что до концасвоей жизни он находился под страхом долговой тюрьмы. 24 февраля 1777 года на сцене Дрюри-Лейна пошла переделанная Шериданомкомедия английского драматурга конца XVII - начала XVIII века Джона Ванбру(1664-1726) "Неисправимый, или Добродетель в опасности" (1696), которойШеридан дал название "Поездка в Скарборо". В переделке Шеридана добродетельоказалась в гораздо меньшей опасности, чем в очень рискованной пьесе Ванбру.Большинство наиболее пикантных положений "Неисправимого" он смягчил,приспособив комедию драматурга Реставрации к более чопорным театральнымнравам 70-х годов. Однако публика, надеявшаяся увидеть новую оригинальнуюпьесу Шеридана и обманутая в своих ожиданиях, чуть не провалила премьеру.Положение спасла молодая актриса Робинсон, исполнявшая роль Аманды. Принявна свой счет свистки, доносившиеся из зала, она, растерявшись, сталаприседать перед публикой. Свистки сменились хохотом, представлениепродолжалось. В Лондоне по-своему переименовали комедию Шеридана, назвав ее"Неисправимый, или Дрюри-Лейн в опасности". Впрочем, переделка Шеридана самапо себе явилась очень удачной, и спектакль имел огромный успех. Он былповторен девяносто девять раз. Это позволило Шеридану целиком отдатьсяработе над своей новой комедией, которую уже давно ждали зрители. Шедевр Шеридана - комедия "Школа злословия" была впервые показанапублике 8 мая 1777 года. Премьера этого спектакля стала центральным событиемтеатральной жизни Лондона всей последней трети XVIII века. Современникивспоминали, что, когда на сцене упала ширма, скрывавшая леди Тизл, прохожимпоказалось, будто обрушились стены театра - такой оглушительный взрыв хохотаи рукоплесканий донесся из зала. 30 октября 1779 года Шеридан поставил свою последнюю комедию -"Критик", также имевшую большой успех. Лишь двадцать лет спустя Шериданвернулся к драматургии, написав пьесу "Писарро" (1799), которая, посуществу, представляла собой переделку мелодрамы Коцебу "Испанцы в Перу". Работа Шеридана для театра, начатая "Соперниками" в 1775 году,фактически заканчивается в октябре 1779 года. За эти пять лет он создал все,с чем вошел в историю английской драматургии. Следующие тридцать лет были имотданы политической деятельности. Две комедии, над которыми он работалодновременно со "Школой злословия", - "Государственный деятель" и "Жителилесов" - осталась незаконченными. Однако Шеридан - политический деятель во многом продолжал дело, начатоеим в качестве драматурга. Более ста лет отделяют время Шеридана от английской буржуазнойреволюции XVII века. Почти столетие прошло и с тех пор, когда английскаябуржуазия, заключив в 1688 году компромисс с дворянством, стала, по словамЭнгельса, "скромной, но признанной частью господствующих классов Англии" {К.Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, Госполитиздат, 1952, стр.96.}. Англия Шеридана была не той, что в начале века. Уже несколькодесятилетий в экономике страны происходили изменения, которые получиливпоследствии название "промышленной революции". Ее подлинное значениевыявилось несколько позже - с 1793 по 1815 год, - а последствия осознаны вовсей полноте еще несколько десятилетий спустя. Впрочем, в известной степенипроисходящие экономические перемены сказывались на общественной жизни страныуже в 70-80-е годы XVIII века. В период борьбы американских колоний за независимость в Англиивозникает буржуазный радикализм, программа которого в некоторых чертахпредвосхищала программу чартистов. В Англии не было еще подлинно народнойпартии, но ряд представителей радикализма - такие, как Джон Уилкс и ДжемсФоке, - в известные периоды своей деятельности и по определенным вопросамвыражали интересы широких слоев народа. К числу таких людей принадлежал иШеридан, занявший вскоре видное место в радикальном крыле партии вигов,которым руководил один из его ближайших друзей и единомышленников - ДжемсФоке. К началу войны американских колоний за независимость относятся и первыеполитические выступления Шеридана. В ответ на статью известного литератора С. Джонсона "Налогообложение неесть тирания", в которой тот утверждал, что "родиться подданным - значит безслов признать существующую власть", Шеридан писал в 1775 году: "Если бы мыот рождения были связаны лойяльностью по отношению к существующим формамправления, они бы никогда и нисколько не менялись. В Англии не было быреволюции". Опубликовав поэму, изображающую борьбу американцев занезависимость, Шеридан предпослал ей посвящение королю Георгу III, в которомсмело выступил против политики правящих классов Англии и предсказал ихпоражение в "глупой и несправедливой войне" против вооруженного народа. Шеридан был одним из первых людей в Англии, заговоривших онеобходимости парламентской реформы. Уже в 1782 году, за пятьдесят лет дотого, как под давлением народных масс эта реформа, куцая и урезанная, былапроведена, Шеридан, выступая на митинге, требовал, чтобы в Англии быловведено всеобщее голосование и срок полномочий палаты общин ограничен однимгодом. Он в течение всей жизни отстаивал права Ирландии, нередко голосуя поэтому вопросу против своей партии. Когда во Франции разразилась революция 1789 года, Шеридан всеми силамиборолся против вынашиваемых английской реакцией планов интервенции. Неизменил он своей позиции и в 1793 году, когда большинство из тех английскихобщественных и политических деятелей, которые на первых порах приветствовали"зарю свободы" в соседней стране, скатились в лоно реакции. Наиболее ярким событием в политической биографии Шеридана было еговыступление по делу Уоррена Гастингса - английского генерал-губернатораИндии, отстраненного от должности и преданного суду по требованиюпарламентской комиссии, в которую входил и сам Шеридан. Речи Шеридана в парламентской комиссии и на суде (февраль и июнь 1787года) произвели огромное впечатление на общественное мнение Англии. Назаседании суда Шеридан говорил четыре дня при неослабевающем вниманиипублики. Крупнейшая актриса Англии того времени Сара Сиддонс, потрясеннаясилой красноречия Шеридана, упала в обморок. Толпы людей стремились втечение этих четырех дней проникнуть в здание Вестминстерского аббатства,где шел суд. Со страстным негодованием Шеридан развернул перед слушателями картинуколониальных зверств, показал алчную, циничную природу буржуа - завоевателяи поработителя чужих народов. "Целые нации истреблялись ради пачки банкнот, - говорил он, - целыеобласти опустошались огнем и мечом, чтобы обеспечить капиталовложения...Генералы становились акционерами, дубина вошла в реквизит банкирских контор,и весь Индустан увидел британское правительство с окровавленным скипетром водной руке, в то время как другая его рука шарила по чужим карманам". Затевая процесс против Гастингса, руководители партии виговпреследовали совершенно определенные политические цели. Находясь в то времяв оппозиции, они рассчитывали расположить в свою пользу общественное мнениеи одновременно, ликвидировав монополию Ост-Индской компании, получить своюдолю прибылей от ограбления Индии. Шеридан поставил в своей речи вопрос шире, чем это диктовалосьинтересами вигов. Самая система колониального владычества в Индии былапоказана им настолько обнаженно, лишенной всяческих прикрас, что речь егооказалась объективно направленной не только против тех, кто сейчасраспоряжался Индией, но и против тех, кто притязал на это в дальнейшем. Не удивительно, что процесс Гастингса затянулся на семь лет, а затем,когда впечатление, произведенное речами Шеридана, сгладилось, палата лордовоправдала обвиняемого. Но, хотя речь Шеридана и не принесла, казалось бы,никакого непосредственного результата, она осталась образцом высокойгражданской честности и принципиальности, запомнившимся на многие годы.Первым человеком, к которому направился молодой Байрон, выйдя из зданияпарламента после своей знаменитой речи 27 февраля 1812 года в защитурабочих-луддитов (разрушителей машин), был Шеридан. Правда, не всегда Шеридан оставался на такой высоте. Многие эпизодыполитической биографии Шеридана служат примером его ограниченности, присущейдаже наиболее радикальным представителям партии вигов. Однако в 80-90-е годы в числе известных английских политическихдеятелей, исключая Джемса Фокса, не было человека более демократическихубеждений, более радикально мыслящего и более честного, чем Шеридан. Естественно поэтому, что с усилением реакции в Англии политическаякарьера Шеридана стала близиться к концу. Он был неугоден ни тори, ни вигам.Потеряв свое место в парламенте и лишившись депутатской неприкосновенности,он был арестован за долги, и, хотя вскоре его освободили, это нанеслострашный удар его самолюбию. Пожар театра Дрюри-Лейн и огромные затраты навосстановление здания, которых требовал Шеридан, считая Дрюри-Лейн гордостьюанглийского сценического искусства, привели к тому, что он был отстранен оттеатральных дел. Байрон вспоминал, как был заброшен и оскорблен Шеридан впоследние годы своей жизни. Однажды, находясь в актерском фойе Дрюри-Лейнапосле спектакля с участием Эдмунда Кина, Байрон увидал, что у двери стоит ине решается войти бывший руководитель этого театра. Знакомые встретиликак-то на улице плачущего старика Шеридана, который нес продавать портретсвоей покойной жены, написанный знаменитым Гейнсборо... Шеридан умер 7 июля 1816 года в страшной бедности. За несколько дней досмерти в его комнату, из которой была вынесена вся мебель, явились судебныеприставы, пытавшиеся увести больного писателя в долговую тюрьму. Шеридану устроили пышные похороны. Гроб с его телом был установлен вВестминстерском аббатстве. За катафалком шел весь "цвет" британскойаристократии, а на другой день Шеридана снова забыли. Надгробный "памятникбыл установлен на средства одного из его друзей. Биографии Шериданамногочисленны, но до сих пор в Англии нет полного академического собранияего сочинений. Умирал в одиночестве он, а у гроба Будет очередь сильных и знатных стоять. Вот их дружбы мерило, вот чести их проба, О пустых этих душах мне больно писать... Где вы были, когда он, голодный, зачах? Свора знатных в несчастье его избегала. Нынче пристав с поэта стащил одеяло - Завтра лорд его гроб понесет на плечах! {*} {* Перевод Б. Слуцкого.} Этими стихами поэт-романтик Томас Мур - представитель поколения,шедшего на смену Шеридану, - откликнулся на смерть замечательногодраматурга. Именем Шеридана завершается один из значительнейших периодов развитияанглийской демократической комедии. В творчестве этого драматурга отлились взаконченную художественную форму многие достижения его предшественников. Английская комедиография XVII-XVIII веков прошла чрезвычайно сложныйпуть развития, определявшийся социальными и политическими изменениями вжизни страны. Рубеж между драматургией Возрождения и последующего периода образует вАнглии буржуазная революция середины XVII столетия. Театры были закрыты,представления запрещены. Новая школа драматургов формировалась в период реставрации Стюартов.Драматурги Реставрации достаточно ясно видели пороки своих современников.Буржуа они от души презирали. Аристократов знали слишком близко, чтобыпитать к ним хотя бы тень уважения. Однако довольно правдиво показываяразложение правящих классов, комедиографы этой школы чаще всего приходили котрицанию всяких моральных критериев, Поэтому такое важное значение имело появление в Англии просветительскойдраматургии, начавшей завоевывать сцену уже через несколько лет послевторичного крушения абсолютизма Стюартов в 1688 году. В определенной степенипросветительскому влиянию подверглись и последние драматурги, принадлежавшиек школе комедии Реставрации. К концу 20-х годов XVIII века в просветительской драматургии выделилисьдва течения - консервативное и демократическое. Представители первого из нихбыли вполне удовлетворены результатами компромисса буржуазии и дворянства в1688 году, представители второго начинали уже видеть противоречия новогобуржуазного общества. Драматурги-консерваторы считали своей задачейотвращать зрителя от дурных поступков, показывая ему примеры добродетели. Ихпротивники желали исправлять человека, разоблачая пороки общества. Вконечном счете первые боролись за нравоучительно-охранительную, вторые - задемократическую сатирическую комедию. Изданный в 1737 году закон о театральной цензуре на время прервалразвитие сатирической комедии. Ее возрождение началось лишь в 60-х годах XVIII века, причемдемократической комедиографии снова пришлось завоевывать свое место в борьбес нравоучительной комедией. Столкновение демократической и консервативной комедиографии приняло в60-70-е годы форму борьбы между так называемой "веселой" и "сентиментальной"(нравоучительной) комедией. На первых порах казалось, что спор идет о чистохудожественных вопросах. И действительно, нельзя сказать, чтобы такие"веселые" комедии, как "Полли Хоником" (1760) и "Ревнивая жена" (1761)Кольмана, "Добрячок" (1768) и "Унижение паче гордости, или Ночь ошибок"(1773) Гольдсмита, поднимали более важные социальные проблемы, чемпроизведения драматургов-сентименталистов. Хотя уже на первом этапе развития"веселой" комедии сатирические элементы присутствовали и в пьесе Кольмана"Тайный брак" (1766) и в ряде эпизодов других пьес представителей этогонаправления, истинный характер противоречий между двумя школами драматурговво всей полноте раскрылся лишь с приходом Шеридана. В конце своей деятельности комедиографа, в пьесе "Критик", Шеридан самотчасти объяснил смысл своей борьбы с сентиментальной драматургией. Правда,Шеридан избрал здесь объектом нападок трагедию, но это не меняет дела,поскольку речь идет не об особенностях жанра, а о подходе к изображениюжизни. "Целомудрие" современных драматургов, говорит Шеридан, можно сравнитьс "искусственной застенчивостью куртизанки, у которой стыдливый румянец нащеках сгущается по мере того, как убывает ее скромность". Шеридан виделисторическое несоответствие между "примерами добродетели", предлагаемымисентиментальной драматургией, и действительными качествами буржуазногоиндивида и в этом усматривал нереалистичность сентиментальной,апологетической по своей сущности драматургии. В своем собственномтворчестве Шеридан пошел иным путем. Основой его реализма стало осмеяние иразоблачение пороков современного общества. Первая комедия Шеридана, "Соперники", не являлась еще сатирическимпроизведением. Но она была специально посвящена борьбе противсентиментальной драматургии, изображавшей мир не таким, каким он был, атаким, каким он желал казаться, и молодой драматург извлек из этогопротиворечия не меньше комизма, чем впоследствии из прямого разоблаченияханжей и лицемеров. Впрочем, материалом Шеридану послужила не литературнаяполемика, а сама жизнь. Местом действия своей комедии Шеридан избрал Бат - модный курорт ссерными источниками, который привлекал к себе в XVIII веке самоеразнообразное общество. Бат был центром светских увеселений на летний сезон. Посетить егосчитали своим долгом и лондонский джентльмен и одичавший в деревенской глушисквайр, обедневший ирландский помещик, купец и разбогатевший ремесленник.Сюда толпами устремлялись шулера, авантюристы, охотники за богатыминевестами и девицы, мечтающие сыскать мужа. В Бате имелся театр, залы дляконцертов и балов, сюда съезжались актеры, музыканты, литераторы. Этот небольшой городок стал любимым объектом изображения для английскихдраматургов и романистов. Сюда отправил своего Перигрина Пикля и семействоБрамбль Тобайас Смоллет, в Бате развертывается действие нескольких комедийФута, здесь познакомились фильдинговские Политик и достойный судья Уорти. Столкнуть между собой людей, которые, может быть, никогда бы невстретились в Лондоне, расширить сферу наблюдений над жизнью, показатьпредставителей разных общественных, слоев, людей различного жизненногоуклада, мироощущения - такая задача незримо вставала перед каждымхудожником, обращавшимся к описанию Бата. Эту задачу поставил перед собой и Шеридан. Его первое произведениепринадлежит к числу комедий нравов. В "Соперниках" мы встретим исамодурствующего помещика сэра Энтони Абсолюта, и деревенского сквайра БобаАкра, мечтающего войти в светское общество, и спесивого, задиристогоирландского дворянина сэра Люциуса О'Триггера, преисполненного сознаниясвоей добродетели, ибо он "слишком беден, чтобы позволить себе какой-нибудьгрязный поступок", слуг и служанок, каждого со своим характером, своимивзглядами на жизнь. В комедии не много действующих лиц, но она кажется очень"густо заселенной" героями, потому что ни один из них не пропадает длязрителя, каждый написан выпукло, определенно. Особенно выделяется миссисМалапроп, пожилая блюстительница нравственности, которая не прочь пойти налюбовную интрижку, но, не в состоянии прельстить мужчин своими прелестями,видит свою силу в образованности и светскости. Миссис Малапроп без усталисыплет "учеными" словами, смысл которых ей самой непонятен. Шеридан использовал место действия и для того, чтобы оправдать сложнуюинтригу своей пьесы. В Бате кажутся естественными неожиданные приезды,встречи, мистификации. Действие развивается настолько четко, что у зрителяостается впечатление не запутанности, а комедийной насыщенности пьесы. В "Соперниках" нет ни одного лица, которое не было бы характером, ниодного поворота сюжета, который не был бы оправдан характерами героев,обстоятельствами, местом и временем действия. Именно поэтому мысли авторараскрываются не в проповедях и декларациях, как в сентиментальных комедиях,а в движении интриги, в столкновении персонажей. Основной прием, которым пользуется Шеридан в "Соперниках", - этосопоставление контрастирующих образов, положений, сцен. Если в его комедиипроисходит дуэль, то вызов бросает заведомый трус человеку храброму, еслигерой уверен в успехе, то публика в свою очередь может быть уверена, что вследующей сцене он встретится с непредвиденными трудностями. Подобная манерачасто приводит к тому, что контраст у Шеридана приобретает характергротеска. Согласно этому принципу соединены в комедии трезвый и веселый капитанАбсолют и мечтательная Лидия Лэнгвиш, мечтательный Фокленд и трезвая Джулия.Контрастируют между собой не только характеры внутри каждой пары, но и самипары. Но здесь и проявляется неистощимая изобретательность Шеридана, егоумение разнообразить характеры и положения. Контраст не превращается у негов сухое противопоставление; в нем, напротив, таятся огромные возможности дляпсихологического раскрытия образов, для юмора и, наконец, для утверждениямыслей автора. Лидия Лэнгвиш - девица, начитавшаяся сентиментальных романов, мечтает о"рае в шалаше". Любовь для нее - вся во внешних атрибутах романтическойстрасти: в свиданиях при луне, похищении, венчании в далекой шотландскойдеревушке. "Грубая, скучная" реальность для нее не существует. "Сколько разя, крадучись, убегала из дома в холодную январскую ночь и находила его всаду обледеневшим, как статуя, - рассказывает она Джулии о своих свиданиях сАбсолютом, - он падал прямо в снег на колени и так трогательно чихал икашлял... Он дрожал от холода, а я от волнения, и в то время, как наши рукии ноги немели от зимней стужи, он горячо умолял меня разделить его пламя - имы пылали взаимным жаром! Ах, Джулия, вот это была настоящая любовь!" Норядом с сентиментальной экзальтацией в ней уживается черствость,неразвитость чувств. Лидия искренне удивлена тем, что ее подруга привязана кчеловеку, спасшему ее из воды. "Подвиг? Да любая ньюфаундлендская собакасделала бы то же самое! - восклицает она. - Вот уж я не подумала бы отдатьмое сердце человеку только потому, что он хорошо плавает". Лидия презирает"скучную" действительность потому, что не знает ее, душевно не развита, неспособна увидеть чувства там, где оно не выступает в пышном романтическомоблачении. Живя в мире иллюзий, она осуждена на такой же иллюзорный роман снесуществующим прапорщиком Беверлеем. Деньги она презирает единственнопотому, что никогда не знала в них нужды. Впрочем, несмотря на свою нелепость, романтические бредни Лидии - нетолько плод душевной ограниченности. Они в какой-то мере порождены протестомпротив идей, которые без устали проповедует ее тетка и опекунша. "...В бракекуда безопаснее начинать с легкого отвращения, - поучает племянницу миссисМалапроп. - Я, например, до свадьбы ненавидела твоего дорогого дядюшку, какчернокожего арапа, и, однако, какой примерной женой я ему была! А когда богуугодно было избавить меня от него, так никто и не знает, сколько я слезпролила!" Правда, протест против уродливой морали миссис Малапроп принимаету самой Лидии уродливую форму, но он естествен у молодой девушки, и в немзалог ее исцеления. Лидия не могла, конечно, измениться на протяжении короткого срока, втечение которого происходит действие пьесы, но если сначала в ее поступкахпреобладают экзальтация и каприз, то в конце, когда девушка столкнулась,наконец, с реальными трудностями - со страхом за жизнь любимого человека,необходимостью выбирать между своим самолюбием и возможностью счастья скапитаном Абсолютом, - на смену выдуманным страданиям приходят подлинныечувства. Иной характер носит сентиментальность Фокленда. В отличие от Лидии онзнает жизнь, по-настоящему любит свою невесту, внутренне совершенноискренен. Фокленд терзается тем, что не встретил в жизни до сих порнастоящей, большой, всепоглощающей страсти. Он знает, что словом "любовь"нередко прикрывают корысть, самолюбие, расчет. И, отыскав женщину, способнуюответить на его чувства, он долго не может поверить в свое счастье,оскорбляет ее неоправданными подозрениями, сомневается в ее искренности. Чувство Фокленда и Джулии свободнее от расчета и тщеславия, глубже, чемлюбовь капитана Абсолюта и Лидии. Но ссоры влюбленных объясняются не толькоподозрительностью Фокленда. Прийти к взаимному пониманию Фокленду и Джулиимешают и его старозаветные представления об отношениях между влюбленными. Онубежден, что "истинно скромная, целомудренная женщина может только с однимчеловеком в мире танцевать контрданс, и то, если остальные пары - ее тетушкии дядюшки". Так постепенно развертывается основная тема комедии - тема воспитаниячувств. Умейте ощутить радость любви, прелесть дружбы, понять красоту жизни- не выдуманной, а настоящей, богатой красками, движением, чувствами, - учитзрителя автор. Но в жизни есть много уродливого, отталкивающего, того, что мешаетосуществиться гуманистическим идеалам. И Шеридан призывает бороться за своесчастье. Надо уметь не только радоваться жизни, надо уметь ее завоевывать. Действенное начало пьесы воплощено прежде всего в образе капитанаАбсолюта. Этот молодой человек лишен глубины Фокленда и не обладаетцельностью натуры Джулии, но он активен, остроумен, находчив, знает жизнь иумеет ею наслаждаться. Ни один из названных героев не выражает всей мысли пьесы. Идеяпроизведения больше, объемнее каждого из них - обычных людей с ихдостоинствами и недостатками. Но каждый из героев по-своему помогает понятьобщий замысел автора. Свой человеческий идеал Шеридан пытался, правда,воплотить в образе Джулии, верной, умной и решительной девушки. Однако рольДжулии не принадлежит к числу тех, из-за которых в театре когда-либоразгоралось соперничество, а произносимый ею под занавес монолог не столькораскрывает, сколько суживает и ограничивает идею пьесы, сводя ее к проповедиумеренности в делах и осмотрительности в поступках. Не в этом, конечно, смысл комедии Шеридана. "Соперники" - произведениезадорное, молодое, жизнеутверждающее, проникнутое гуманистическим духом. Эта пьеса показала художественную несостоятельность сентиментальнойдраматургии и способствовала укреплению реализма на английской сцене. Темсамым она прокладывала дорогу сатирической комедии. Подобный смысл имел и фарс "День святого Патрика, или Предприимчивыйлейтенант", появившийся вслед за "Соперниками". Особый интерес представляютсцены, где показан разгул пьяной солдатни на постое, мошеннические методывербовки в английскую армию. Здесь уже заключены элементы социальной сатиры. Сатирические тенденции в творчестве Шеридана заметно усиливаются споявлением пьесы "Дуэнья", написанной в форме комической, или, по тогдашнейтерминологии, "балладной" оперы. Не заблуждения юности осмеиваются в этойпьесе, а такие типические качества буржуа, как своекорыстие, алчность,презрение к человеческим чувствам. Правда, место действия перенесено вИспанию, но проблемы, которые ставит Шеридан, особенно характерны дляанглийской жизни XVIII века. Политическая сатира не находит себе места в этом произведении, как и вовсем творчестве Шеридана и остальных представителей "веселой комедии". Онабыла невозможна после издания закона 1737 года. Но в "Дуэнье" заключенозначительно больше элементов социальной сатиры, чем в "Соперниках". Персонажи пьесы разделены на две группы. Первую из них, написанную вгротескной манере, образуют дон Херонимо, Исаак Мендоса, дуэнья Маргарита,отец Пабло, отец Франсиско, отец Августин и другие монахи. В характеристике этих персонажей Шеридан показывает зрителю различныетипы английского буржуа. Подробнее всего выписан драматургом образ дона Херонимо. Через негометко раскрыты качества буржуазного индивида той поры, когда крупныеспекулянты покупали себе дворянские титулы, а старая аристократия легкосочетала фамильную спесь с чисто буржуазным стяжательством. Дон Херонимо - дворянин. Он гордится красотой своей дочери, служащейукрашением его рода. Но он ни на минуту не забывает и о том, что красотаделает его дочь хорошим товаром, который тем выгоднее можно продать. Недаромдон Херонимо считает английских купцов лучшим объектом для подражания. Между доном Херонимо и Мендосой существует глубокая внутренняя связь. УМендосы то же стремление к стяжательству, что и у дона Херонимо. ОднакоМендоса мельче дона Херонимо. Если у последнего понятие чести извращено, тоу Мендосы оно начисто отсутствует, хотя он и любит говорить о дружбе, долгеи благородстве, понимая, что с помощью подобных речей легче обманутьчеловека, с которым имеешь дело. Трусость Мендосы - лишь одно из проявлениймелочности и подлости его натуры. Тип лицемерного стяжателя-буржуа раскрывается Шериданом и вмонастырских сценах комедии. Внешне они выглядят лишь как сатира накатолическое духовенство, которая в Англии XVIII века считалась не толькодопустимой, но и желательней. Долгая вражда англиканской церкви с"папистами" осложнялась еще и крайне напряженными отношениями между Англиейи католической Францией, не раз поддерживавшей попытки новой реставрацииСтюартов. Официальная пропаганда в Англии вела жестокую борьбу скатоличеством. Шеридан и сам был не прочь задеть католическую церковь.Однако основу сцен в монастыре составляет критика пуританского лицемерия. Пуританство, бывшее в Англии XVII века оружием борьбы противфеодализма, после 1688 года выродилось в систему лицемерных правил, имевшихцелью прикрыть своекорыстие буржуазии и удержать в повиновении низшие классыобщества. Пуританское лицемерие захватило широкие слои английской буржуазии.Ее благочестие нисколько не мешало грабить своих ближних в "законной" формебуржуазного приобретательства. Бережливость, осмотрительность, стремление кпреумножению доходов объявлялись английским буржуа основными добродетелями,связанными каким-то таинственным образом с заботой о благе ближнего. "Святыеотцы", действующие в монастырских сценах, относятся к наживе с лицемерием иханжеством типичных английских буржуа-пуритан. Другую группу образуют молодые герои комедии. Снова Шериданом показаны две пары влюбленных. Антоньо и Луиса дляШеридана - целиком положительные герои; они вместе воплощают ту активность испособность бороться за свои права, которые отличали капитана Абсолюта. Посвоему духовному облику - это демократические герои. Иначе Шериданизображает Фернандо и Клару. Фернандо, подобно Фокленду, хорошо знаком сволчьей моралью общества, в котором живет, и не доверяет даже тем, ктозаслуживает доверия. Однако если в словах Фокленда порой звучал пафоснегодования попранного в буржуазном обществе человеческого достоинства, тона Фернандо Шеридан смотрит с заметной иронией. Недоверие к человекусвойственно врагам молодых героев, и, перенимая их повадки, Фернандо теряетв своей человеческой ценности. Он не так прямодушен, как Антоньо. Онвступается за Антоньо в разговоре с отцом не только, чтобы помочь другу, нои потому, что желает обезопасить от него Клару, в которую тот был когда-товлюблен. Свое чувство Фернандо любит облекать в искусственные формы. Еговозлюбленная в свою очередь заражена в какой-то степени лицемерием, которое,впрочем, Шеридан не принимает всерьез, видя в нем наносное качество,граничащее с женским кокетством. Комедия имеет традиционный счастливый конец. Антоньо обвенчан с Луисой,Фернандо с Кларой. Мендоса наказан браком с безобразной дуэньей Маргаритой.Автор щедро наградил своих любимцев, расправился с их врагами. И все же конец комедии в отличие от "Соперников" обставлен такимипсихологическими подробностями, что ни в коем случае не оказывается апогеемвсеобщего примирения, залогом счастья на вечные времена. С браком Луисы иАнтоньо дон Херонимо примирился не потому, что понял, как мог бы изуродоватьжизнь своей дочери, соединив ее с проходимцем Мендосой. Мелкая корысть,неразборчивость в средствах и способность легко покриви


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: