Кольцевая композиция романа




Композиция цикла стихов напоминает композицию романа, который построен по принципу контрапункта.

Контрапункт – это объединение относительно независимых сюжетных линий, которые сходятся и расходятся между собой и развиваются с разной скоростью.
Принцип контрапункта дает возможность художнику слова отразить картину дисгармонии мира. Но Пастернак нашёл форму не только романного, но и поэтического контрапункта в цикле «Стихи Юрия Живаго». Казалось бы, отдельно развиваются евангельская тема, линия любви, изменения в природе, но в поэзии контрапункт отражает не только общий распад, а и обновляет нарушенную целостность мира. Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, выстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Идея гармонии в противовес разорванным связям очень важна для автора.

Сравните с текстом в романе: «Он еще с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать…»

 

· Что такое контрапункт?

· Из каких частей состоит роман?

· В чем особенности композиции романа и как она помогает раскрыть

важнейшие проблемы романа?

6. «Спор нельзя решать железом…» - роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Как духовное завещание автора

А теперь обратимся к главной теме, к поэтике романа и посмотрим, как, из каких «кирпичиков» строит свой роман Пастернак, как выражает дорогие для себя мысли

· Перечитайте отрывки из ч. 11, гл 4

«Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди - открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая.

…Они приближались и были уже близко. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты первокурсники и гимназисты восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья?

… Все его сочувствие было на стороне героически гибнувших детей.

…Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно, Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.

На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул ее наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли.

Бумажка содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника от повторения к повторению. Отрывки церковно-славянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: "Живые помощи". Стих псалма: "Не убоишися... от срелы летящия во дни (днем)" превратился в слова ободрения: "Не бойся стрелы летящей войны". "Яко позна имя мое", - говорит псалом. А грамотка: "Поздно имя мое". "С ним есмь в скорби, изму его..." стало в грамотке "Скоро в зиму его".

Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

… От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. "Зачем я убил его?" - подумал доктор.

Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: Сережа Ранцевич, - имя и фамилия убитого.

Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились

на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».

…Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных

Не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых

Прикалывали на поле.

· На чьей стороне было сочувствие доктора?

· Что автор подчеркивает в описании белых?

· В чем символичность находки доктора - извлечения из девяностого псалма –

грамотки, найденной и у воина – красноармейца, и у представителя белой армии?

· Каково отношение автора к братоубийственной войне? К какому выводу подводит читателя Пастернак, какая мысль ему особенно дорога? В чем мысли Пастернака совпадают с позицией Волошина. Цветаевой, Булгакова?

Вывод: «Где свой, где чужой?» - вопрошала в своем стихотворении М.Цветаева.

Булгаков в романе «Белая гвардия» попытался занять объективную позицию - встать «над схваткой». Максимилиан Волошин в стихотворении «Гражданская война» утверждал:

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула… Шолохов в романе «Тихий Дон» призывал: «Не осудите братья брата…». Продолжая традиции русской классики, Пастернак говорит о ценности каждой человеческой жизни, о том, что у белых и у красных общие нравственные, христианские традиции. Братоубийственная война, когда «озверение воюющих к этому времени достигло предела» (ч. 11, гл. 4), «человеческие законы цивилизации кончились…» (ч. 13, гл. 2), «во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9) – безнравственна, противоречит законам жизни, христианской морали.

"Зачем я убил его?"- задает себе вопрос главный герой романа. «Зачем русские люди убивают друг друга?» - спрашиваем мы вслед за автором.

· Перечитайте стихотворение «Гефсиманский сад» из 17ч. романа «Стихи Юрия Живаго»:

ГЕФСИМАНСКИЙ САД
Мерцаньем звезд далеких безразлично

Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".


И лишь сказал, неведомо откуда

Толпа рабов и скопище бродяг,

Огни, мечи и впереди - Иуда
С предательским лобзаньем на устах.


Петр дал мечом отпор головорезам

И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.


Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".

· Что такое Гефсима́ния, Гефсима́нский сад?

· Какое средство художественной выразительности и с какой целью применил автор в строках «Мерцаньем звезд далеких безразлично //Был поворот дороги озарен»?

· Как вы понимаете строки «Седые серебристые маслины// Пытались вдаль по воздуху шагнуть»? Какой вид тропа использует здесь автор?

· Для чего, по мнению автора, Иисус «отказался без противоборства,//Как от вещей, полученных взаймы…»

· Почему он решил быть «теперь, как смертные, как мы»?

· В каких строках, по – вашему, выражена главная мысль?

· Какую мысль Пастернак хотел подчеркнуть в последней строфе?

· Что объединяет отрывок из ч.4. гл 11в прозе и стихотворение «Гефсиманский сад»? Как соотносятся проза и стихи в романе?

Историческая справка:

Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים‎, гат шманим; арам. גת שמנא, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.

Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад (47 x 50 м) в Гефсимании, традиционно почитается как место моления Иисуса Христа в ночь ареста. Здесь растут восемь очень древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. В евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.
Вывод: Гефсиманский сад – это место размышлений Христа о людях, о мире и своей Божьей обречённости, место, где в минуту замешательства, слабости он обратился к Богу «…чтоб эта чаша смерти меня миновала…». Сравните со строками из первого стихотворения цикла «Стихи Юрия Живаго» «Гамлет»:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронести

Чаша смерти - открытая евангельская реминисценция: “Да минует меня чаша сия!” Слова из молитвы Христа в Гефсиманском саду перед тем, “как возложили руки на Иисуса Христа и взяли его. И отошед немного, пал на Лице Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия»” (Мф. 26, 39).

Инверсия «звезд далеких» и наречие «безразлично», олицетворение «Седые серебристые маслины //Пытались вдаль по воздуху шагнуть…» создают пространственную картину стихотворения. Сравнительный оборот «И был теперь, как смертные, как мы» позволяет говорить о муках и сомнениях Христа, который своим примером хочет подбодрить своих учеников, решает «в добровольных муках в гроб сойти» во имя веры и спасения людей. Главная же мысль стихотворения заключена в строках:

Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек
.
Так звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Христос говорит, что «Спор нельзя решать железом»; и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину.

Об этом же и свидетельствует прозаическая часть романа - ч.4. гл.11. – «Зачем я убил его?». Это тоже призыв «вложить свой меч» как недостаточный аргумент для решения споров и выяснения истины.

Цикл «Стихи Юрия Живаго», в который и входит стихотворение «Гефсиманский сад» – это свидетельство его размышлений о своем времени и о себе. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную кольцевую композицию: открывается книга стихотворений стихотворением «Гамлет» - темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается стихотворением «Гефсиманский сад» - темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Духовные, социальные, природные связи, которые не могли объединиться в романе, выстраиваются в «Стихах Юрия Живаго». Центральным же образом книги является образ горящей свечи, той свечи, с которой Живаго начался как поэт

Попробуйте самостоятельно соотнести следующие отрывки прозы и поэзии

с важными для автора проблемами и мыслями:

Проза Поэзия Гл 17. «Стихи Юрия Живаго» Тема
«Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. "Свеча горела на столе. Свеча горела..." - шептал Юра про себя начало чего-то смутного неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения…» Ч.3, гл.10 Стих. 15 «Зимняя ночь» Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Тема творчества как божьего света
“Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног...” (часть 12, гл. 9) Стих. 17. «Свидание» Деревья и ограды Уходят вдаль, во мглу, Одна средь снегопада Стоишь ты на углу Образ женщины как «самого недосягаемыого и сложного из всего, что мог себе представить Юра»
«Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы... вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества». (ч. 9, гл. 7) Стих 22. «Дурные дни» И темными силами храма Он отдан подонкам на суд, И с пылкостью тою же самой, Как славили прежде, клянут Человек и история, человек и власть


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: