Основные задачи работника в период адаптации




АДАПТАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Важно не только найти подходящую работу, трудоустроиться, но и успешно пройти адаптацию. Как показывает практика, наибольшие затруднения для выпускников, особенно тех, кто не имеет опыта работы, вызывают первые два-три месяца и первый год работы. Это связано с тем, что выход на работу сопровождается рядом изменений и требует перестройки в нескольких направлениях. Новичок должен:

- выполнять функциональные обязанности в течение всего рабочего дня, а не нескольких часов, как это было во время практики, порой на другом оборудовании и других технических и технологических условиях;

- у него возникает ответственность за результаты профессиональной деятельности, в т.ч. брак, поломки оборудования и пр.;

- приспособиться к определенным, порой непривычным условиям производственной среды (режиму труда и отдыха, климатическим, физическим и пр.);

- привыкнуть к новому, часто разновозрастному коллективу, к условиям социальной среды.

Чаще всего именно в этот период выпускники могут потерять работу.

Виды адаптации, основные задачи работника в период адаптации, критерии успешной адаптации

Каждый человек, попадая в новую обстановку, изменившиеся условия (по сравнению с предыдущей деятельностью) вынужден какое-то время привыкать к ней, прилаживаться, приспосабливаться, что собственно в переводе с латинского и означает термин адаптация. В целом под адаптацией понимается особый вид взаимодействия личности с социальной средой, в «ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников». В процессе такого взаимодействия активными должны быть обе стороны — сам человек и окружающая его среда.

Приспособление к конкретному виду труда в конкретной производственной группе (организации) получило название производственной адаптации. Обычно в структуру производственной адаптации включают два компонента: профессиональный и социально-психологический.

Под профессиональной адаптацией понимают приспособление к самой профессии, условиям труда, режиму, выполнению возложенных на работника функций (должностных обязанностей), требований. Успешная адаптация проявляется в овладении (на определенном уровне) профессиональными навыками и умениями, формировании индивидуальных способов выполнения действий и индивидуального стиля деятельности в целом.

Социально-психологическая адаптация - это процесс вхождения новичка в новый коллектив, включения его в систему отношений, приспособления к установившимся групповым нормам. Успешная адаптация проявляется в установлении дружеских отношений с членами коллектива, принятии существующих норм и ценностей.

Производственная адаптация может быть полной, когда достаточно высокий уровень овладения профессией или специальностью сопровождается успешной социально-психологической адаптацией. Если, овладев профессией, человек не смог занять благоприятную позицию в новой группе или наоборот, — адаптация считается неполной. Обострение проблем в том или другом аспекте ведет к снижению уровня производственной адаптации или к дезадаптации.

Из понимания видов адаптации вытекают основные задачи работника в период адаптации.

Основные задачи работника в период адаптации

Фактически их две:

1. Показать себя отличным работником (профессиональная адаптация).

2. Произвести благоприятное впечатление на руководство и коллектив (социально-психологическая адаптация).

Возникает вопрос, а как можно узнать о том, что человек успешно адаптировался?

Для этого используют понятие «критерии адаптации». Существуют объективные и субъективные критерии адаптации [1] .

 

К объективным критериям относятся те, которые можно наблюдать, замерить независимо от точки зрения, мнения человека, уровень адаптации которого изучается. Однако одних объективных показателей недостаточно, чтобы с уверенностью утверждать, что человек адаптировался. Необходимо знать, как он сам оценивает свое настоящее положение. Поэтому важными критериями адаптации выступают субъективные, выражающие отношение новичка к труду и окружающим его людям.

Для лучшего понимания и усвоения критериев адаптации, рекомендуем провести с обучающимися обсуждение вопроса: «По каким признакам (показателям) можно судить о том, что человек успешно адаптировался?» Результаты обсуждения следует фиксировать на доске, и при назывании обучающимся того или иного критерия уточнять, в какую группу следует его отнести.

Таким образом, на доске будут зафиксированы группы критериев, по которым можно судить об успешности процессов адаптации нового работника.

В таблице даны наиболее часто используемые критерии адаптации.

Критерии адаптации

Таблица

  Профессиональная адаптация Социально-психологическая адаптация
  Объективные критерии
1. Показатель производительности труда (процент выполнения нормы выработки, сменного задания, месячной нормы; общий объем выполненной работы за единицу времени и т.п.) Уровень общественной активности, включенность вразного рода мероприятия, проводимые подразделением, организацией (спортивные, профессиональные, досуговые)
2. Качество труда (процент выпуска качественной продукции, сдача продукции с 1-го предъявления, соответствие результатов установленным нормам, общественная и экспертная оценка результатов труда и др.) Позиция, занимаемая новичком в группе (он должен входить в число предпочитаемых или лидеров, но не изолированных и отверженных)
3. Средняя заработная плата (в том случае, если она меняется в зависимости от результатов труда) Наличие друзей или наставников среди коллег, отсутствие конфликтов с его участием, оценка его коллегами и т.д.
4. Изменение уровня квалификации (присвоение более высокого разряда или категории) Взаимопонимание с руководством
5. Наличие поощрений за труд (премирование, благодарности и др.) Взаимопонимание с коллегами, отсутствие с ними конфликтов  
6. Овладение системой профессиональных знаний и навыков, самостоятельность при выполнении функциональных обязанностей Отсутствие проявлений моббинга по отношению к новичку
7. Выполнение требований трудовой и исполнительской дисцип­лины  
  Субъективные критерии
1. Удовлетворенность содержанием работы Удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, своей позицией в рабочей (учебной) группе
2. Удовлетворенность своей профессией или специальностью, рабочим местом, условиями труда, заработной платой Ощущение психологического комфорта и безопасности – ощущение уверенности в своих силах, в завтрашнем дне
3. Намерение продолжать работу на данном рабочем месте по полученной специальности (профессии) Намерение продолжать работу в данном рабочем коллективе
4. Интерес к работе, стремление совершенствоваться в рамках специальности (профессии) Позитивное настроение

 

Используя эти критерии, можно оценить успешность своей адаптации на рабочем месте. Отчасти эти критерии можно применить и для того, чтобы проанализировать успешность своей адаптации в профессиональном учебном заведении (в основном, в отношении социально-психологической адаптации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: