ВОПРОС 1. Закономерности процесса воспитания.




Курс: «Теория воспитания»

ЛЕКЦИЯ 2 часа

Тема: «Закономерности, принципы и направления воспитания»

План лекции:

1. Закономерности процесса воспитания.

2. Характеристика основных принципов воспитания.

3. Направления воспитания.

«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя»

Г. Галилей

«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»

К.А. Гельвеций

 

ВОПРОС 1. Закономерности процесса воспитания.

Для практики воспитания важно связать закономерными отношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество воспитания.

Некоторые исследователи теории воспитания склонны выделять законы воспитания как устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между явлениями, их зависимость друг от друга. Так В.М. Коротов, изучая педагогический опыт А.С. Макаренко и теоретическое наследие И.Ф. Козлова, называет три основных закона:

1. Закон параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф. Козлов).

2. Единство воспитания и жизни детей: «Каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности» (И.Ф. Козлов).

3. Закон исторической обусловленности воспитания, отражающий зависимость содержания воспитания от конкретного исторического периода, в котором новое поколение вступает в жизнь и овладевает опытом, который сложился на данный момент.

Большинство же исследователей говорят о закономерностях.

На воспитательный процесс влияют разные закономерности:

- философские;

- социологические;

- психологические;

-этические;

-эстетические и др.

Поэтому выделение педагогических закономерностей затруднено.

Под педагогическими закономерностями воспитания понимается «адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах» (П.И. Пидкасистый).

Общие закономерности процесса воспитания выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса.

Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называют частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса и подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем – развития и формирования.

Эффективность воспитательного процесса зависит от:

ü уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния духовности;

ü единства и взаимосвязи воспитания и развития личности;

ü связи между воспитательным воздействием и активной деятельностью самого воспитанника, его собственной жизненной позицией, системой отношений с окружающей действительностью;

ü наличие позитивного внутреннего состояния;

ü сложившихся воспитательных отношений;

ü соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть;

ü соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников;

ü совокупного действия объективных и субъективных факторов;

ü интенсивности воспитания и самовоспитания;

ü активности его участников в педагогическом взаимодействии;

ü эффективности сопутствующих ему процессов развития и обучения.

ü качества воспитательного воздействия;

ü интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника;

ü сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников;

ü интенсивности и качества взаимоотношений между воспитанниками.

 

Педагогические закономерности воспитания это
адекватное отражение объективной, т.е. независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса,
обладающего общими устойчивыми свойствами при любых
конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):

- воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;

- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

- соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;

- только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

- организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ситуация успеха - это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.

 

Условия создания ситуации успеха:

- положительное подкрепление - самое общее условие создания ситуации успеха;

воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям.

- скрытая позиция педагога, которая обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения;

- целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: