Тема: Изонить
Цель: расширить представление об искусстве изонити, формировать понятие о получении узоров переплетения нитей, учить выполнять переплетение окружности; воспитывать терпение и трудолюбьие
Ход урока
1. Беседа на тему «Иголочка-волшебница»
В процессе беседы актуализирует знания детей об искусстве изонити, приобретенные в III классе. Демонстрируются изделия и их изображения в технике изонити (в учебном пособии на с. 44 представлены фотографии нескольких детских работ).
- Какие материалы используются и какими инструментами нужно пользоваться?
2. Актуализация знаний
- Вспомните технологию переплетения угла рамочки. Проведите аналогии и определить различия между техникой переплетения края основы и выполнением узоров в центре основы. Отмечается, что способы получения узора в обоих случаях одинаковы.
3. Составляется последовательность изготовления панно в технике
изонити.
Акцентируется внимание на правилах безопасной работы с циркулем, шилом, иглой. Объясняется последовательность разметки рисунка и подготовки основы для переплетения окружности. Демонстрируется последовательность переплетения окружности. Объясняется и показывается на примерах зависимость готового узора от длины стежков, которыми переплетают окружность.
4. Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся размечают окружность на изнаночной стороне основы (картон размером 15X15 см). Проведя две перпендикулярные линии через центр окружности, делят ее на четыре равные части. Далее деление окружности на части можно выполнить при помощи треугольника. Треугольник с углами 45° позволит разделить окружность на 8 частей, а треугольник с углами 30° и 60° — на 12 частей. Дальнейшее деление окружности следует проводить на глаз. Таким образом, получается окружность, разделенная на 16 или 24 части. Затем в местах деления окружности прокалываются отверстия. Работа выполняется только на подкладной доске.
|
На равные части окружность можно разделить при помощи циркуля. Деление на три равные части производится следующим образом. Раствор циркуля равен радиусу окружности. Иглу циркуля устанавливают в точку пересечения окружности и одной из центровых линий проводят дугу, пересекающую окружность в двух точках (рис. 55). Для деления окружности на б равных частей аналогичные действия выполняют на второй точке пересечения центровой линии с окружностью (рис. 56).
Выполнив действия на всех 4 точках пересечения центровых линий и
окружности, получим деление на 12 равных частей (рис. 57).
Учащиеся подготавливают иголку с ниткой, завязывают узелок. Чтобы получить большой узелок, который не будет проходить в отверстие на основе, надо обмотать ниткой указательный
палец три раза, скрутить нить, снять ее с пальца и затянуть узелок. Выполняют переплетение окружности. В начале работы следует запомнить количество пропущенных отверстий между двумя концами стежка. Это может помочь в дальнейшей работе, пока учащиеся не поймут принцип выполнения переплетения. Схема выполнения переплетения представлена на с. 45 учебного пособия.
Учащиеся контролируют правильность переплетения на изнаночной стороне работы. На изнаночной стороне должны присутствовать только небольшие стежки, повторяющие линию окружности и появляющиеся последовательно в одном направлении. Пересечения нитей на изнаночной стороне быть не должно.
|
После окончания работы, или когда закончилась рабочая нить, ее закрепляют: на изнаночной стороне иголкой поддевают предыдущий стежок, несколько раз продевают нитку в образовавшуюся петлю и затягивают.
При смене рабочей нитки могут возникнуть трудности с поиском места выполнения последнего стежка. Следует подсказать учащимся, что последняя нитка всегда самая верхняя и ее легко найти, аккуратно подцепив иголкой.
Важно, чтобы дети поняли принцип образования узора: на лицевой стороне стежки идут туда и обратно пересекаясь, продвигаясь по изнаночной стороне на одно отверстие вперед.
После выполнения переплетения учащиеся анализируют изделия с 2—3 слоями ниток, определяют различия. Подбирают нитки и выполняют второй слой переплетения на своей основе.
5. Подведение итогов урока.
6. Выставка и анализ выполненных работ.
Тема: Моделирование в технике изонити
Цель: учить составлять узоры на основании освоенных приёмов переплетения нитей в технике изонити; продолжить формирование навыков получения узоров путем переплетения нитей; воспитывать терпение и трудолюбие
Ход урока
1. Беседа на тему «Иголочка-волшебница»
В процессе беседы актуализирует знания детей об искусстве изонити, приобретенные в III классе. Демонстрируются изделия и их изображения в технике изонити (в учебном пособии на с. 44 представлены фотографии нескольких детских работ).
- Какие материалы используются и какими инструментами нужно пользоваться?
|
2. Актуализация знаний
- Вспомните технологию переплетения угла рамочки. Проведите аналогии и определить различия между техникой переплетения края основы и выполнением узоров в центре основы. Отмечается, что способы получения узора в обоих случаях одинаковы.
3. Составляется последовательность изготовления панно в технике изонити.
Акцентируется внимание на правилах безопасной работы с циркулем, шилом, иглой. Объясняется последовательность разметки рисунка и подготовки основы для переплетения окружности. Демонстрируется последовательность переплетения окружности. Объясняется и показывается на примерах зависимость готового узора от длины стежков, которыми переплетают окружность.
4. Практическая работа
В ходе практической работы учащиеся размечают окружность на изнаночной стороне основы (картон размером 15X15 см). Проведя две перпендикулярные линии через центр окружности, делят ее на четыре равные части. Далее деление окружности на части можно выполнить при помощи треугольника. Треугольник с углами 45° позволит разделить окружность на 8 частей, а треугольник с углами 30° и 60° — на 12 частей. Дальнейшее деление окружности следует проводить на глаз. Таким образом, получается окружность, разделенная на 16 или 24 части. Затем в местах деления окружности прокалываются отверстия. Работа выполняется только на подкладной доске.
На равные части окружность можно разделить при помощи циркуля. Деление на три равные части производится следующим образом. Раствор циркуля равен радиусу окружности. Иглу циркуля устанавливают в точку пересечения окружности и одной из центровых линий проводят дугу, пересекающую окружность в двух точках (рис. 55). Для деления окружности на б равных частей аналогичные действия выполняют на второй точке пересечения центровой линии с окружностью (рис. 56).
Выполнив действия на всех 4 точках пересечения центровых линий и окружности, получим деление на 12 равных частей (рис. 57).
Учащиеся подготавливают иголку с ниткой, завязывают узелок. Чтобы получить большой узелок, который не будет проходить в отверстие на основе, надо обмотать ниткой указательный палец три раза, скрутить нить, снять ее с пальца и затянуть узелок. Выполняют переплетение окружности. В начале работы следует запомнить количество пропущенных отверстий между двумя концами стежка. Это может помочь в дальнейшей работе, пока учащиеся не поймут принцип выполнения переплетения. Схема выполнения переплетения представлена на с. 45 учебного пособия.
Учащиеся контролируют правильность переплетения на изнаночной стороне работы. На изнаночной стороне должны присутствовать только небольшие стежки, повторяющие линию окружности и появляющиеся последовательно в одном направлении. Пересечения нитей на изнаночной стороне быть не должно.
После окончания работы, или когда закончилась рабочая нить, ее закрепляют: на изнаночной стороне иголкой поддевают предыдущий стежок, несколько раз продевают нитку в образовавшуюся петлю и затягивают.
При смене рабочей нитки могут возникнуть трудности с поиском места выполнения последнего стежка. Следует подсказать учащимся, что последняя нитка всегда самая верхняя и ее легко найти, аккуратно подцепив иголкой.
Важно, чтобы дети поняли принцип образования узора: на лицевой стороне стежки идут туда и обратно пересекаясь, продвигаясь по изнаночной стороне на одно отверстие вперед.
После выполнения переплетения учащиеся анализируют изделия с 2—3 слоями ниток, определяют различия. Подбирают нитки и выполняют второй слой переплетения на своей основе.
5. Подведение итогов урока.
6. Выставка и анализ выполненных работ.
Тема: Раздел «Изготовление изделий из бумаги и картона» Моделирование в технике оригами
Цель: совершенствовать умения сгибать бумагу; учить изготавливать динамические фигурки способом многократного сгибания; воспитывать трудолюбие
Ход урока
1. Актуализация знаний
- Что вам известно об искусстве складывания фигурок из бумаги?
- Какие фигурки складывали в предыдущих классах?
- Какие фигурки научились складывать самостоятельно?
- Для того, чтобы легче было работать, составляют последовательность складывания фигурки, которая представляет собой ряд рисунков, иллюстрирующих каждое действие. Условные обозначения в виде стрелок, линий сгибов показывают, как необходимо преобразовывать лист бумаги.
2.Повторение пройденного
- Какие условные обозначения вы знаете?
- На с. 48 учебного пособия нарисованы некоторые условные обозначения, объясните значение каждого знака.
- На первом форзаце учебного пособия разъяснены условные обозначения, которые будут встречаться на схемах складывания в IV классе.
3. Основные правила сгибания бумаги
Учитель напоминает основные правила сгибания бумаги, обращает внимание учащихся на необходимость точного совмещения углов и сторон при сгибании бумаги, выполнения четкой линии сгиба.
- Что необходимо для получения четкой линии сгиба? Рассказывают, как ею пользоваться.
- Из какой базовой формы вы складывали фигурки в III классе?
- На данном уроке мы познакомимся с базовой формой «птица», которая складывается как продолжение базовой формы «квадрат». Базовую форму «квадрат» складывали во II классе, на ее основе изготавливались коробочки.
4. Практическая работа
В ходе выполнения практической работы на уроке учащиеся сгибают из квадратного листа бумаги базовую форму «птица» и на ее основе вместе с учителем складывают фигурку журавлика, машущего крыльями.
Последовательность складывания базовой формы «птица»
1. Сложить квадрат пополам по диагонали.
2. Сложить треугольник пополам. Линия сгиба расположена вертикально.
3. Загнуть один угол вверх, совмещая стороны. Отогнуть угол в первоначальное положение.
4. Раскрыть кармашек по намеченным линиям сгиба так, чтобы образовался небольшой квадрат.
5. Перевернуть фигурку на другую сторону.
6. Раскрыть кармашек так, чтобы образовался небольшой квадрат. Получилась базовая форма «квадрат».
7. Спереди согнуть две верхние стороны к центральной линии.
8. Перегнуть (согнуть и отогнуть) вверх нижний треугольник.
9. Отогнуть согнутые стороны.
10.Тянуть вниз один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям. Две долины должны стать горами.
11. Проверить результат и повторить действия 7—10 с обратной стороны бумаги.
12.Базовая форма «птица» готова.
Последовательность складывания фигурки «Журавлик»
1. Повернуть базовую форму «птица». Два расходящихся узких треугольника внизу.
2. Согнуть правый треугольник так, чтобы его внутренний край совпал с горизонтальной линией. Отогнуть треугольник и вогнуть внутрь по намеченным линиям. Получился хвост.
3. Сделать левый треугольник вдвое тоньше — спереди и сзади согнуть его края к центральной линии.
4. Вогнуть левый треугольник внутрь. Вершину направить немного вверх. Получилась шея.
5. Небольшой уголок вогнуть внутрь. Получилась головка журавлика.
6. С двух сторон фигурки перегнуть крылья вниз до упора.
7. Фигурка журавлика готова. Чтобы он начал махать крыльями, необходимо держать фигурку за грудку и потягивать за хвостик.
В процессе работы можно рассказать детям историю фигурки «Журавлик». В двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, рассказывается как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Японцы с любовью и тщательностью складывали журавликов на протяжении как минимум двух сотен лет.
В 1797 году в Киото была издана книга «Сембацуру ориката» — складывание тысячи журавлей. В ней приводились различные варианты складывания пар и гирлянд журавлей из одного квадрата бумаги. С тех пор к традиционным вариантам прибавилось много авторских разработок.
Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение — символа мира. Многие взрослые помнят историю Садако Сасаки — девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желаний надо было свернуть тысячу фигурок. Она успела сделать 644 журавлика... Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки.
Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить тысячу фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее...
5. Оформление готовой фигурки
После выполнения складывания учащиеся оформляют готовую фигурку.
6. Подведение итогов урока.
7. Выставка и анализ выполненных работ