История – 18
Часть 1.
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Медный бунт
2) восстание Уотта Тайлера
3) восстание под предводительством К. Булавина
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ | |||
А) начало Второй мировой войны Б) окончание Крымской войны В) начало Крестьянской войны Степана Разина Г) окончание монголо-татарского ига | 1) 1380 г. 2) 1147 г. 3) 1480 г. 4) 1939 г. 5) 1856 г. 6) 1670 г. | |||
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Появление всех их в России, кроме двух, относится к царствованию Александра II.
1) земская управа; 2) коллегии; 3) временнообязанные крестьяне; 4) суд присяжных; 5) отходничество; 6) мировой судья.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название учреждения, о созыве которого идёт речь.
«Депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого), от дворян (по одному от уезда), от купцов (по одному от города), а также от государственных крестьян и казаков (по одному от провинции). Крепостные крестьяне, составлявшие более половины всего крестьянства, избирательного права не имели... В июле 1767 года в Московском Кремле собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест... Проработав полтора года и не приняв никаких решений, депутаты были «временно» распущены в связи с начавшейся русско-турецкой войной».
|
Ответ: ________________________
5. Установите соответствие между общественными силами» течениями и позициями, ими защищаемыми.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ТЕЧЕНИЯ | ПОЗИЦИИ | |
А) славянофилы Б) анархисты В) декабристы Г) социал-демократы | 1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло 6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ
А) «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошёл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…»
|
Б) «Новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода Мстиславича; посадили его в епископский двор с женой, детьми и тёщей, месяца мая 28, и, стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ещедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чём обвиняли его: 1) не бережёт смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые события произошли в IX в.
2) Александр Невский в XIII в. княжил в городе, в котором происходили описываемые события.
3) Описываемые события происходили с период политической раздробленности Древнерусского государства.
4) Современником описываемых событий был Ярослав Мудрый.
5) События, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства.
6) Описываемые события произошли в XI в.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) С. М. Соловьёв
2) М. Н. Ермолова
|
3) А. А. Ханжонков
4) В. О. Ключевский
5) С. П. Дягилев
6) Н. М. Карамзин
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ битва началась с наступления германских войск, согласно подготовленной немецким командованием операции «Цитадель».
Б) ______________ конференция проходила в 1943 г., в ходе переговоров обсуждались вопросы открытия второго фронта.
В) ______________ операция советских войск носила кодовое название «Багратион».
Пропущенные элементы:
1) Тегеранская
2) Белорусская
3) Ржевская
4) Московская
5) Сталинградская
6) Курская
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
9. Установите соответствие между событиями внешней политики и именами царей: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
СОБЫТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | ИМЕНА ЦАРЕЙ | ||||
А) русско-японская война Б) подписание Парижского мирного договора В) Великое посольство Г) Ливонская война | 1) Иван Грозный 2) Александр II 3) Пётр I 4) Александр III 5) Николай II | ||||
А | Б | В | Г | ||
10. Прочтите отрывок из политической речи и укажите фамилию автора.
«Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны, какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.
Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же».
Ответ: ________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Елизавета I Тюдор
2) император Александр I
3) А. Д. Меншиков
4) М. М. Сперанский
5) 1558−1603 гг.
6) 1741−1761 гг.
7) 1762−1796 гг.
8) А. И. Желябов
9) 1613−1645 гг.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
12. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и политического деятеля.
«Положение становилось грозным. Правительство, министры земледелия и продовольствия — Шингарёв и Пешехонов — беспомощно взывали «к разуму и совести земледельцев. Петроградский и Московский советы рабочих и солдатских депутатов, видя, что продовольственные органы бессильны справиться с надвигающимся бедствием, каждый порознь, решили послать своих эмиссаров во все хлебородные губернии, поручив им выяснить наличные запасы на местах и самыми решительными мерами организовать подвоз к станциям и пристаням. В свою очередь, армейские войсковые комитеты организовали свои комиссии для той же цели. Все эти обособленные, не раз самочинные действия вносили ещё большую путаницу в план заготовок и подвоза.
В конечном результате, воззванием, обнародованным 29 августа, правительство констатировало чрезвычайно тяжёлое положение страны: правительственные запасы беспрерывно уменьшаются; «города, целые губернии и даже фронт терпят острую нужду в хлебе, хотя его в стране достаточно»; многие не сдали даже прошлогоднего урожая, многие агитируют, запрещают другим выполнять свой долг... Правительство, с целью «предотвратить грозящую родине смертельную опасность», вновь увеличило твёрдые цены, угрожало применением крайних мер воздействия против ослушников, и вновь обещало принять меры к нормировке цен и распределению предметов, нужных деревне».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) события, описанные в отрывке, происходили в 1917 г.
2) правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили описанные события
3) события, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России
4) автор воспоминаний констатирует беспомощность правительства в решении продовольственной проблемы
5) правительство пыталось организовать сдачу земледельцами хлеба исключительно на добровольных началах
6) в названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики
13. Назовите российского монарха, в чьё правление велась война, события которой обозначены на схеме.
Ответ: ____________
14. Укажите название государства, действия войск которого обозначены
в легенде схемы цифрой «2».
Ответ: _______________
15. Укажите город, обозначенный на схеме цифрой «6».
Ответ: _____________
16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «1» в легенде схемы обозначены действия войск под командованием Сигизмунда II Августа.
2) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «3» и «4», были утрачены Российским государством по итогам войны, которой посвящена схема.
3) Цифрой «7» на схеме обозначено место подписания Столбовского мира со Швецией.
4) На схеме обозначено государство, прекратившее своё существование
в результате войны, которой посвящена схема.
5) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», является столицей современного государства –
6)члена СНГ.
6) Цифрой «8» на схеме обозначен город, не входивший в состав Российского государства на момент начала войны, которой посвящена схема.
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
А) Летний дворец в с. Коломенском Б) «Капитанская дочка» В) «Чапаев» Г) «Домострой» | 1) Автором данного творения является великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. 2) Этот советский кинофильм посвящен событиям Гражданской войны. 3) Данное творение создано в XV в. 4) Данное произведение посвящено событиям Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. 5) Автор данного произведения входил в состав Избранной Рады. 6) Этот памятник был создан в правление Алексея Михайловича. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
18. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Памятник русского литейного искусства, представленный в нижнем правом углу почтового блока, был создан в XVII в.
2) Почтовый блок выпущен в честь события, произошедшего в период, когда столицей Российского государства была Москва.
3) На почтовом блоке изображён храм – место коронации русских царей
и императоров.
4) Все архитектурные сооружения, представленные на почтовом блоке, были сооружены при одном и том же правителе.
5) В левом нижнем углу почтового блока изображён памятник русского литейного искусства, созданный мастером Андреем Чоховым.
19. Какие памятники возведены в городе, которому посвящён данный почтовый блок? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники.
Часть 2.
Прочтите отрывок из законодательного акта.
«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш <…>, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тоже мужеска пола нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затверждён… ибо …блаженный и вечно достойный памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил… дважды отменял, усматривая достойного наследника, …перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука, уже венчанного, и отдал сыну его наследство…
В таком же рассуждении, в …1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однако ж отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию Божиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определённому, видя какое (его) непотребство, вновь отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия сей наш устав пред Богом и его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен или иначе как толковать станет, тот за изменника почтён, смертной казни и церковной клятве подлежать будет».
20. Укажите десятилетие, когда был принят этот акт. Назовите монарха, издавшего этот акт. Назовите сына упомянутого в тексте великого князя Ивана Васильевича, которому он «отдал наследство».
21. Назовите закон 1714 г., о котором идёт речь в отрывке. Приведите норму закона 1714 г., на которую указывает автор в данном отрывке. Какое право получил «правительствующий государь» согласно данному законодательному акту? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
22. Назовите одно любое последствие издания этого акта. Назовите императора, при котором право «правительствующего государя», установленное данным актом, было отменено. Разъясните порядок, пришедший на смену этому праву «правительствующего государя».
23. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси шла война между членами московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен? Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Славянофилы являлись приверженцами консерватизма».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1425—1505 гг.;
2) 1762—1796 гг.;
3) 1941—1943 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений) |
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.