Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.




 

Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.

Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.

Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.

Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.

Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

По источникам и способам передачи информации:

· словесные;

· наглядные;

· практические;

· информационно-коммуникативные.

По характеру методов познавательной деятельности:

· методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный);

· исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический).

По характеру деятельности обучающихся:

· активные;

· пассивные;

· творческие.

В зависимости от характера дидактических задач:

· методы приобретения ЗУН;

· методы повторения;

· методы закрепления;

· методы контроля;

· методы самостоятельной работы.

 

Три основные группы методов обучения:

· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

· методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1 группа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

 

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой
Словесные Индуктивные (от частного к общему) Репродуктивные Под руководством преподавателя
Наглядные Дедуктивные (от общего к частному) Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых
Практические      

2 группа. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

 

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

3 группа. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

 

· познавательной деятельности

· наблюдение

· устный опрос

· письменный опрос

· письменная проверка знаний (контрольная работа)

· комбинированная проверка

· беседа

· анкетирование

· тестирование

 

 

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.

Педагогический прием - это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.

Критерии выбора методов и приемов обучения.

Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.

Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

 

Соответствие методов принципам обучения.
Соответствие целям и задачам обучения.
Соответствие содержанию данной темы.
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:

· беседа

· дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)

· игры

· ролевые игры (деловые)

· тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)

· викторины

· системы последовательных заданий

· проекты

· демонстрация

· упражнение с объяснением и исправлением ошибок

· метод многократного повторения

· «делай как я»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: