Разделы дисциплины, виды учебной деятельности




СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность: Педиатрия и гигиена детей раннего и дошкольного возраста являются базовыми знаниями педагогов детских образовательных учреждений. Данная нормативная дисциплина направлена на формирование у студентов теоретических знаний о развитии ребенка в норме и при патологии, представлений о клинике часто встречающихся заболеваний, о профилактике болезней и уходе за больным ребенком. Курс закладывает основы гуманного отношения педагога к воспитанию и уходу за детьми.

В программе использованы современные взгляды на причины, характер развития и закономерности выздоровления ребенка различных периодов детства. Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», формируют у них навыки ухода как за здоровым, так и за больным ребенком с учетом его возрастных особенностей.

Цель дисциплины. Целью курса «Основы педиатрии и гигиены» является обучение студентов знаниям по профилактике развития заболеваний у детей и основам диагностики часто встречающихся функциональных расстройств и заболеваний, санитарно-гигиеническим навыкам ухода за здоровым и больным ребенком на этапах его развития.

Задачи:

- Обеспечить студентов знаниями по основам педиатрии и гигиены детей разных возрастных групп;

- Дать студентам представление о функциональных расстройствах организма ребенка на этапах его развития, о часто встречающихся заболеваниях, детских инфекционных болезнях и их профилактике, возрастных особенностях терморегуляции;

Обеспечить навыки:

- организации режима «питание-бодрствование-сон»,

- рационального закаливания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка,

- ухода за здоровым ребенком, его гигиена и одежда,

- ухода за больным ребенком,

- знания организации воспитательного процесса с учетом профилактики нарушений зрения и осанки у дошкольника;

- Развить у студентов умение применять вышеперечисленные знания и навыки на практике;

- Воспитать у будущих педагогов милосердное отношение к детям.

Контроль за самостоятельной работой студентов включает написание ими рефератов и выступление с докладами по возможным беседам с родителями дошкольников, касающихся воспитания и ухода за ребенком.

Для успешного изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные при получении среднего образования которые учтены в программе ЕГЭ по биологи, а также ООП бакалавриата, например, «Анатомия и возрастная физиология», «Основы генетики и психогенетики», «Основы медицинских знаний» и др.

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла стандарта высшего профессионального образования: Направление 4.03.02 психолого-педагогическое образование; Профильная направленность: Психология и педагогика инклюзивного образования (Б1.Б.12) и Профильная направленность: Психология образования (Б1.Б.13).

Изучения дисциплины необходимо как основа для последующего изучения дисциплин ООП, а именно: «Психодиагностика», «Основы психотерапии» и других, а так же для подготовки дипломной работы.

Трудоемкость дисциплины – 2 зачетных единицы, академические часы – 72; количество аудиторных – 24 (лекции – 10 часов, семинарские занятия – 14 часов; самостоятельная работа – 48 часов).

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебных занятий (в часах)
Л СЗ СРС Всего
           
I Раздел 1. Возрастные периоды развития ребенка        
1.1. Предмет и задачи курса «Основы педиатрии и гигиены». Общие закономерности роста и развития ребенка.        
1.2 Педиатрия, как фундаментальная наука и ее связь с другими дисциплинами. История развития педиатрии.        
1.3. Здоровье ребенка, психическое и физическое развитие детей.        
1.4. Особенности детей раннего и дошкольного возраста. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп.        
1.5. Характеристика возрастных периодов.        
II Раздел II. Здоровье гигиена и физическое развитие ребенка        
2.1. Индивидуальное психическое и физическое здоровье – база полноценного развития.        
2.2. Критерии уровня здоровья        
2.3. Понятие о психокоррекции и психотерапии.        
2.4 Образ жизни и здоровье ребенка.        
2.5 Здоровый образ жизни и его составляющих        
2.6. Рациональный режим дня детей различных возрастных групп.        
2.7. Гигиена детей и подростков. Гигиена нервной системы и отдельных органов.        
2.8. Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья.        
2.9. Физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, формирование правильной осанки и закаливание организма.        
2.10. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей.        
2.11. Гигиена окружающей среды. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала        
III Раздел 3 Основы педиатрии        
3.1. Пропедевтика детских болезней неинфекционного и инфекционного характера. Первая помощь при несчастных случаях и травмах.        
3.2. Детские болезни: клиника, диагностика, лечение и их предупреждение.        
3.3. Неотложные состояния в педиатрии.        
3.4. Причины заболевания и травматизма у детей, влияние их на организм.        
3.5. Профилактика заболеваний у детей. Меры, предупреждающие несчастные случаи в образовательных учреждениях.        
  Итого по курсу        

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Возрастные периоды развития ребенка (16 часов)
Требования к результатам освоения раздела: код контролируемой компетенции – ОПК 7 З.1. сущность, предмет, объект и истории появления, задачи и методы педиатрии и гигиены; З.2. гигиенические требования к организации внешней среды, гигиене отдельных органов и систем, о сущности и специфике профессиональной деятельности; У.1 проводить профилактическую и санитарно-просветительскую работу в условиях детского учреждения У.2 обеспечить навыки организации режима «питание-сон-отдых», рационального закаливания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, В.1 умением формировать гигиенические навыки у ребенка на этапах его роста и развития В.2 основами гуманного, милосердного, ответственного отношение будущих педагогов к воспитанию ими подрастающего поколения. В. 3 умением решать диагностические и коррекционно-развиваюшие задачи код контролируемой компетенции – ОПК 12 З.1 этиологию, клинические проявления и патогенез наиболее часто встречающихся острых детских заболеваний и детского травматизма З.2 систему профилактики детских инфекционных заболеваний и детского травматизма У.1 предупреждать неблагоприятное влияние внешней среды и учебного процесса на здоровье ребенка; У.2 оказывать первую помощь при неотложных и несчастных случаях. обеспечить необходимый уход за больным ребенком, В.1 технологиями проведения профилактической работы по профилактике острых инфекционных заболеваний и травм; В.2 гигиеническими знаниями и навыками по оказанию первой помощи при неотложных и несчастных случаях и уходу за заболевшим ребенком;
Содержание раздела Тема 1.1. Предмет и задачи курса «Основы педиатрии и гигиены». Общие закономерности роста и развития ребенка.Содержание курса «Основы педиатрии и гигиены». Предмет и задачи и методология курса. Значение курса «Основам педиатрии и гигиены» для педагога-психолога. Фило- и онтогенетическое развитие Человека. Общие анатомо-физиологические закономерности роста и развития органов и систем ребенка. Методы контроля за динамикой развития и здоровьем детей. Контроль за развитием и здоровьем детей – ведущая форма работы в образовательных учреждениях. Тема 1.2. Педиатрия, как фундаментальная наука и ее связь с другими дисциплинами. История развития педиатрии.Педиатрия, как фундаментальная наука и ее связь с другими дисциплинами. История развития педиатрии как медицинской отрасли знаний. Связь с биологическими и психолого-педагогическими дисциплинами. Становление педиатрической службы в мире и в России. Охрана материнства и детства в России. Тема 1.3. Здоровье ребенка, психическое и физическое развитие детей.Влияние наследственности, социально-экономических и природных условий на рост и развитие детского организма, его состояние здоровья. Физическое развитие детей дошкольного возраста, показатели физического развития. Антропометрический метод. Показатели здоровья; понятие «группы здоровья». Сроки оценки состояния здоровья детей. Роль воспитателя в осуществлении контроля за развитием и здоровьем детей. Тема 1.4. Особенности детей раннего и дошкольного возраста. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп.Формирование условно-рефлекторной деятельности. Тормозные реакции. Особенности нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Сенсорное развитие. Общие движения. Игра. Развитие речи. Приобретение необходимых навыков и умений. Особенности эмоциональной сферы ребенка. Стресс и здоровье. Способы снятия психоэмоционального напряжения. Сроки оценки состояния здоровья детей. Роль воспитателя в осуществлении контроля за развитием и здоровьем детей. Тема 1.5. Характеристика возрастных периодов.Периодизация детского возраста; краткая характеристика периодов детского возраста. Особенности детей раннего и дошкольного возраста. Здоровье и физическое развитие детей. Анатомо-физиологические особенности развития детей раннего и дошкольного возраста. Понятие «школьная зрелость». Роль воспитателя в подготовке ребенка к обучению в школе.
План лекций (2 часа) План семинарских занятий (4 часа)
Лекция 1. Предмет и задачи курса «Основы педиатрии и гигиены». Общие закономерности роста и развития ребенка (2 часа) План 1. Содержание, предмет, задачи и методология курса «Основы педиатрии и гигиены». Значение курса для педагога-психолога. 2. Педиатрия, как фундаментальная наука и ее связь с другими дисциплинами. 3. Фило- и онтогенетическое развитие Человека. 4. Общие анатомо-физиологические закономерности роста и развития органов и систем ребенка. 5. Методы контроля за динамикой развития и здоровьем детей. Список литературы [2-4, 10-28] Информационное сопровождение:презентация лекций. Семинарское занятие 1. Здоровье ребенка, психическое и физическое развитие детей. (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Общие закономерности роста и развития детей. 2. Физическое развитие детей дошкольного возраста 3. Особенности развития Высшей нервной деятельности. Гигиена нервной системы. 4. Показатели здоровья детей Список литературы [2-4, 10-28] Информационное сопровождение:презентация.
Семинарское занятие 2. Характеристика возрастных периодов. (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Периодизация детского возраста. 2. Здоровье и физическое развитие детей различных возрастных групп. 3. Критические периоды детского возраста. Роль психолога в преодолении критических периодов психолого-педагогического и социального развития ребенка. Список литературы [2-4, 10-28] Информационное сопровождение:презентация.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть (10 часов) Вариативная часть
· Выполнение заданий к лекциям (2 часа). · Выполнение индивидуального домашнего задания. Подготовка презентации (реферата) (8 часов). · Подготовка выступления по вопросам практических занятий. Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка доклада (реферата, презентации)
Паспорт оценочных средств по разделу
ОПК 7: З.1,2, У.1,2, В.1-3. Кейс-задача, собеседование, тест, реферат.
ОПК 12: З.1,2, У.1,2, В.1,2. Тест, проверка конспектов к практическим занятиям, выполнение практических работ.
Раздел II. Здоровье гигиена и физическое развитие ребенка (38 часов)
Требования к результатам освоения раздела: код контролируемой компетенции – ОПК 7 З.1. сущность, предмет, объект и истории появления, задачи и методы педиатрии и гигиены; З.2. гигиенические требования к организации внешней среды, гигиене отдельных органов и систем, о сущности и специфике профессиональной деятельности; У.1 проводить профилактическую и санитарно-просветительскую работу в условиях детского учреждения У.2 обеспечить навыки организации режима «питание-сон-отдых», рационального закаливания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, В.1 умением формировать гигиенические навыки у ребенка на этапах его роста и развития В.2 основами гуманного, милосердного, ответственного отношение будущих педагогов к воспитанию ими подрастающего поколения. В. 3 умением решать диагностические и коррекционно-развиваюшие задачи код контролируемой компетенции – ОПК 12 З.1 этиологию, клинические проявления и патогенез наиболее часто встречающихся острых детских заболеваний и детского травматизма З.2 систему профилактики детских инфекционных заболеваний и детского травматизма У.1 предупреждать неблагоприятное влияние внешней среды и учебного процесса на здоровье ребенка; У.2 оказывать первую помощь при неотложных и несчастных случаях. обеспечить необходимый уход за больным ребенком, В.1 технологиями проведения профилактической работы по профилактике острых инфекционных заболеваний и травм; В.2 гигиеническими знаниями и навыками по оказанию первой помощи при неотложных и несчастных случаях и уходу за заболевшим ребенком;
Содержание раздела Тема 2.1. Индивидуальное психическое и физическое здоровье – база полноценного развития.Психоэмоциональное и физическое развитие детей дошкольного возраста, показатели развития. Особенности нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Показатели здоровья; понятие «группы здоровья». Сроки оценки состояния здоровья детей. Роль воспитателя в осуществлении контроля за развитием и здоровьем детей. Тема 2.2. Критерии уровня здоровья. Определение понятия здоровья. Критерии и факторы, определяющие и формирующие здоровье. Понятие о здоровом и больном организме, норме, профилактике, адаптационно- компенсаторных реакциях организма. Группы здоровья детей. Физическое развитие как ведущий показатель состояния здоровья детей. Методы оценки физического развития. Тема 2.3. Понятие о психокоррекции и психотерапии. Особенности нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Особенности эмоциональной сферы ребенка. Стресс и здоровье. Способы снятия психоэмоционального напряжения. Сроки оценки состояния здоровья детей. Роль воспитателя в осуществлении контроля за развитием и здоровьем детей. Понятие психокоррекции. Роль психологического наблюдения за развитием ребенка для проведения рациональной психотерапии. Тема 2.4. Образ жизни и здоровье ребенка.Понятие об образе жизни. Факторы, влияющие на формирование и состояние здоровья детей: физические, химические, биологические, социальные. Понятие о здоровом образе жизни. Тема 2.5. Здоровый образ жизни и его составляющих.Понятие о здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни и здоровье ребёнка. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей: физические, химические, биологические, социальные. Структура здорового образа жизни, гигиеническое значение рационального питания. Состав пищи. Организация питания. Двигательная активность: ее виды и способы формирования. Тема 2.6. Рациональный режим дня детей различных возрастных групп.Значение режима для обеспечения здоровья детей. Рациональный режим дня детей различных возрастных групп. Принципы организации режима дня. Предупреждение утомления детей. Задачи воспитателя и педагога-психолога по организации режима дня. Тема 2.7. Гигиена детей и подростков. Гигиена нервной системы и отдельных органов.Гигиена детей и подростков. Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья. Особенности влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка. Научно-технический прогресс и современные гигиенические проблемы. Гигиена нервной системы, органов чувств и отдельных органов. Причины, профилактика, нарушения органов чувств: близорукость, косоглазие, дальнозоркость, нарушение функций цветоощущения. Гигиенические требования к просмотру диафильмов, телепередач. Понятие социальной адаптации. Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения. Тема 2.8. Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья.Освещение. Естественное и искусственное освещение. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Гигиена органов пищеварения Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Профилактика недержания мочи. Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья. Особенности влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка. Научно-технический прогресс и современные гигиенические проблемы. Тема 2.9. Физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, формирование правильной осанки и закаливание организма.Значение физического воспитания для укрепления костно-мышечной системы, формирования правильной осанки. Особенности влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка. Гигиена опорно-двигательного аппарата. Виды, причины, профилактика нарушения осанки, плоскостопие. Гигиена кожи. Закаливание. Факты и виды закаливания. Тема 2.10. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей.Значение питания для укрепления и сохранения здоровья. Виды питания. Лечебное питание. Понятие диеты (стола). Гигиеническое значение рационального питания. Состав пищи. Организация питания. Гигиенические требования к организации питания детей в образовательных учреждениях. Тема 2.11. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.Гигиена окружающей среды. Гигиеническая организация внешней среды. Особенности влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка. Научно-технический прогресс и современные гигиенические проблемы. Факторы внешней среды и их влияние на здоровье ребенка. Микроклимат. Воздушный, тепловой, водный, санитарный режим помещений. Гигиеническая организация внешней среды. Гигиеническое значение окружающей среды. Гигиена окружающей среды. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала. Понятие социальной адаптации. Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного учреждения.
План лекций (6 часов) План семинарских занятий (6 часов)
Лекция 1. Индивидуальное психическое и физическое здоровье – база полноценного развития. (2 часа) План: 1. Психоэмоциональное и физическое развитие детей дошкольного возраста, показатели развития. 2. Особенности нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. 3. Показатели здоровья; понятие «группы здоровья». Сроки оценки состояния здоровья детей. 4. Роль педагога в осуществлении контроля за развитием и здоровьем детей. Список литературы [2-5, 8-10] Информационное сопровождение:презентация. Семинарское занятие 1. Критерии уровня здоровья (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Определение понятия здоровья: по ВОЗ и с точки зрения системы Человек – Окружающая среда. 2. Критерии и факторы, определяющие здоровье. 3. Здоровый и больной организм. 4. Физиологическая норма. 5. Профилактика, первичная, вторичная и третичная. 6. Адаптационно-компенсаторные реакции организма. 7. Психическое здоровье – база полноценного развития. 8. Понятие психо-коррекции. Список литературы:[2-7, 9-28] Информационное сопровождение:презентация.
Лекция 2. Образ жизни и здоровье ребенка. (2 часа) План 1. Факторы, влияющие на формирование и состояние здоровья детей: физические, химические, биологические, социальные. 2. Понятие об образе жизни. 3. Понятие о здоровом образе жизни. Список литературы [2-5, 8-10] Информационное сопровождение:презентация. Семинарское занятие 2. Здоровый образ жизни и его составляющих (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Понятие о здоровом образе жизни и его составляющих 2. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей: физические, химические, биологические, социальные. 3. Структура здорового образа жизни, гигиеническое значение рационального питания. Состав пищи. Организация питания. 4. Значение режима для обеспечения здоровья детей. Рациональный режим дня детей различных возрастных групп. Принципы организации режима дня. Предупреждение утомления детей. Задачи воспитателя по организации режима дня. 5. Группы здоровья детей. 6. Физическое развитие как ведущий показатель состояния здоровья детей. Методы оценки физического развития. Список литературы:[2-7, 9-28] Информационное сопровождение:презентация.
Лекция 3. Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья. (2 часа) План 1. Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья. 2. Особенности влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка. 3. Научно-технический прогресс и современные гигиенические проблемы. 4. Освещение. Естественное и искусственное освещение. 5. Гигиена органов и систем организма. 6. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического Список литературы[2-5, 8-10] Информационное сопровождение:презентация. Семинарское занятие 3. Гигиена детей и подростков. Гигиена нервной системы и отдельных органов. (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Гигиеническое значение окружающей среды. 2. Принципы и методы обеспечения гигиенического сопровождения развития ребенка в образовательных учреждениях. 3. Гигиеническое образование и воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала. Список литературы:[2-7, 9-28] Информационное сопровождение:презентация.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть (26 часов) Вариативная часть
· Выполнение заданий к лекциям (6 часов). · Выполнение индивидуального домашнего задания. Подготовка презентации (реферата) (20 часов). · Подготовка выступления по вопросам практических занятий. Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка доклада (реферата, презентации)
Паспорт оценочных средств по разделу
ОПК 7: З.1,2, У.1,2, В.1-3. Кейс-задача, собеседование, тест, реферат.
ОПК 12: З.1,2, У.1,2, В.1,2. Тест, проверка конспектов к практическим занятиям, выполнение практических работ.
Раздел 3. Основы педиатрии (12 часов)
Требования к результатам освоения раздела: код контролируемой компетенции – ОПК 7 З.1. сущность, предмет, объект и истории появления, задачи и методы педиатрии и гигиены; З.2. гигиенические требования к организации внешней среды, гигиене отдельных органов и систем, о сущности и специфике профессиональной деятельности; У.1 проводить профилактическую и санитарно-просветительскую работу в условиях детского учреждения У.2 обеспечить навыки организации режима «питание-сон-отдых», рационального закаливания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, В.1 умением формировать гигиенические навыки у ребенка на этапах его роста и развития В.2 основами гуманного, милосердного, ответственного отношение будущих педагогов к воспитанию ими подрастающего поколения. В. 3 умением решать диагностические и коррекционно-развиваюшие задачи код контролируемой компетенции – ОПК 12 З.1 этиологию, клинические проявления и патогенез наиболее часто встречающихся острых детских заболеваний и детского травматизма З.2 систему профилактики детских инфекционных заболеваний и детского травматизма У.1 предупреждать неблагоприятное влияние внешней среды и учебного процесса на здоровье ребенка; У.2 оказывать первую помощь при неотложных и несчастных случаях. обеспечить необходимый уход за больным ребенком, В.1 технологиями проведения профилактической работы по профилактике острых инфекционных заболеваний и травм; В.2 гигиеническими знаниями и навыками по оказанию первой помощи при неотложных и несчастных случаях и уходу за заболевшим ребенком;
Содержание раздела Тема 3.1. Пропедевтика детских болезней неинфекционного и инфекционного характера. Первая помощь при несчастных случаях и травмах.Детские болезни неинфекционного и инфекционного характера и меры их предупреждения. МКБ-10: международная классификация заболеваний. Понятие пропедевтики заболеваний детей ее методы. Признаки, по которым можно выявить заболевание у ребёнка и методы их определения. Понятие об иммунитете, его механизмах и видах. Специфические и неспецифические факторы защиты. Способы повышения иммунитета.Характеристика детского травматизма, его профилактика. Причины травматизма у детей. Неотложные состояния в педиатрии. Меры, предупреждающие несчастные случаи в образовательных учреждениях. Тема 3.2. Детские болезни: клиника, диагностика, лечение и их предупреждение.Детские болезни неинфекционного и инфекционного характера. Болезни органов дыхания, профилактика. Заболевания органов пищеварения, профилактика. Инфекционные заболевания кожи, профилактика. Болезни органов слуха и зрения, профилактика заболеваний. Причины возникновения детских инфекционных заболеваний. Пути распространения инфекционных заболеваний. Периоды заболеваний. Детские инфекционные болезни. ОРВИ. Воздушно-капельные инфекции, вызванные специфическими возбудителями. Роль воспитателя в предупреждении распространения воздушно-капельных инфекций. Заболевания желудочно-кишечного тракта: дизентерия, сальмонеллез, вирусный гепатит, гельминтозы. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Нарушения поведенческих реакций. Методы ликвидации неадекватных форм поведения и их профилактика. Неврозы, причины, профилактика заболеваний Тема 3.3. Неотложные состояния в педиатрии.Понятие о неотложных состояниях в педиатрии и их коренное отличие от клиники взрослых заболеваний. Виды неотложных состояний. Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах. Потеря сознания. Укусы насекомых. Отравления. Кровотечения из носа. Попадание инородных тел в дыхательные пути, ухо, глаз. Солнечный удар. Утопление. Первая помощь при укусе ядовитых животных. Тема 3.4. Причины заболевания и травматизма у детей, влияние их на организм.Детские болезни неинфекционного и инфекционного характера. Причины возникновения детских заболеваний. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры профилактики детского травматизма. Роль педагога в предупреждении распространения воздушно-капельных инфекций. Тема 3.5. Профилактика заболеваний у детей. Меры, предупреждающие несчастные случаи в образовательных учреждениях.Требования к санитарному состоянию образовательных учреждений для детей различного возраста с учетом вида образовательного учреждения.Санитарное просвещение родителей и персонала. Роль педагога в профилактике несчастных случаев и травм у детей.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1. Пропедевтика детских болезней неинфекционного и инфекционного характера. Первая помощь при несчастных случаях и травмах (2 часа) План. 1. Детские болезни неинфекционного и инфекционного характера и меры их предупреждения. 2. МКБ-10: международная классификация заболеваний. 3. Понятие пропедевтики заболеваний детей ее методы. Признаки, по которым можно выявить заболевание у ребёнка и методы их определения. 4. Понятие об иммунитете, его механизмах и видах. Специфические и неспецифические факторы защиты. Способы повышения иммунитета. 5. Характеристика детского травматизма, его профилактика. 6. Причины травматизма у детей. 7. Неотложные состояния в педиатрии. 8. Меры, предупреждающие несчастные случаи в образовательных учреждениях. Список литературы:[1-10, 16-28] Информационное сопровождение:презентация лекций. Семинарское занятие 1. Детские болезни: клиника, диагностика, лечение и их предупреждение. (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Детские инфекционные и не инфекционные болезни. МКБ-10. 2. Признаки, по которым можно выявить заболевание у ребёнка Нарушения поведенческих реакций. Методы ликвидации неадекватных форм поведения и их профилактика. Неврозы, причины, профилактика заболеваний. 3. Болезни органов дыхания, профилактика. Заболевания органов пищеварения, профилактика. Инфекционные заболевания кожи, профилактика. Болезни органов слуха и зрения, профилактика заболеваний. 4. Понятие об иммунитете, его механизмах и видах. Специфические и неспецифические факторы защиты. Причины возникновения детских инфекционных заболеваний. Пути распространения инфекционных заболеваний. Периоды заболеваний. 5. Детские инфекционные болезни. ОРВИ. Воздушно-капельные инфекции, вызванные специфическими возбудителями. Роль воспитателя в предупреждении распространения воздушно-капельных инфекций. Список литературы [1-10, 16-28] Информационное сопровождение:презентация.
Семинарское занятие 2. Неотложные состояния в педиатрии. (2 часа) Вопросы для обсуждения 1. Понятие неотложных состояний в педиатрии. 2. Характеристика детского травматизма, его профилактика. Причины заболевания и травматизма у детей, влияние их на организм. 3. Меры, предупреждающие несчастные случаи в образовательных учреждениях. 4. Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах. 5. Санитарное просвещение родителей и персонала. Роль педагога в профилактике несчастных случаев и травм у детей. Список литературы [1-10, 16-28] Информационное сопровождение:презентация.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть (12 часов) Вариативная часть
· Выполнение заданий к лекциям (2 часа). · Выполнение индивидуального домашнего задания. Подготовка презентации (реферата) (10 часов). · Подготовка выступления по вопросам практических занятий. Поиск дополнительной информации по темам раздела, подготовка доклада (реферата, презентации)
Паспорт оценочных средств по разделу
ОПК 7: З.1,2, У.1,2, В.1-3. Кейс-задача, собеседование, тест, реферат.
ОПК 12: З.1,2, У.1,2, В.1,2. Тест, проверка конспектов к практическим занятиям, выполнение практических работ.
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: