Якунин Э. В., преподаватель предметной (цикловой) комиссии «Театральное творчество и Актерское искусство» ОБПОУ «Курский колледж культуры»




ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ТРАДИЦИОННОМ И ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ИСКУССТВУ ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО

Кирийчук Е. Р., студентка 3 курса специальности Социально-культурная деятельность ОБПОУ «Курский колледж культуры»

Поспехов Д. С., студент 2 курса специальности Народное художественное творчество по виду Театральное творчество ОБПОУ «Курский колледж культуры»

Якунин Э. В., преподаватель предметной (цикловой) комиссии «Театральное творчество и Актерское искусство» ОБПОУ «Курский колледж культуры»

В статье рассматриваются научные обоснования, актуальность, цели и задачи, а также способы применения ИКТ в традиционном и электронном обучении искусству звучащего слова студентов, обучающихся по программам СПО.

Границы искусства звучащего слова впервые были определены эстетической наукой в 70-е годы XX столетия. Принадлежащее «к сфере словесного… искусства — только “вторичного”, репродукционного, исполнительского» [1, с. 341], оно вбирает в себя, с одной стороны, искусство чтеца, с другой стороны, искусство диктора «как “прикладную” форму чтецкого искусства» [1, с. 345].

При этом если чтец творчески воплощает в устной речи произведения, главным образом, художественной литературы, то диктор применяет чтецкое мастерство «для воплощения публицистического, информационного материала» [3, с. 192]. Оба исполнителя, как правило, создают образы рассказчиков, каждый — применительно к своей специфике. Выходя на концертную эстраду, чтец создает сценический образ. Диктор же персонифицирует зачитываемую информацию, наделяя звучащий текст собственным отношением к его содержанию даже тогда, когда форматом радиостанции оценочные интонации возбраняются, — сдержанный тон чтения информационных материалов в этом случае тоже оказывается выразительным средством звучащей речи. Поэтому и чтецу, и диктору, хотя и в разной степени, но все же необходимо владеть некоторыми приемами актерского мастерства.

Не менее важны личные нравственные качества и зрелость гражданской позиции чтеца и диктора, поскольку, обращаясь к слушателям, они воздействуют на формирование их мировосприятия и должны осознавать, что «каждое включение микрофона — это колоссальная ответственность» [3, с. 177].

Чувство высокой моральной ответственности перед аудиторией, широта кругозора, глубокая эрудиция, отточенное мастерство публичного выступления, подкрепленное актерскими навыками, — все эти качества, присущие лучшим представителям чтецкой и дикторской профессий, не менее востребованы во многих областях профессиональной деятельности. Именно поэтому неспешное, вдумчивое овладение основами искусства звучащего слова под руководством педагога в условиях учебно-творческой студии является весьма ценным вкладом в построение успешной образовательной, а впоследствии и профессиональной деятельности, личностной самореализации будущих выпускников организаций СПО.

Предлагаемые далее элементы методики обучения искусству звучащего слова с применением информационно-коммуникационных технологий основаны на авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Искусство звучащего слова» [14], представленной в 2018 году в Курске в рамках областного конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Автор программы, опираясь на личный профессиональный опыт артиста-чтеца и диктора радио, в качестве методической основы использовал типовую программу кружка «Художественное чтение» [12] для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ и программу курса «Основы искусства художественного чтения» Заочного народного университета искусств [2] как наиболее адаптированных к обучению основам искусства звучащего слова в условиях неспециализированных образовательных организаций. Вместе с тем положения, предлагаемые указанными опорными программами, скорректированы с учетом методик преподавания сценической речи для студентов актерских и режиссерских факультетов Москвы и Санкт-Петербурга [5], [8], [9], а также основ дикторского мастерства, радиожурналистики и радиотеатра [4], [6], [11], [13].

В век развития цифровых технологий интерес к чтению стремительно падает. Для того, чтобы возродить этот интерес, необходимо мотивировать подростков не просто читать, но читать для последующего творчества, способного изменить их жизнь в лучшую сторону. Личные и коллективные творческие достижения обучающихся в ходе освоения программы «Искусство звучащего слова» призваны способствовать росту не только их собственной самооценки, но и авторитета в глазах окружающих. Следовательно, посредством мотивации к личностному саморазвитию и социализации реализация этой программы содействует решению важной проблемы воспитания подрастающего поколения — привитию навыка регулярного осознанного чтения, столь недостающего сегодня. В этом и состоит ее актуальность.

Цель программы — расширение кругозора обучающихся, вовлечение их в творческую среду, способствующую социализации и развитию творческих способностей каждого воспитанника в индивидуальных и коллективных исполнительских проектах; продвижение лучших проектов в действующих смотрах, конкурсах, фестивалях как в форме сценических выступлений, так и посредством аудиопрограмм.

Задачи программы:

- привитие специальных навыков культуры чтения, техники речи (постановка дыхания, голоса, правильной дикции и грамотного произношения, логики выразительного чтения), литературоведческого и действенного анализа литературного произведения, исполнительского (чтецкого и актерского) мастерства;

- воспитание художественных вкусов и идеалов, основанных на гуманистическом мировоззрении, осознанного чувства патриотизма, подкрепленного знанием истории Отечества, отраженной в классических образцах художественной литературы;

- формирование активной гражданской позиции обучающихся, стремления к лидерству и созидательному коллективному труду, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Реализации программы сопутствует руководство чтением обучающихся со стороны педагога, определение им репертуара чтения. Работая над литературным произведением, студенты ближе знакомятся с творчеством ранее неизвестных им авторов, постигают законы художественно организованной звучащей речи, а это в свою очередь содействует развитию их интереса к словесному творчеству, приучает много и сознательно читать, воспитывает в них художественный вкус.

В ходе подготовки радиопередач, предусмотренных программой, студенты непременно столкнутся с необходимостью следовать в выборе и исполнении репертуара в соответствии с редакционным планом, соотносящимся с важными событиями в жизни города и страны, почувствуют тесную связь литературы с современностью. Более того, регулярные выпуски радиогазеты [5], как показала практика, являются демонстрационной площадкой для учебно-творческих достижений обучающихся по программе «Искусство звучащего слова». Собирающие у «интернет-приемников» постоянную аудиторию, эти выпуски обеспечивают тесную связь между исполнителями (дикторами, чтецами) и тысячами слушателей. И в этом общении ведущая роль у слушающей аудитории, которая нацелена на восприятие качественных аудиопрограмм.

Таким образом, участие студентов в подготовке и записи выпусков радиогазеты становится для них осознанной добровольной трудовой практикой, от успеха которой зависит, в первую очередь, их авторитет в кругу общественности, и, конечно, личная самооценка. Этот оказывает сильное воспитательное воздействие на учащихся, повышая степень их ответственности за качество своей работы у микрофона, что дает возможность педагогу активизировать работу по воспитанию навыков техники речи и исполнительского мастерства у его воспитанников в учебной студии радиотеатра. Кроме того, прослушивание ими в записи собственного чтения всегда делает более наглядными для них как положительные его стороны, так и допущенные речевые ошибки, которые воспитанники стремятся, как правило, поскорее исправить.

Перечисленные здесь аспекты являют собой положительные стороны использования электронных СМИ в художественном, а наряду с художественным — в трудовом и нравственном воспитании обучающихся.

С одной стороны, внедрение в практику дополнительного художественного образования технологий подготовки и записи передач в жанрах литературно-драматического вещания с целью привития обучающимся навыков культуры чтения, техники речи, мастерства публичного исполнения литературных произведений; с другой стороны, комплексный характер программы, наряду с главной, художественно-исполнительской направленностью включающей в себя элементы литературно-творческой и журналистской деятельности, — все это в целом придает программе новизну и отличает ее от уже существующих, тематически родственных ей программ дополнительного образования.

Программа «Искусство звучащего слова» реализуется в течение 3-х лет, на протяжении которых уровни сложности заданий, предлагаемых студентам в зависимости от степени их подготовленности к выполнению таковых, дифференцируются от «стартового» до «продвинутого».

Так как творческое объединение набор новых членов проводится ежегодно, то в одной группе вместе с обучающимися, имеющими известный опыт работы, будут заниматься и принятые вновь. Разбор произведений со старым и новым составом проводится по единой программе. Педагог дифференцирует репертуар обучающихся по степени сложности в зависимости от уровня их подготовки, ставит перед каждым индивидуальные творческие задачи.

Так, приступившим впервые к освоению программы может быть предложен материал «стартового уровня», но в том случае, когда студент уже прошел соответствующую подготовку ранее, то уровень сложности материала целесообразно повысить до «базового». В случае же, если во время второго года занятий «базовый уровень» уже достаточно прост и не вызывает у воспитанника интереса, следует постепенно перейти на «продвинутый уровень» программы.

В ходе освоения программы проводятся как индивидуальные, так и коллективные (мелкогрупповые и групповые) занятия. Индивидуальные занятия преобладают ввиду специфики чтецкого искусства, как правило, сольного. Содержанием занятий являются изучение теории, подготовительная работа над текстами литературных произведений, тренинги по технике речи и актерскому мастерству, учебно-творческие репетиции чтецких номеров, репетиции и показы сценических программ, подготовка и запись звуковых сюжетов для радиогазеты, видеороликов для участия в online-конкурсах.

По справедливому замечанию методистов Института развития образования в сфере культуры и искусства Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева «контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции» [8].

Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль, а также выставление итоговой оценки воспитаннику по результатам его учебно-творческой работы за год.

Очевидно, что реализация подобной программы с адаптацией ее к условиям конкретной организации СПО позволяет не только решать разносторонние образовательные задачи, но и активно внедрять в художественное образование систему электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, что всецело соответствует духу времени и уровню современного технологического прогресса.

 

Список литературы

1. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

2. Курс «Основы искусства художественного чтения». Программа курса. М.: Заочный народный университет искусств, 1999.

3. Левитан Ю. Б. О нашей профессии // Юрий Левитан: 50 лет у микрофона. М.: Искусство, 1987.

4. Ляшенко Б. П. Радио без тайн: Рассказ неизвестного иктора. М.: Искусство, 1990.

5. Петрова А. Н. Сценическая речь: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1982.

6. Радиожурналистика: Учебник / Под. Ред. А.А. Шереля. 3-е изд. М.: Издательство МГУ, Издательство «Высшая школа», 2002.

7. Радио «Ровесник» / Ред. Э. Якунин. URL: https://ferumnews46.myjino.ru/component/content/article/16799.html Дата обращения: 28.11.2020.

8. Сценическая речь: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Козляниновой. М.: Просвещение, 1976.

9. Сценическая речь. Теория. История. Практика: Коллективная монография / Отв. ред. В. Н. Галендеев; ред.-сост. Л. Д. Алферова. СПб.: СПбГАТИ, 2013.

10. Тимофеева Н. М. Дополнительная общеразвивающая программа в области театрального искусства. Примерная программа по учебному предмету «Театральное творчество». М.: Институт развития образования в сфере культуры и искусства, 1983.

11. Толстова Н. А. Беседы о дикторском мастерстве. / Н. А. Толстова. М.: Государственный комитет Совета министров СССР по радиовещанию и телевидению, 1963.

12. Художественное чтение / Т. Ф. Завадская, Н. Н. Шевелев, М. Р. Перлова // Программы для внешкольных и общеобразовательных школ. Художественные кружки / Под общ. ред. В. И. Лейбсона. М.: Просвещение, 1981.

13. Шерель А. А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, лслбенности влияния на аудиторию: Очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

14. Якунин Э. В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Искусство звучащего слова» / Якунин Э. В. Железногорск: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общебразовательная школа № 13», 2018.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: