И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».




Богоявление

Чтения: Пс. 71:1, 10–14; Мф. 2:1–12

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Чтение святого Евангелия от Матфея, из 2-й главы с 1-го по 12-й стихи.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Дорогие братья и сёстры!

Богоявление – праздник, имеющий несколько разный смысл в Восточной и Западной церквях.

В Восточной церкви Богоявление – это одновременно и Крещение. И называется оно Богоявлением потому, что именно во время Крещения Господня мы видим все три Лица Троицы: крещаемый Сын, голос Отца («Сей есть Сын Мой возлюбленный»), Святой Дух, сошедший в виде голубя на Иисуса. Заметим, что это – явление триединого Бога избранному народу.

В западной традицииБогоявление – этоявление воплотившегося Бога язычникам. Нам как потомкам язычников такое понимание ближе и важнее. Волхвы – конечно, церковнославянизм. На самом деле это маги, жрецы зороастрийского культа, очень распространённого тогда на Востоке.

Сколько их было и как их звали, когда именно они пришли – конечно же, неизвестно. По некоторым косвенным признакам мы можем судить, что они пришли значительно позже, чем родился Иисус (например, Матфей в сегодняшнем Евангелии пишет о «доме», а не о пещере; Мария, как явствует из Лк. 2:24, приносит в Храме жертву бедняка за Иисуса по своём очищении – это значит, что золото, ладан и смирна были принесены позднее: вряд ли Мария, глубоко верующий человек, попыталась бы скрыть эти богатства…).

(Народной традиции свойственно всё упрощать и в то же время конкретизировать. Поэтому столь часто нам приходится видеть волхвов на одном изображении с пастухами в сценах, изображающих Рождество. А сами волхвы не только превратились именно в ТРЁХ волхвов (видимо, по числу даров), но и обрели имена: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В Католической церкви и по сей день бытует красивая традиция: вечером накануне Богоявления, которое часто называют попросту «днём трёх волхвов», на дверях пишут мелом три заглавных буквы: К, М, В – и текущий год от Р.Х., разделённые крестами.)

Зато нам известно, что во многих языческих религиях древности были элементы, которые «находят» в христианстве (например, культ Адониса, вакхические аналогии в Евхаристии). Критики христианства видят в этом аргумент в пользу того, что христианство – некая «компиляция» из ряда древних религий. Нам же понятно, что, в отличие от Израиля, получившего откровение в его полноте, другие народы так или иначе тоже прикасались к божественной мудрости, им в той или иной мере также «приоткрывался» Единый Бог.

То же можно сказать и о древних философах: многих из них современники обвиняли в «атеизме», т.к. они не поклонялись олимпийским богам и даже насмехались над ними. На самом деле большинство античных философов вплотную «подошло» к истинному богопознанию, познанию Единого Бога. Недаром в греческих православных церквах нередко можно встретить изображения Платона и Аристотеля. И вообще – античная философия дала очень много для того, чтобы Благая Весть могла быть понята образованными язычниками. Недаром все отцы-апологеты ранней Церкви (Иустин, Тертуллиан и др.) имели хорошее философское образование, которое давало им возможность защищать христианство от критиков, говоря «на их языке».

Так или иначе, Богоявление в нашем понимании – некий аналог Сретения, встречи. Там – встреча Ветхого и Нового Заветов, здесь – встреча воплотившегося Бога-Слова с представителями доавраамического мира, которые также ждали Его воплощения и чудесным образом узнали о нём.

Характерно, что пастухи узнают о Рождестве от ангела, мудрецы – сами, вычислив время и место по звезде; евреи получают откровение «напрямую», эллинам оно «приоткрывается» благодаря их учёности. Иисус – свет миру, «Солнце правды»; о Его рождении мудрецы узнают по малой толике света, исходящей от зажёгшейся новой звезды.

Как говорит пророк Исайя: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис.2:3).

Мы, Церковь – новый Израиль, нам дана вся полнота божественного откровения. Значит ли это, что каждый из нас может «почить на лаврах», ничего не делая для своего, личного богопознания? Конечно, нет. Древний Израиль, гордившийся своей избранностью, оказался в массе своей глух и слеп, когда встретился с Мессией, Которого так ждал. И нынешние христиане, за редчайшим исключением, – потомки язычников, которых привела ко Христу уже проповедь апостола Павла. Этот пример поучителен.

И ещё один важный момент. Волхвы, как мы видим, не бросились немедленно принимать иудаизм. Они, поклонившись Богомладенцу, «отошли в страну свою», в полной мере сохранив свою религиозную идентичность. Выдающийся христианский писатель Клайв Стейплз Льюис пишет в своей книге «Просто христианство»: «Мы знаем, что ни один человек не может спастись иначе, как через Христа, но нам не сказано, что только те, которые знают Его, могут спастись через Него». Не будем же поспешно и необдуманно судить – а тем более осуждать – тех, кто ещё на пути ко Христу.

Будем же молить Господа, чтобы Он даровал нам духа мудрости, дал сил и разума в изучении Его Слова, через познание которого укрепил бы нас в истинной вере и любви к ближним – в добродетели, братолюбии и терпении. Да не устанем мы на этом пути, да будет он для нас освещён светом истины Божьей…

И ещё. Как написал в своё время Иосиф Бродский, «в Рождество все немного волхвы». Действительно, рождественский период очень благоприятен для доброго общения: это и темнота внешнего мира, располагающая к более интимному общению – где-нибудь у камелька, при свечах, – и долгие каникулы, способствующие хождению друг к другу в гости (хоть это сейчас как будто и не рекомендуется).

И вот – хочется пожелать всем нам, чтобы в эти дни (а лучше, конечно, не только в эти) мы действительно побыли добрыми волхвами для своих ближних, не только делая им подарки, но и обильно делясь с ними богатством всех тех душевных даров, которыми каждого из нас щедро наградил Господь…

Мир Божий, превосходящий всякое разумение, да соблюдёт сердца и помышления ваши во Христе Иисусе.

Аминь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: