• Возможность освоить новые рабочие места (профессии), приобрести новые профессиональные компетенции.
• Удовлетворение от работы.
• Появление профессиональных перспектив.
• Повышение уровня квалификации и конкурентоспособности (освоение профессиональных стандартов, технологической и технической документации, углубление профессиональных знаний и навыков и пр.).
• Появление как реального, так и документально оформленного опыта (запись в трудовой книжке).
• Развитие навыков выстраивания деловых контактов, диалога с руководителем и сотрудниками.
• Приобретение опыта работы в команде.
• Возможность использования материальной, технической, информационной базы организации (доступ к профессиональной литературе, компьютерной и другим средствам оргтехники, выходу в Интернет и пр.).
• Появление собственных денег, финансовая независимость от родителей.
• Возможность встретить новых друзей, познакомиться с представителями другого пола.
• Новые виды неформального общения и досуга (возможность посещать спортивные секции и участвовать вместе с коллегами, например, в футбольной команде и т. п.).
• Расширение круга знакомых, появление контактов, связей в профессиональной сфере.
Первые дни и месяцы работы
Первые дни и месяцы работы следует продолжать работать над двумя основными задачами по адаптации, понимая, что любой начинающий работник находится под пристальным вниманием со стороны работодателя и сотрудников. Поэтому совершенно естественным является повышенное нервно-психическое напряжение. Вот почему так важен контроль своего состояния и пристальный анализ своих рабочих действий и слов.
Анализ адаптации выпускников позволяет отметить следующие моменты.
|
Многие из них боятся ошибиться, что-то сделать не так. В результате - торопятся и делают неправильно, либо делают очень медленно, либо вообще ничего не делают.
Некоторые новички стараются «выложиться», чтобы показать себя с лучшей стороны, чтобы закрепиться на работе. Такой подход, безусловно, правильный, но он имеет некоторые потенциально опасные стороны. Первая опасность – завышение нормы своей работы. Новичка подстегивает тщеславная мысль: показать, что он – лучше всех. Но именно рвение может вызвать неодобрение и даже давление со стороны «старожилов» - моббинг. Кроме того, если новичок сегодня выкладывается, чтобы доказать свое соответствие вакансии, завтра ему могут установить завышенные нормативы (и как правило, без соответствующей доплаты). Как результат, он будет постоянно работать в условиях стресса, а работа перестанет доставлять удовольствие. Поэтому сначала нужно присмотреться к коллегам и постараться соразмерить свои трудовые усилия с коллективом. Если новичок работает на конвейере, то неразумно опережать его темпы, заваливая соседей обилием готовых деталей. Не следует работать слишком интенсивно, чтобы не попасть в западню хронических авралов и завышенных требований.
Возможен и другой вариант: молодого сотрудника берут, чтобы «встряхнуть» расслабившийся коллектив. В этом случае придется работать в полную силу. Однако эта ситуация чревата тихой ненавистью коллег и проявлениями моббинга. На работе новичок останется, уволят скорее их. Но возможен и обратный вариант: руководство дорожит сложившейся командой и уволит не вписавшегося в коллектив работника, чтобы не терпеть конфликты.
|
Какую стратегию поведения выбрать? Новичку придется самостоятельно определить, чего же от него хотят. Скорее всего, ему об этом скажут во время собеседования или ознакомительной беседы – поэтому необходимо слушать внимательно. Если нет, важно тактично выяснить это у непосредственного руководства.
Не так страшно допустить ошибки в первый рабочий день (дни). Почти любой человек допускает их на новом месте работы. Важно своевременно их исправить.
Прочитайте текст и определите, какие ошибки допустила Вера. Для анализа используйте рассмотренные выше правила адаптации. Время выполнения задания – 5 минут.
Любой руководитель знает, что закрыть срочную вакансию непросто: как правило, 80 % соискателей — «типичное не то». Но на этот раз повезло: сотрудницу нашли за две недели. Резюме у Веры было хорошее, собеседования она прошла удачно, тестовое задание выполнила неплохо.
Понятно, что в первые дни никто не ждал от сотрудницы подвигов. Любому профессионалу требуется время, чтобы вникнуть во все тонкости новой работы. А ведь надо еще успешно влиться в коллектив. С этого Вера и начала, разумно рассудив, что при решении вопроса, оставлять ли нового сотрудника в штате, мнение коллег сыграет не последнюю роль. На перекурах, на обеде, по пути домой Вера жалобно плакалась каждому: «Как у вас хорошо. Я мечтаю здесь остаться! Но боюсь, что у меня ничего не получится». Сначала ее дружно утешали и ободряли, потом советовали стараться лучше работать. Через месяц от нытья устали даже самые терпеливые — обедать девушке пришлось в одиночестве.
|
Тогда Вера начала активное общение по делу: «А это куда нужно положить? А это как у вас оформляется? А эту информацию где узнать?». Бесспорно, новичку надо помогать, но ведь не по 25 раз объясняя элементарные вещи. Коллеги постепенно свели к минимуму и деловое общение с Верой, ссылаясь на занятость работой. Девушка обиделась.
Свою «ложку дегтя» добавило начальство, справедливо рассудив, что за два месяца новичок уже должен стать компетентным специалистом. В результате за промахи в работе Вера начала получать замечания, ее заставляли по нескольку раз переделывать одно и то же задание. Однако причину этого она видела в одном: начальство придирается. Вера возмущенно фыркала в ответ на замечания и говорила: «Я работаю хорошо и быстро». Любую критику выслушивала с поджатыми губами.
После очередной «разборки в кабинете шефа» Вера, возмущенно бросив: «Я вообще не понимаю, чего вы хотите», - гордо удалилась. Девушка решила уволиться.
Две недели ее отработки продуктивными назвать было трудно: она регулярно пропадала на собеседованиях, и Верины обязанности пришлось выполнять коллегам. Естественно, на просьбу дать ей рекомендации для новой работы все ответили отказом.
[1]Критерии – это характеристики, по которым можно что-либо оценивать, в данном случае - успешность адаптации, а конкретные выражения этих характеристик называются показателями.