1. Понятие договора коммерческой концессии. Отграничение договора коммерческой концессии от иных договоров. Понятие франчайзинга.
2. Правовое регулирование коммерческой концессии.
3. Форма и государственная регистрация договора коммерческой концессии.
4. Содержание договора коммерческой концессии. Определение понятий: товарный знак, знак обслуживание, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
5. Стороны договора коммерческой концессии. Права и обязанности сторон.
6. Ответственность сторон за нарушение обязательств по договору
коммерческой концессии.
7. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии.
Нормативные и правоприменительные акты:
1. Приказ Минфина РФ от 12.08.2005 № 105Н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 19.09.2005. № 38.
2. Приказ Роспатента от 29.04.2003N 64 «Об утверждении Правил регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу даны // Российская газета. 03.06.2003. № 106.
Дополнительная литература:
1. Франчайзинг. Коммерческая концессия / Сосна С. А., Васильева Е. Н. М.: Изд. Академкнига, 2005.
2. Вацковский Ю.Ф. Международный франчайзинг: оформление договорных отношений // Право и экономика. 1997. № 2.
3. Дозорцев В.А. Понятие секрета промысла «Ноу-Хау» //Вестник ВАС РФ. 2001. №№ 7, 8.
4. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии // Хозяйство и право. 1997. № 12.
|
5. Панченко И.И. О форме и регистрации договоров коммерческой субконцесии //Юридический мир. 2008. № 11.
6. Рабец А.П. Правовая охрана коммерческих обозначений: новеллы законодательства // Право и экономика. 2007. № 6.
7. Рыкова И. Договор коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. 2002. № 12.
8. Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг // Государство и право. - 1997. № 7.
Задача 1.
Между предпринимателем Ивановым (пользователь) и ООО «Кондитерская фабрика» (правообладатель) заключен договор коммерческой концессии, в силу которого Иванов получил право использования товарного знака и ноу хау (рецептура приготовления ряда кондитерских изделий), принадлежащих ООО «Кондитерская фабрика». В соответствии с условиями договора предприниматель Иванов имеет право изготавливать кондитерские изделия по оригинальной рецептуре и распространять их населению по ценам, утверждаемым ежеквартально приказом Генерального директора ООО «Кондитерская фабрика» и доводимым до сведения Иванова путем направления ему об этом письменного уведомления. На протяжении двух лет действия договора цена изделий, утверждаемая соответствующим приказом, была приемлемой. Однако, в связи с ростом цен на сырье, предприниматель Иванов обратился к правообладателю с просьбой увеличить отпускную цену изделий, на что получил отказ. Предприниматель Иванов обратился за консультацией к юристу с целью установить, не нарушаются ли в данном случае его права.
|
Какую консультацию следует дать пользователю?
Какие варианты выхода из сложившейся ситуации вы можете предложить пользователю?
Задача 2.
ОАО «Ком.Ру» и ЗАО «Мобильная связь» заключили договор коммерческой концессии, в соответствии с которым ОАО «Ком.Ру» обязуется предоставить ЗАО «Мобильная связь» комплекс исключительных прав. Договор составлен в письменной форме. Срок действия договора - два месяца. В договоре четко обозначены предоставляемые исключительные права, определен порядок уплаты вознаграждения и максимального объема использования комплекса исключительных прав. В соответствии с требованием п. 2 ст. 1028 ОАО «Ком.Ру» обратилось в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением о регистрации договора, в ответ на которое получило отказ в регистрации договора в связи с отсутствием в договоре существенных для данного вида договора условий.
Правомерен ли отказ в регистрации договора?
Задача 3.
ИП Челанов обратился в юридическую консультацию с вопросом о том, каким образом он может приобрести право временного использования фирменного наименования своего партнера по бизнесу. На консультации Челанов пояснил, что принципиальная договоренность с партнером об использовании фирменного наименования достигнута, однако они не знают, каким именно договором такие отношения следует оформить и допустимо ли заключение подобного договора законодательством. Кроме того, стороны очень интересует вопрос, подлежит ли такой договор регистрации и если да, то в каком порядке и где.
|
Вы - в роли юриста.
Задача 4.
ООО «Марис» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к ЗАО «Книжный мир» о расторжении договора субконцессии, заключенного сторонами и взыскании уплаченной по договору суммы в размере 200 000 рублей. Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что уплаченная сумма является задатком, на что прямо указано в договоре субконцессии и приложении к нему. Поскольку истцом, по мнению ответчика, не выполнены условия договора, в обеспечение выполнения которых выдан задаток, а именно, истцом не выполнены условия о подготовке комплекта документов и подача документов на регистрацию договора, задаток возврату не подлежит. Истец в судебном заседании пояснил, что указанная сумма – аванс и в договоре задатком названа ошибочно, так как на самом деле не выполняла никаких обеспечительных функций, поскольку сбор документов для регистрации договора и подача этих документов на регистрацию зависит в равной мере от обеих сторон.
В судебном заседании установлено, что по своему содержанию договор между истцом и ответчиком является договором субконцесии, согласно которому Пользователь (ООО «Книжный мир») обязуется предоставить Субпользователю (ООО «Марис») за вознаграждение на срок действия договора право использовать в предпринимательской деятельности Субпользователя комплекс исключительных прав (товарный знак и ноу-хау); договор не прошел процедуру государственной регистрации, предусмотренную п. 2 ст. 1029 ГК РФ.
Кто прав в указанном споре. Является ли указанная сумма задатком? Какое решение должен принять суд?
Задача 5.
Между ООО «Юг» и ООО «Сьерра» заключен договор коммерческой концессии. В соответствии с требованиями нормы, установленной п. 2 ст. 1029 ГК РФ, договор зарегистрирован в Роспатенте 26.08.2008 г. Условиями договора предусмотрено, что права по договору предоставляются только в рамках территории г. Самары Самарской области.
15.11.2008 ООО «Сьерра» (Пользователь) обратилось к ООО «Юг» (Правообладатель) с просьбой распространить действие договора на всю Самарскую область, а также Пензенскую область, о чем сторонами решено составить дополнительное соглашение к договору. Кроме того, у ООО «Сьерра» изменился юридический адрес, что также решено отразить в дополнительном соглашении. ООО «Сьерра» предложило зарегистрировать дополнительное соглашение в порядке, установленном для регистрации основного договора. ООО «Юг» против регистрации возражало, поскольку, по мнению юрисконсульта ООО «Юг», регистрации в соответствии со ст. 1028 ГК РФ подлежит только договор, но не дополнительные соглашения к нему, поэтому нет необходимости тратить время и деньги на проведение такой длительной процедуры.
За решением данного вопроса стороны обратились в независимую юридическую консультацию.
Какие разъяснения следует дать сторонам?