Тема «Исследовательская и проектная деятельность как один из эффективных методов экологического воспитания»




Учитель географии МКОУ ООШ дер. Средняя Тойма

Стрельникова Валентина Викторовна

 

Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Работа по экологическому воспитанию проводится не столько с целью дать необходимый объем нужных знаний учащимся, а главное – воспитать экологическую культуру, чтобы обучающиеся жили созвучно с окружающим миром, ощущали личную ответственность за благополучие среды своего обитания. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию школьников. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего родного края, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам.

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. За последнее время мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, практико-ориентированных, разработан алгоритм учебной деятельности по реализации проектной технологии на уроке и внеурочной деятельности.

Краеведческий принцип в исследовательской и проектной деятельности является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.

Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся проходит постепенно, в несколько этапов. В первый год мои учащиеся в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности. В 5-6 классах учащиеся проводят мини исследования и пробуют себя в проектной деятельности, приобщаясь к ней в полном объеме в старших классах.

Проектный метод обучения на уроках мною используется уже не первый год. За это время, конечно, уже сложилась система работы с проектом. Первый проект ребята делают в 5 классе, и это чаще небольшие информационно-творческие проекты, в 8-9 классах – это проекты исследовательского характера, которые позволяют учащимся выйти с готовой продукцией на более высокий уровень их представления.

Чаще всего ученики выполняют информационные проекты, они краткосрочные и самые простые. Их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У учеников последовательно формируются ключевые метапредметные компетенции, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной опорной информации по различным темам курса географии, что впоследствии позволяет разнообразить методику проведения уроков, не тратя полезное время на повторение базовых понятий темы.

Реализация долгосрочных по продолжительности и исследовательских по характеру деятельности творческих проектов невозможна на уроке, либо факультативе. Несмотря на то, что география имеет широкие возможности в плане выбора тем, сегодня востребованы темы, основанные на смежных науках, таких как биология, краеведение, экология и др. Поэтому чаще всего проекты касаются этих направлений. Я в своей практике делаю упор на работу по созданию творческих продуктов, посвященных родному краю.

Дети увлекаются такими простыми, на первый взгляд, проектами, как создание маршрута путешествия с кратким описанием достопримечательностей Кировской области. Прошу учащихся оформить свой маршрут в виде презентации, плакатов, маршрутных листов, буклетов и прочего наглядного материала. На уроке происходит защита проектов. В ходе обсуждения, учащиеся-эксперты выбирают самые привлекательные маршруты. Обсуждение, порой, не менее интересно, чем сами проекты.

Осуществляя проектную деятельность во внеурочное время, вижу, что особый интерес вызывают проекты, связанные с изучением родного края. С темой, как правило, учащиеся определяются исходя из личных интересов. Например, проект создания памятника природы или экологической тропы в окрестностях села Новый Бурец Вятскополянского района Кировской области, проект «Русский крест, татарский серп» (сравнение демографической ситуации в вятской и татарской деревнях), проект охраны и восстановления рыбных ресурсов водоемов своей местности, проект развития туризма Вятскополянского района Кировской области, исследовательская работа «Биологические методы борьбы с вредителями растений» и т.п.

В окрестностях села Новый Бурец мы со школьниками создали две экологические тропы. Дети знакомятся с видами и элементами живой и неживой природы; изучают типичных представителей растительного и животного мира и способов их адаптации к условиям обитания; выявляют экологические связи между растениями, животными и условиями среды; анализируют влияния деятельности человека на экосистемы. Проводя наблюдения на экологической тропе, познают родную природу, видят ее красоту и неповторимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Так дети приучаются любить природу и бережно к ней относиться.

В 5 классе первый проект, который мы выполняем “Памятка для туриста, отправляющегося в поход по родному краю”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых нужно отразить интересные и опасные стороны походной жизни, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.

В 8-9 классах организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике экологических проблем родного края. Например, в 9 классе при изучении темы «Агропромышленный комплекс» обучающиеся по группам занимались социологическим исследованием с целью изучения степени осведомленности людей о проблемах агропромышленного комплекса. Их задача обобщить полученные результаты, построить диаграммы, подготовить краткое сообщение.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Иногда можно использовать индивидуальную и парную работу.

Преимущества индивидуальных проектов в том, что:

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

- у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

- обучающийся приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итогового результата;

- у ребенка формируются исследовательские, презентационные, оценочные умения и навыки.

Преимущества групповых проектов:

- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

- в группе проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне:

- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентаций. Т.е. каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения. Элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Заключение

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность – один из эффективных методов экологического воспитания. Школьники учатся находить информацию об экологических проблемах, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, они становятся коммуникативными.

В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Информационные ресурсы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение», 2015г

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: