Процесс маркетингового исследования. Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры.




ЛЕКЦИЯ 2. ПРИНЦИПЫИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Учебные вопросы:

Определение информации.

Маркетинг как объект правового регулирования.

Процесс маркетингового исследования.

 

1. Определение информации. Термин «информация» может использоваться в разных смыслах: в философском — это отражение бытия, в техническом — компьютерная терминология, обозначающая свойства сообщений, переносимых сиг­налами, а также результат осмысления содержания сообщений и доку­ментов на различных носителях.

Информация может быть классифицирована по источнику ее происхождения, по масштабу отражаемого объекта, по отраслям и сферам общественной жизни, по структурированности, по характеру носителя и т.д.

Работа с информацией представляет собой совокупность следую­щих этапов:

• сбор информации;

• обработка информации;

• хранение информации.

Сбор информации предусматривает получение сведений из различ­ных источников и различными способами. Сбор информации может происходить из внутренних и внешних источников в зависимости от по­ставленной задачи и потребностей управления. Методы сбора инфор­мации разработаны в социологии, достаточно полно освещены в специ­альной литературе и определяются исходя из конкретной ситуации.

Обработка информации осуществляется для подготовки ее к после­дующему анализу и основывается в основном на применении компью­терных технологий.

Для исследования информационных процессов, выявления роли и места информации в этих процессах необходимо иметь представление об информационной сфере — сфере обращения информации в государстве и Обществе. Законодательство России определяет информационную сферу как сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.

Рассмотрим информацию как некую совокупность данных, которые в целом могут дать ее получателю определенный ответ на интересующий его вопрос. На рис. 2. 1 представлена иерархическая пирамида знаний, показывающая место информации в естественном процессе приобретения знаний.

ЗНАНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ

РАЗНООБРАЗНЫЕ ДАННЫЕ

Рис. 2.1. Пирамида знаний

 

NB! Собранные данные должны быть правильно поняты и истолкованы, в противном случае их назначение и практическое использование теряют всякий смысл.

2. Маркетинг как объект правового регулирования. Развитие технологий породило революционные преобразования в информационной сфере. Информационные технологии стали доступны и получили распространение во многих областях человеческой деятель­ности. В результате информация и все, что связано с ее обработкой и об­ращением, стало особым предметом для бизнеса и социальных отноше­ний. По этой причине деятельность, связанная с информацией, ее обме­ном и использованием, выделилась в предмет правовых отношений.

Информационная деятельность всегда осуществляется в информа­ционной среде. Каждый раз, определяя намерения работать с инфор­мацией, требуется установить необходимые параметры источников, форм работы с ними, учесть специфику потребителя и результатов ра­боты. Предметом информационной деятельности является информа­ция в самом разном состоянии и формах, связанных с ее созданием, сбором, обработкой, передачей, распространением и использованием.

В настоящее время информация является мощным ресурсом жизне­деятельности и развития. С экономической точки зрения она — товар, объект рынка, коммерции. Поэтому возникла необходимость законода­тельно отрегулировать все аспекты информационной деятельности.

Информация может являться ресурсом разных субъектов: отдельного лица (гражданина), юридического лица, органа государственной власти или его подразделения, органов местного самоуправления, обществен­ных организаций и государства в целом. Эти субъекты производят и по­требляют информационные продукты в разных видах. В настоящее время особое значение приобретают вопросы корпоративного, межгосударст­венного и глобального интереса к информационным ресурсам.

Отдельные ас­пекты маркетинговой деятельности регламентируют следующие феде­ральные законы:

• Конституция РФ;

• «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите
прав потребителей» (от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ) — отношения субъек­
тов маркетинговой деятельности с потребителями;

• «О стандартизации» (от 10 июня 1993 г. № 5454-1), «О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров» (от 23 сентября 1992 г. № 3520-1) — отношения в сфере товар­
ной политики и продаж;

• «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О кон­
куренции и ограничении монополистической деятельности на товар­
ных рынках» (от 21 марта 2002 г.) — конкурентные отношения;

• «О рекламе» (от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ) — отношения в сфе­
ре рекламирования и продвижения продукции;

• «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г.
№ 5351-1) — отношения в области авторского права;

• «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (от 23 сен­
тября 1992 г. № 3523-1) — отношения в области программных продуктов;

• Патентный закон (от 23 сентября 1993 г. № 3517-1) — патентное
право;

• «Об информации, информатизации и защите информации» (от
20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ) — отношения в области обладания правом
на информацию, проведения маркетинговых исследований, получе­
ния, использования и распространения маркетинговой информации.

Последний закон представляет особый интерес для изучения принципов маркетинговых исследований. Он устанавливает правовые нормы в информационном законодательстве, регламентирующие от­ношения по поводу формирования и потребления информационных ресурсов, создания и применения информационных систем, инфор­мационных технологий и средств их обеспечения, защиты информа­ции и защиты отдельных граждан в условиях информатизации.

Данный Закон определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Проведение маркетинговых исследований обычно связано с пра­вовым регулированием получения и использования информации. От­ношениям по поводу создания и использования информационных ре­сурсов Закон посвящает отдельную главу. Он закрепляет обязанность государства по формированию информационных ресурсов и инфор­матизации через разработку и реализацию государственной политики в этой области. Политика должна быть направлена на создание усло­вий для равного, эффективного и качественного информационного обеспечения при решении задач социального и экономического разви­тия России.

Информационные ресурсы рассматриваются как элемент состава имущества и объект права собственности. Они могут быть как государ­ственными, так и негосударственными и находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного само­управления, организациям общественных объединений (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1. Формы собственности на информационные ресурсы

 

Вид информационных ресурсов Формы собственности
Правовая информация Государственная собственность
Социально-экономическая информация Государственная и корпоративная собственность
Информационные ресурсы СМИ Государственная и частная собственность
Научно-техническая информация Государственная, частная и корпоративная собственность

 

Пользователи информации — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и обществен­ные объединения обладают равными правами на доступ к государствен­ным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать необходи­мость получения запрашиваемой информации перед их владельцами. Закон «Об информатизации...» в целом устанавливает, что: государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют:

• документированная информация, отнесенная к категории ог­раниченного доступа (ч, 1 ст. 10);

• документированная информация с ограниченным доступом по
условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отне­сенную к государственной тайне, и конфиденциальную (ч. 2 ст. 10);

• конфиденциальная информация — документированная инфор­мация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законода­тельством Российской Федерации (ст. 2);

• персональные данные о гражданах, включаемые в состав феде­ральных информационных ресурсов, информационных ресурсов со­вместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской
Федерации, информационных ресурсов местного самоуправления, а
также получаемые и собираемые негосударственными организациями,
отнесены к категории конфиденциальной информации (ч. I ст. 11).

Из этого Закона следует, что:

• информация из любой области знаний и деятельности в прин­ципе является открытой и общедоступной, если законодательством не
предусмотрено ограничение доступа к ней в установленном порядке;

категория «конфиденциальная информация» в соответствии с
понятием, приведенным выше из ст. 2 Закона, объединяет все виды за­щищаемой информации (тайн). Это относится и к государственным,
и к негосударственным информационным ресурсам. При этом исклю­чение составляет информация, отнесенная к государственной тайне:
она к конфиденциальной информации не относится, а является со­
ставной частью информации с ограниченным доступом (ч. 2 ст. 10 ука­занного Закона).

В соответствии с Законом объектом правовой охраны является толь­ко та информация, которая обладает следующими тремя атрибутами:

1)сведения неизвестны третьим лицам;

2) к получению этих сведений нет доступа на законном основании;

3) владелец информации предпринимал меры по защите конфи­денциальности информации.

Практика информационной работы требует четкого разграниче­ния информации на открытую и закрытую. Открытость информа­ции — это возможность ее законного предоставления различным поль­зователям. Существуют три уровня открытости:

1) секретная информация — имеет значительные ограничения на
использование. Круг пользователей сильно ограничен;

2) конфиденциальная — информация для служебного пользова­ния. Имеет ограничение на использование узким кругом лиц. В приме­
нении к деятельности предприятий можно привести краткий список
конкретных тем, имеющих этот гриф:

• планы инвестиций предприятия;

• инвестиционные программы и их выполнение;

• имущественное и финансовое положение предприятия;

• сведения о партнерах и клиентах;

• состояние производства и структура цен и затрат;

• условия сделок и контрактов;

• методы изучения рынка;

3) открытая (публичная) информация — не имеет ограничений на
использование и представление.

Процесс маркетингового исследования. Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: