ЛЕКЦИЯ 2. ПРИНЦИПЫИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Учебные вопросы:
Определение информации.
Маркетинг как объект правового регулирования.
Процесс маркетингового исследования.
1. Определение информации. Термин «информация» может использоваться в разных смыслах: в философском — это отражение бытия, в техническом — компьютерная терминология, обозначающая свойства сообщений, переносимых сигналами, а также результат осмысления содержания сообщений и документов на различных носителях.
Информация может быть классифицирована по источнику ее происхождения, по масштабу отражаемого объекта, по отраслям и сферам общественной жизни, по структурированности, по характеру носителя и т.д.
Работа с информацией представляет собой совокупность следующих этапов:
• сбор информации;
• обработка информации;
• хранение информации.
Сбор информации предусматривает получение сведений из различных источников и различными способами. Сбор информации может происходить из внутренних и внешних источников в зависимости от поставленной задачи и потребностей управления. Методы сбора информации разработаны в социологии, достаточно полно освещены в специальной литературе и определяются исходя из конкретной ситуации.
Обработка информации осуществляется для подготовки ее к последующему анализу и основывается в основном на применении компьютерных технологий.
Для исследования информационных процессов, выявления роли и места информации в этих процессах необходимо иметь представление об информационной сфере — сфере обращения информации в государстве и Обществе. Законодательство России определяет информационную сферу как сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.
Рассмотрим информацию как некую совокупность данных, которые в целом могут дать ее получателю определенный ответ на интересующий его вопрос. На рис. 2. 1 представлена иерархическая пирамида знаний, показывающая место информации в естественном процессе приобретения знаний.
ЗНАНИЕ
ИНФОРМАЦИЯ
РАЗНООБРАЗНЫЕ ДАННЫЕ
Рис. 2.1. Пирамида знаний
NB! Собранные данные должны быть правильно поняты и истолкованы, в противном случае их назначение и практическое использование теряют всякий смысл.
2. Маркетинг как объект правового регулирования. Развитие технологий породило революционные преобразования в информационной сфере. Информационные технологии стали доступны и получили распространение во многих областях человеческой деятельности. В результате информация и все, что связано с ее обработкой и обращением, стало особым предметом для бизнеса и социальных отношений. По этой причине деятельность, связанная с информацией, ее обменом и использованием, выделилась в предмет правовых отношений.
Информационная деятельность всегда осуществляется в информационной среде. Каждый раз, определяя намерения работать с информацией, требуется установить необходимые параметры источников, форм работы с ними, учесть специфику потребителя и результатов работы. Предметом информационной деятельности является информация в самом разном состоянии и формах, связанных с ее созданием, сбором, обработкой, передачей, распространением и использованием.
В настоящее время информация является мощным ресурсом жизнедеятельности и развития. С экономической точки зрения она — товар, объект рынка, коммерции. Поэтому возникла необходимость законодательно отрегулировать все аспекты информационной деятельности.
Информация может являться ресурсом разных субъектов: отдельного лица (гражданина), юридического лица, органа государственной власти или его подразделения, органов местного самоуправления, общественных организаций и государства в целом. Эти субъекты производят и потребляют информационные продукты в разных видах. В настоящее время особое значение приобретают вопросы корпоративного, межгосударственного и глобального интереса к информационным ресурсам.
Отдельные аспекты маркетинговой деятельности регламентируют следующие федеральные законы:
• Конституция РФ;
• «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите
прав потребителей» (от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ) — отношения субъек
тов маркетинговой деятельности с потребителями;
• «О стандартизации» (от 10 июня 1993 г. № 5454-1), «О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров» (от 23 сентября 1992 г. № 3520-1) — отношения в сфере товар
ной политики и продаж;
• «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О кон
куренции и ограничении монополистической деятельности на товар
ных рынках» (от 21 марта 2002 г.) — конкурентные отношения;
• «О рекламе» (от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ) — отношения в сфе
ре рекламирования и продвижения продукции;
• «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г.
№ 5351-1) — отношения в области авторского права;
• «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (от 23 сен
тября 1992 г. № 3523-1) — отношения в области программных продуктов;
• Патентный закон (от 23 сентября 1993 г. № 3517-1) — патентное
право;
• «Об информации, информатизации и защите информации» (от
20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ) — отношения в области обладания правом
на информацию, проведения маркетинговых исследований, получе
ния, использования и распространения маркетинговой информации.
Последний закон представляет особый интерес для изучения принципов маркетинговых исследований. Он устанавливает правовые нормы в информационном законодательстве, регламентирующие отношения по поводу формирования и потребления информационных ресурсов, создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, защиты информации и защиты отдельных граждан в условиях информатизации.
Данный Закон определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Проведение маркетинговых исследований обычно связано с правовым регулированием получения и использования информации. Отношениям по поводу создания и использования информационных ресурсов Закон посвящает отдельную главу. Он закрепляет обязанность государства по формированию информационных ресурсов и информатизации через разработку и реализацию государственной политики в этой области. Политика должна быть направлена на создание условий для равного, эффективного и качественного информационного обеспечения при решении задач социального и экономического развития России.
Информационные ресурсы рассматриваются как элемент состава имущества и объект права собственности. Они могут быть как государственными, так и негосударственными и находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациям общественных объединений (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1. Формы собственности на информационные ресурсы
Вид информационных ресурсов | Формы собственности |
Правовая информация | Государственная собственность |
Социально-экономическая информация | Государственная и корпоративная собственность |
Информационные ресурсы СМИ | Государственная и частная собственность |
Научно-техническая информация | Государственная, частная и корпоративная собственность |
Пользователи информации — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации перед их владельцами. Закон «Об информатизации...» в целом устанавливает, что: государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют:
• документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа (ч, 1 ст. 10);
• документированная информация с ограниченным доступом по
условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (ч. 2 ст. 10);
• конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 2);
• персональные данные о гражданах, включаемые в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской
Федерации, информационных ресурсов местного самоуправления, а
также получаемые и собираемые негосударственными организациями,
отнесены к категории конфиденциальной информации (ч. I ст. 11).
Из этого Закона следует, что:
• информация из любой области знаний и деятельности в принципе является открытой и общедоступной, если законодательством не
предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке;
категория «конфиденциальная информация» в соответствии с
понятием, приведенным выше из ст. 2 Закона, объединяет все виды защищаемой информации (тайн). Это относится и к государственным,
и к негосударственным информационным ресурсам. При этом исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне:
она к конфиденциальной информации не относится, а является со
ставной частью информации с ограниченным доступом (ч. 2 ст. 10 указанного Закона).
В соответствии с Законом объектом правовой охраны является только та информация, которая обладает следующими тремя атрибутами:
1)сведения неизвестны третьим лицам;
2) к получению этих сведений нет доступа на законном основании;
3) владелец информации предпринимал меры по защите конфиденциальности информации.
Практика информационной работы требует четкого разграничения информации на открытую и закрытую. Открытость информации — это возможность ее законного предоставления различным пользователям. Существуют три уровня открытости:
1) секретная информация — имеет значительные ограничения на
использование. Круг пользователей сильно ограничен;
2) конфиденциальная — информация для служебного пользования. Имеет ограничение на использование узким кругом лиц. В приме
нении к деятельности предприятий можно привести краткий список
конкретных тем, имеющих этот гриф:
• планы инвестиций предприятия;
• инвестиционные программы и их выполнение;
• имущественное и финансовое положение предприятия;
• сведения о партнерах и клиентах;
• состояние производства и структура цен и затрат;
• условия сделок и контрактов;
• методы изучения рынка;
3) открытая (публичная) информация — не имеет ограничений на
использование и представление.
Процесс маркетингового исследования. Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры.