• Возможность освоить новые рабочие места (профессии), приобрести новые профессиональные компетенции.
• Удовлетворение от работы.
• Появление профессиональных перспектив.
• Повышение уровня квалификации и конкурентоспособности (освоение профессиональных стандартов, технологической и технической документации, углубление профессиональных знаний и навыков и пр.).
• Появление как реального, так и документально оформленного опыта (запись в трудовой книжке).
• Развитие навыков выстраивания деловых контактов, диалога с руководителем и сотрудниками.
• Приобретение опыта работы в команде.
• Возможность использования материальной, технической, информационной базы организации (доступ к профессиональной литературе, компьютерной и другим средствам оргтехники, выходу в Интернет и пр.).
• Появление собственных денег, финансовая независимость от родителей.
• Возможность встретить новых друзей, познакомиться с представителями другого пола.
• Новые виды неформального общения и досуга (возможность посещать спортивные секции и участвовать вместе с коллегами, например, в футбольной команде и т. п.).
• Расширение круга знакомых, появление контактов, связей в профессиональной сфере.
Первые дни и месяцы работы
Первые дни и месяцы работы следует продолжать работать над двумя основными задачами по адаптации, понимая, что любой начинающий работник находится под пристальным вниманием со стороны работодателя и сотрудников. Поэтому совершенно естественным является повышенное нервно-психическое напряжение. Вот почему так важен контроль своего состояния и пристальный анализ своих рабочих действий и слов.
Анализ адаптации выпускников позволяет отметить следующие моменты.
Многие из них боятся ошибиться, что-то сделать не так. В результате - торопятся и делают неправильно, либо делают очень медленно, либо вообще ничего не делают.
Некоторые новички стараются «выложиться», чтобы показать себя с лучшей стороны, чтобы закрепиться на работе. Такой подход, безусловно, правильный, но он имеет некоторые потенциально опасные стороны. Первая опасность – завышение нормы своей работы. Новичка подстегивает тщеславная мысль: показать, что он – лучше всех. Но именно рвение может вызвать неодобрение и даже давление со стороны «старожилов» - моббинг. Кроме того, если новичок сегодня выкладывается, чтобы доказать свое соответствие вакансии, завтра ему могут установить завышенные нормативы (и как правило, без соответствующей доплаты). Как результат, он будет постоянно работать в условиях стресса, а работа перестанет доставлять удовольствие. Поэтому сначала нужно присмотреться к коллегам и постараться соразмерить свои трудовые усилия с коллективом. Если новичок работает на конвейере, то неразумно опережать его темпы, заваливая соседей обилием готовых деталей. Не следует работать слишком интенсивно, чтобы не попасть в западню хронических авралов и завышенных требований.
Возможен и другой вариант: молодого сотрудника берут, чтобы «встряхнуть» расслабившийся коллектив. В этом случае придется работать в полную силу. Однако эта ситуация чревата тихой ненавистью коллег и проявлениями моббинга. На работе новичок останется, уволят скорее их. Но возможен и обратный вариант: руководство дорожит сложившейся командой и уволит не вписавшегося в коллектив работника, чтобы не терпеть конфликты.
Какую стратегию поведения выбрать? Новичку придется самостоятельно определить, чего же от него хотят. Скорее всего, ему об этом скажут во время собеседования или ознакомительной беседы – поэтому необходимо слушать внимательно. Если нет, важно тактично выяснить это у непосредственного руководства.
Не так страшно допустить ошибки в первый рабочий день (дни). Почти любой человек допускает их на новом месте работы. Важно своевременно их исправить.
Прочитайте текст и определите, какие ошибки допустила Вера. Для анализа используйте рассмотренные выше правила адаптации. Время выполнения задания – 5 минут.
Любой руководитель знает, что закрыть срочную вакансию непросто: как правило, 80 % соискателей — «типичное не то». Но на этот раз повезло: сотрудницу нашли за две недели. Резюме у Веры было хорошее, собеседования она прошла удачно, тестовое задание выполнила неплохо.
Понятно, что в первые дни никто не ждал от сотрудницы подвигов. Любому профессионалу требуется время, чтобы вникнуть во все тонкости новой работы. А ведь надо еще успешно влиться в коллектив. С этого Вера и начала, разумно рассудив, что при решении вопроса, оставлять ли нового сотрудника в штате, мнение коллег сыграет не последнюю роль. На перекурах, на обеде, по пути домой Вера жалобно плакалась каждому: «Как у вас хорошо. Я мечтаю здесь остаться! Но боюсь, что у меня ничего не получится». Сначала ее дружно утешали и ободряли, потом советовали стараться лучше работать. Через месяц от нытья устали даже самые терпеливые — обедать девушке пришлось в одиночестве.
Тогда Вера начала активное общение по делу: «А это куда нужно положить? А это как у вас оформляется? А эту информацию где узнать?». Бесспорно, новичку надо помогать, но ведь не по 25 раз объясняя элементарные вещи. Коллеги постепенно свели к минимуму и деловое общение с Верой, ссылаясь на занятость работой. Девушка обиделась.
Свою «ложку дегтя» добавило начальство, справедливо рассудив, что за два месяца новичок уже должен стать компетентным специалистом. В результате за промахи в работе Вера начала получать замечания, ее заставляли по нескольку раз переделывать одно и то же задание. Однако причину этого она видела в одном: начальство придирается. Вера возмущенно фыркала в ответ на замечания и говорила: «Я работаю хорошо и быстро». Любую критику выслушивала с поджатыми губами.
После очередной «разборки в кабинете шефа» Вера, возмущенно бросив: «Я вообще не понимаю, чего вы хотите», - гордо удалилась. Девушка решила уволиться.
Две недели ее отработки продуктивными назвать было трудно: она регулярно пропадала на собеседованиях, и Верины обязанности пришлось выполнять коллегам. Естественно, на просьбу дать ей рекомендации для новой работы все ответили отказом.
[1]Критерии – это характеристики, по которым можно что-либо оценивать, в данном случае - успешность адаптации, а конкретные выражения этих характеристик называются показателями.