АДАПТАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Важно не только найти подходящую работу, трудоустроиться, но и успешно пройти адаптацию. Как показывает практика, наибольшие затруднения для выпускников, особенно тех, кто не имеет опыта работы, вызывают первые два-три месяца и первый год работы. Это связано с тем, что выход на работу сопровождается рядом изменений и требует перестройки в нескольких направлениях. Новичок должен:
- выполнять функциональные обязанности в течение всего рабочего дня, а не нескольких часов, как это было во время практики, порой на другом оборудовании и других технических и технологических условиях;
- у него возникает ответственность за результаты профессиональной деятельности, в т.ч. брак, поломки оборудования и пр.;
- приспособиться к определенным, порой непривычным условиям производственной среды (режиму труда и отдыха, климатическим, физическим и пр.);
- привыкнуть к новому, часто разновозрастному коллективу, к условиям социальной среды.
Чаще всего именно в этот период выпускники могут потерять работу.
Виды адаптации, основные задачи работника в период адаптации, критерии успешной адаптации
Каждый человек, попадая в новую обстановку, изменившиеся условия (по сравнению с предыдущей деятельностью) вынужден какое-то время привыкать к ней, прилаживаться, приспосабливаться, что собственно в переводе с латинского и означает термин адаптация. В целом под адаптацией понимается особый вид взаимодействия личности с социальной средой, в «ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников». В процессе такого взаимодействия активными должны быть обе стороны — сам человек и окружающая его среда.
Приспособление к конкретному виду труда в конкретной производственной группе (организации) получило название производственной адаптации. Обычно в структуру производственной адаптации включают два компонента: профессиональный и социально-психологический.
Под профессиональной адаптацией понимают приспособление к самой профессии, условиям труда, режиму, выполнению возложенных на работника функций (должностных обязанностей), требований. Успешная адаптация проявляется в овладении (на определенном уровне) профессиональными навыками и умениями, формировании индивидуальных способов выполнения действий и индивидуального стиля деятельности в целом.
Социально-психологическая адаптация - это процесс вхождения новичка в новый коллектив, включения его в систему отношений, приспособления к установившимся групповым нормам. Успешная адаптация проявляется в установлении дружеских отношений с членами коллектива, принятии существующих норм и ценностей.
Производственная адаптация может быть полной, когда достаточно высокий уровень овладения профессией или специальностью сопровождается успешной социально-психологической адаптацией. Если, овладев профессией, человек не смог занять благоприятную позицию в новой группе или наоборот, — адаптация считается неполной. Обострение проблем в том или другом аспекте ведет к снижению уровня производственной адаптации или к дезадаптации.
Из понимания видов адаптации вытекают основные задачи работника в период адаптации.
Основные задачи работника в период адаптации
Фактически их две:
1. Показать себя отличным работником (профессиональная адаптация).
2. Произвести благоприятное впечатление на руководство и коллектив (социально-психологическая адаптация).
Возникает вопрос, а как можно узнать о том, что человек успешно адаптировался?
Для этого используют понятие «критерии адаптации». Существуют объективные и субъективные критерии адаптации [1] .
К объективным критериям относятся те, которые можно наблюдать, замерить независимо от точки зрения, мнения человека, уровень адаптации которого изучается. Однако одних объективных показателей недостаточно, чтобы с уверенностью утверждать, что человек адаптировался. Необходимо знать, как он сам оценивает свое настоящее положение. Поэтому важными критериями адаптации выступают субъективные, выражающие отношение новичка к труду и окружающим его людям.
Для лучшего понимания и усвоения критериев адаптации, рекомендуем провести с обучающимися обсуждение вопроса: «По каким признакам (показателям) можно судить о том, что человек успешно адаптировался?» Результаты обсуждения следует фиксировать на доске, и при назывании обучающимся того или иного критерия уточнять, в какую группу следует его отнести.
Таким образом, на доске будут зафиксированы группы критериев, по которым можно судить об успешности процессов адаптации нового работника.
В таблице даны наиболее часто используемые критерии адаптации.
Критерии адаптации
Таблица
Профессиональная адаптация | Социально-психологическая адаптация | |
Объективные критерии | ||
1. | Показатель производительности труда (процент выполнения нормы выработки, сменного задания, месячной нормы; общий объем выполненной работы за единицу времени и т.п.) | Уровень общественной активности, включенность вразного рода мероприятия, проводимые подразделением, организацией (спортивные, профессиональные, досуговые) |
2. | Качество труда (процент выпуска качественной продукции, сдача продукции с 1-го предъявления, соответствие результатов установленным нормам, общественная и экспертная оценка результатов труда и др.) | Позиция, занимаемая новичком в группе (он должен входить в число предпочитаемых или лидеров, но не изолированных и отверженных) |
3. | Средняя заработная плата (в том случае, если она меняется в зависимости от результатов труда) | Наличие друзей или наставников среди коллег, отсутствие конфликтов с его участием, оценка его коллегами и т.д. |
4. | Изменение уровня квалификации (присвоение более высокого разряда или категории) | Взаимопонимание с руководством |
5. | Наличие поощрений за труд (премирование, благодарности и др.) | Взаимопонимание с коллегами, отсутствие с ними конфликтов |
6. | Овладение системой профессиональных знаний и навыков, самостоятельность при выполнении функциональных обязанностей | Отсутствие проявлений моббинга по отношению к новичку |
7. | Выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины | |
Субъективные критерии | ||
1. | Удовлетворенность содержанием работы | Удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, своей позицией в рабочей (учебной) группе |
2. | Удовлетворенность своей профессией или специальностью, рабочим местом, условиями труда, заработной платой | Ощущение психологического комфорта и безопасности – ощущение уверенности в своих силах, в завтрашнем дне |
3. | Намерение продолжать работу на данном рабочем месте по полученной специальности (профессии) | Намерение продолжать работу в данном рабочем коллективе |
4. | Интерес к работе, стремление совершенствоваться в рамках специальности (профессии) | Позитивное настроение |
Используя эти критерии, можно оценить успешность своей адаптации на рабочем месте. Отчасти эти критерии можно применить и для того, чтобы проанализировать успешность своей адаптации в профессиональном учебном заведении (в основном, в отношении социально-психологической адаптации).