Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.
Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.
Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.
Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.
По источникам и способам передачи информации:
· словесные;
· наглядные;
· практические;
· информационно-коммуникативные.
По характеру методов познавательной деятельности:
· методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный);
· исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический).
По характеру деятельности обучающихся:
|
· активные;
· пассивные;
· творческие.
В зависимости от характера дидактических задач:
· методы приобретения ЗУН;
· методы повторения;
· методы закрепления;
· методы контроля;
· методы самостоятельной работы.
Три основные группы методов обучения:
· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
· методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности | По логике передачи и восприятия информации | По степени самостоятельности мышления | По степени управления учебной работой |
Словесные | Индуктивные (от частного к общему) | Репродуктивные | Под руководством преподавателя |
Наглядные | Дедуктивные (от общего к частному) | Проблемно-поисковые | Самостоятельная работа обучаемых |
Практические |
2 группа. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр | Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий | Предъявления требований |
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры | Поощрения и наказания |
3 группа. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-
· познавательной деятельности
· наблюдение
· устный опрос
· письменный опрос
· письменная проверка знаний (контрольная работа)
|
· комбинированная проверка
· беседа
· анкетирование
· тестирование
Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.
Педагогический прием - это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.
Критерии выбора методов и приемов обучения.
Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
|
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
Соответствие методов принципам обучения. |
Соответствие целям и задачам обучения. |
Соответствие содержанию данной темы. |
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). |
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. |
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. |
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями. |
Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:
· беседа
· дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)
· игры
· ролевые игры (деловые)
· тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
· викторины
· системы последовательных заданий
· проекты
· демонстрация
· упражнение с объяснением и исправлением ошибок
· метод многократного повторения
· «делай как я»