Обязанности предпринимателей




Эталоны ответов по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Билет № 1

1. Понятие и виды предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

- по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная;

- по количеству участников: индивидуальная, коллективная;

- по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

Можно назвать следующие виды субъектов предпринимательской деятельности:

1)индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

2) хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;

3) акционерные общества признается общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;

4) унитарные предприятием признается коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.

2. Признаки предпринимательской деятельности.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

- доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

- размеры прибыли;

- получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco – «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Билет № 2

1. Способы защиты гражданских прав.

Защита гражданских прав - предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Способы защиты субъективных гражданских прав - закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Общий перечень этих мер дается в ст. 12 ГК, где говорится, что гражданские права защищаются путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

иными способами, предусмотренными законом.

Виды способов защиты гражданских прав:

по цели защиты:

восстановительные;

пресекательные;

штрафные.

по отраслевой принадлежности:

гражданско-правовые;

административно-правовые;

уголовно-правовые и иные.

2. Порядок защиты гражданских прав.

В рамках юрисдикционной формы защиты гражданских прав выделяют (ст. 11 ГК РФ):

общий (судебный) порядок защиты нарушенных прав;

специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

По общему правилу защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает по общему правилу иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты являются заявление, в частности по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в Конституционный Суд РФ. Судебный или, как его нередко называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые особо указаны в законе.

Специальным порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст. 11 ГК следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. В таком порядке происходит, например, защита прав и законных интересов участников гражданского оборота от действий тех хозяйствующих субъектов, которые злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке определенного товара или осуществляют недобросовестную конкуренцию. Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

Любое решение, принятое по жалобе потерпевшего в административном порядке, может быть обжаловано в суде (ст. 46 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГК). Это, в частности, означает, что избрание потерпевшим административного порядка защиты нарушенного права не лишает его возможности последующего, а порой и одновременного обращения по тому же вопросу в суд.

Билет № 3

1. Арбитражные суды РФ, их подведомственность.

Арбитражные суды являются самостоятельной ветвью судебной системы Российской Федерации.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

1 арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

2 арбитражные апелляционные суды;

3 федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

4 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных правоотношений между следующими субъектами:

- юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

- Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации.

Таким образом, подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общей юрисдикции.

Наиболее типичными экономическими спорами, разрешаемыми арбитражными судами, являются споры об изменении условий или о расторжении договоров, о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, о признании права собственности, об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, о возмещении убытков, недействительными (полностью или частично) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.

Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,

также содействие укреплению законности правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды РФ: подсудность дел.

Подсудность - собой совокупность правил, которые определяют, к юрисдикции какого суда в системе арбитражных судов относится рассмотрение определенного дела. Таким образом, подсудность является более узким понятием, чем подведомственность, ибо позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными звеньями системы арбитражных судов.

Виды подсудности:

1) Родовая подсудность – разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные арбитражному суду, разрешаются арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

2) Территориальная подсудность – разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. практически краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ.

Территориальная подсудность может быть:

· общей – иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Это основное правило разграничения компетенции одноуровневых арбитражных судов;

· альтернативной – истцу предоставляется возможность выбора арбитражного суда, в который будет предъявлен иск. В частности, иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в РФ;

· исключительной – характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК арбитражным судом. Так, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

· по связи дел – характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска.

· договорной – позволяет сторонам по соглашению определять место рассмотрения спора. Однако такое соглашение возможно лишь в отношении общей и альтернативной территориальной подсудности. Исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон.

Билет № 4

1. Государственные органы занятости населения, их права.

В соответствие со ст.15 закона «О занятости населения в РФ» (с изменениями от 25 декабря 2008 г.) Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

- оценку состояния и прогноз развития занятости населения,

- информирование о положении на рынке труда;

- разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Государственная служба занятости имеет право:

-получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, административные данные по наличие вакантных рабочих мест, в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, характер и условия работы на них, о всех освобождающихся, принятых и уволенных работников и информацию о предвиденных изменениях в организации производства и работы, другие мероприятия, которые могут привести к высвобождению работников;

- разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы, и направлять таких граждан для их трудоустройства;

-направлять для трудоустройства на предприятия, у учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются к службе занятости, соответственно уровню их образования и профессиональной подготовки, а инвалидов, кроме того, - соответственно рекомендациям МСЕК, имеющихся в них квалификации и знаний и с учетом их пожеланий;

-направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

-укладывать по доверенности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предыдущим (в случае необходимости) профессиональным обучением, оплатой стоимости проезда, суточных, а также подавать помощь при переезде на новое местожительство и работы за счет средства предприятий, учреждений и организаций;

распоряжаться в установленном законодательством порядке средством Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

-оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения материальной помощи в размерах, предусмотренных законодательством о занятости населения;

-в установленному законодательством порядке подавать гражданам помощь по безработице и материальную помощь по безработице, прекращать и откладывать их выплаты;

-вносить предложения в местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов об остановке на срок до 6 месяцев решения предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их следующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией затрат предприятий, вызванных этой отсрочкой, в порядке, определенном законодательством;

-взимать из предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, суммы скрытого или заниженного обязательного собрания и недоимок к Фонду общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;

-компенсировать до 50 процентов затрат предприятиям, учреждениям и организациям на переподготовку работников, которые подлежат сокращению в связи с изменениями в организации производства и работы, при условии их трудоустройства.

2. Государственные органы занятости населения, их обязанности.

Обязанности государственной службы занятости заключаются в следующем:

-анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;

-вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства

- информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию;

-оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников;

-организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения

-оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

-обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь;

-разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

-подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в Российскую Федерацию на основе межправительственных соглашений и лицензий;

-оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом;

-выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий;

-устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Билет № 5

1. Трудовой договор: понятие, стороны.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Из приведенного определения следует, что сторонами тру­дового договора являются, с одной стороны, работодатель (орга­низация или физическое лицо), а с другой - работник. Работником как стороной трудового договора может быть любое физическое лицо, обладающее необходимым для этого объемом трудовой праводееспособности.

2. Трудовой договор: содержание, сроки.

Содержание трудового договора, как и всякого договора вообще, составляют его условия. Условия трудового договора — это элементы соглашения работодателя и работника по отдельным вопросам устанавливаемого между ними трудового правоотношения, в которых определяются конкретные права и обязанности сторон.

Формирование договорных условий в соответствии с прин­ципом свободы трудового договора происходит на основе согла­шения работодателя и работника. Однако последние свободны в определении этих условий лишь в границах, установленных тру­довым законодательством. Это означает, что многие условия тру­дового договора уже предусмотрены императивными нормами трудового права и, следовательно, не могут быть изменены согла­шением сторон. В остальном же работник и работодатель, в прин­ципе, свободны определять свои взаимоотношения по-своему вза­имному согласию. В соответствии с этим условия трудового дого­вора делятся на производные и непосредственные.

Производные условия вытекают из норм трудового законо­дательства, они уже предусмотрены в нормативных правовых актах (включая локальные нормативные акты, действующие в организации работодателя) и стороны, как правило, не могут изменить их своим соглашением (например, нормы по охране труда). Таким образом, производные условия не вырабатываются сторонами при заключении трудового договора, а принимаются ими к исполнению.

Непосредственные условия, в отличие от производных, опре­деляются исключительно самими сторонами трудового договора. Их можно подразделить, в свою очередь, на две группы: обязательные и дополнительные.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ТК в трудовом до­говоре указываются сведения не только о сторонах трудового до­говора, но и сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица; идентификацион­ный номер налогоплательщика (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпри­нимателями); сведения о представителе работодателя, подписав­шем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями, а также указывается место и дата заключения договора.

В трудовом договоре указываются сведения о работнике, кото­рые включают фамилию, имя и отчество работника, а также дату его рождения в соответствии с паспортом или иным документом, удостоверяющим его личность (паспорт матроса, удостоверение военнослужащего и др.).

Сведения о работодателе должны включать: полное наиме­нование и место нахождения юридического лица, его почтовый адрес.

Одним из наиболее важных оснований классификации трудовых договоров является срок, на который они заключены (ст. 88 ТК РФ). По этому основанию трудовые договоры делятся на срочные и договоры, заключенные на нео­пределенный срок.

Срочные трудовые договоры — это договоры, заключен­ные на определенный период времени, по истечении которого каждая из сторон вправе прекратить трудовые отношения и счи­тать себя свободной от принятых на себя обязательств.

Договоры, заключенные на неопределенный срок, — это договоры, при заключении которых стороны не оговаривают условия об их действии во времени. Иными словами, если в трудо­вом договоре не оговорен срок его действия, то договор считает­ся заключенным на неопределенный срок. На практике такие дого­воры нередко называют постоянно действующими договорами.

Договоры, заключенные на неопределенный срок, являются, во-первых, более распространенными, а во-вторых, более прием­лемыми для работников. Их предпочтительность для работника состоит в том, что ему гарантируются «устойчивые» работа и за­работок, поскольку расторжение такого договора по инициативе работодателя допускается лишь по основаниям, закрепленным в действующем трудовом законодательстве, и, следовательно, од­ного только желания работодателя отказаться от «услуг» работ­ника недостаточно. С другой стороны, сам работник вправе рас­торгнуть такой договор во всякое время, предупредив об этом ра­ботодателя в письменной форме за две недели.

Срочный же трудовой договор, может быть расторгнут по воле работодателя в связи с истечением срока его действия, которое в дан­ном случае и будет являться достаточным основанием для расторже­ния договора. При этом работодателю не требуется в своем решении опираться на какие-либо иные предусмотренные законом основания. Стало быть, срочные трудовые договоры содержат гораздо меньшие для работника гарантии сохранения места работы и заработка, а сле­довательно, более предпочтительны для работодателя. Именно по­этому закон не допускает безграничной свободы заключения сроч­ных трудовых договоров и устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым такие договоры могут заключаться.

Билет № 6

1. Порядок заключения трудового договора: необходимые документы.

При поступлении на работу гражданин должен предъявить работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

2. Форма заключения трудового договора.

Обычно работник выражает свое намерение о заключении трудового договора посредством подачи письменного заявления на имя руководителя организации. После необходимых согласований и визирования заявления руководителем кадровая служба знако­мит работника с условиями его труда и оплаты, а также с дейст­вующими в организации локальными нормативными актами. Здесь же с ним проводится вводный инструктаж по технике безо­пасности. Далее работник знакомится со своим рабочим местом, и ему предлагается подписать текст трудового договора.

Трудовой договор заключается в письменной форме, текст договора составляется в двух экземплярах, каждый из которых под­писывается сторонами. Один экземпляр тру­дового договора передается работнику, другой хранится у работо­дателя. По общему правилу, именно с момента своего подписания трудовой договор считается заключенным. Иной момент вступле­ния трудового договора в силу может быть предусмотрен трудо­вым законодательством или самим договором.

В том случае, если трудовой договор по каким-либо причи­нам не был оформлен надлежащим образом, он считается заклю­ченным при фактическом допущении гражданина к работе, т. е. в тот момент, когда гражданин приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Однако в дан­ном случае работодатель обязан не позднее трех дней со дня фак­тического допущения работника к работе оформить с ним трудо­вой договор в письменной форме.

Билет № 7

1. Испытания при приеме на работу.

При заключении трудового договора в целях проверки соответствия работника поручаемой работе соглашением сторон может быть обусловлено его испытание в течение определенного срока. Юридическое значение условия об испыта­тельном сроке состоит в том, что при неудовлетворительном результате испытания, т. е. когда станет очевидным, что работник по своим деловым качествам не соответствует требованиям, необ­ходимым для должного осуществления им трудовых функций, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работ­ником до истечения срока испытания, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не вы­державшим испытание. Расторжение трудового договора в дан­ном случае производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

В течение испытательного срока между работником и работодателем существуют обычные трудовые правоотношения, возникшие на основании заключенного ими трудового договора, а значит, в период испытания на работника полностью распространяется действие трудового законодатель­ства. Поэтому решение работодателя о расторжении трудового договора работник вправе обжаловать в судебном порядке.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он тоже имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня (а не за две неде­ли, как в других случаях увольнения по собственному желанию).

В случае, если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Условие об испытании является факультативным условием трудового договора. Поэтому при его отсутствии в трудовом договоре работник считается принятым на работу без испытания.

Срок испытания, по общему правилу, не может превышать трех месяцев. Возможность установления более длительного испыта­тельного срока предусмотрена для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руково­дителей филиалов, представительств и иных обособленных струк­турных подразделений организаций. Для указанных работников срок испытания может быть установлен до шести месяцев. Увели­чение продолжительности указанных сроков, как в момент заклю­чения трудового договора, так и впоследствии, даже если работник дает на это свое согласие, запрещено. Такое увеличение допуска­ется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фак­тически отсутствовал на работе.

При заключении трудового договора с отдельными катего­риями работников закон не допускает установления испытательных сроков. Так, согласно ч. 4 ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для:

лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности;

беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;

лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;

лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.

2. Совместительство: понятие, продолжительность рабочего времени, оплата труда.

Совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа по совместительству может выполняться работником, как по месту его основной работы, так и в других организациях.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

Особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами.

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого работодателем для лиц, работающих по совместительству, не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Билет № 8

1. Рабочее время: понятие

Рабочим временем по трудовому праву называется время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обя­занности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

В рабочее время включается как время, в течение которого фактически выполнялась работа, так и время, в течение которого работа фактически не выполнялась, но которое в соответствии с нормам<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: