Структура и особенности научного текста.




 

Структура текста – внутренняя организация текста, характер взаимоотношений между его частями. Выявить структуру текста – значит выделить его части и определить способы, с помощью которых они вступают во взаимоотношения.

 

Семантические блоки и аспекты в структуре научных текстов

 

Веками складывающаяся форма научного общения ученых предопределила четкую структуру научных текстов. Научный текст обычно имеет иерархическую структуру. Как правило, в структуре научного текста можно выделить три семантических (смысловых) блока или три части: «Введение», «Основная часть» и «Заключение». Каждая из этих четей, в свою очередь, состоит из более мелких частей, фрагментов – аспектов содержания.

Аспект содержания - это относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством. Например: «Цель, результат, выводы, методы». Аспект может быть выражен в тексте одним или несколькими предложениями, а иногда и несколькими абзацами.

Наиболее часто структура научных текстов включает следующие аспекты, распределенные по трем семантическим блокам:

 

ВВЕДЕНИЕ

- актуальность проблемы

- известный вариант решения

- недостатки известного варианта решения

- целевая установка или цель работы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- предлагаемый вариант решения проблемы или предмет рассмотрения

- особенность предлагаемого варианта решения проблемы или предмета рассмотрения

- место исследования

- время исследования

- область применения (назначение) ~ методы исследования

- оборудование или технические средства

- примеры

- наглядное представление информации

- математический аппарат

- экспериментальная проверка

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- выводы

- результаты

- преимущества

- рекомендации.

Это достаточно полный, но не исчерпывающий перечень аспектов. Он наиболее характерен для текстов в области точных наук и техники (научно-технических текстов). В каждом реальном, конкретном тексте количество и порядок следования аспектов может сильно варьироваться, изменяться.

Таким образом, аспектная структура («аспектная сетка») текста – отражает саму логику исследования (разработки) – вначале изучается состояние вопроса – что уже сделано, достигнуто в данной области, чем достигнутое не удовлетворяет требованиям нового этапа развития теории или практики, что предлагается, какие выводы и результаты вытекают из проведенного исследования.

Следует подчеркнуть, что научные тексты не только характеризуются четкой структурой (семантический блок-аспекты), но и наличием у каждого аспекта своих, только ему присущих формальных признаков (маркеров).

 

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья)

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

1. Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

4. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу

 

Лексические

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов.

Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: