Прочтите отрывок из законодательного акта.




История – 18

Часть 1.

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) Медный бунт

2) восстание Уотта Тайлера

3) восстание под предводительством К. Булавина

     

 

2. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и годами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

СОБЫТИЯ   ГОДЫ
А) на­ча­ло Вто­рой ми­ро­вой войны Б) окон­ча­ние Крым­ской войны В) на­ча­ло Кре­стьян­ской войны Сте­па­на Разина Г) окон­ча­ние монголо-татарского ига   1) 1380 г. 2) 1147 г. 3) 1480 г. 4) 1939 г. 5) 1856 г. 6) 1670 г.
         
А Б В Г
       

 

3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Появление всех их в России, кроме двух, относится к царствованию Александра II.

1) земская управа; 2) коллегии; 3) временнообязанные крестьяне; 4) суд присяжных; 5) отходничество; 6) мировой судья.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

   

 

4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название учреждения, о созыве которого идёт речь.

«Депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого), от дворян (по одному от уезда), от купцов (по одному от города), а также от государственных крестьян и казаков (по одному от провинции). Крепостные крестьяне, составлявшие более половины всего крестьян­ства, избирательного права не имели... В июле 1767 года в Московском Кремле собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест... Проработав полтора года и не приняв никаких решений, депутаты были «временно» распущены в связи с начавшейся русско-турецкой войной».

Ответ: ________________________

 

5. Установите соответствие между общественными силами» течениями и позициями, ими защищаемыми.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ТЕЧЕНИЯ   ПОЗИЦИИ
А) славянофилы Б) анархисты В) декабристы Г) социал-демократы   1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло 6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ

А) «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошёл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…»

Б) «Новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода Мстиславича; посадили его в епископский двор с женой, детьми и тёщей, месяца мая 28, и, стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ещедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чём обвиняли его: 1) не бережёт смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых…»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события произошли в IX в.

2) Александр Невский в XIII в. княжил в городе, в котором происходили описываемые события.

3) Описываемые события происходили с период политической раздробленности Древнерусского государства.

4) Современником описываемых событий был Ярослав Мудрый.

5) События, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства.

6) Описываемые события произошли в XI в.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

7. Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) С. М. Соловьёв

2) М. Н. Ермолова

3) А. А. Ханжонков

4) В. О. Ключевский

5) С. П. Дягилев

6) Н. М. Карамзин

     

 

8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

А) ______________ битва на­ча­лась с на­ступ­ле­ния гер­ман­ских войск, со­глас­но под­го­тов­лен­ной не­мец­ким ко­ман­до­ва­ни­ем опе­ра­ции «Цитадель».

Б) ______________ кон­фе­рен­ция про­хо­ди­ла в 1943 г., в ходе пе­ре­го­во­ров об­суж­да­лись во­про­сы от­кры­тия вто­ро­го фронта.

В) ______________ операция советских войск но­си­ла ко­до­вое на­зва­ние «Багратион».

Пропущенные элементы:

1) Тегеранская

2) Белорусская

3) Ржевская

4) Московская

5) Сталинградская

6) Курская

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В
     

 

9. Установите соответствие между событиями внешней полити­ки и именами царей: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

СОБЫТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМЕНА ЦАРЕЙ
А) русско-японская война Б) подписание Парижского мирного договора В) Великое посольство Г) Ливонская война 1) Иван Грозный 2) Александр II 3) Пётр I 4) Александр III 5) Николай II
А Б В Г  
         
           

 

10. Прочтите от­ры­вок из по­ли­ти­че­ской речи и ука­жи­те фа­ми­лию автора.

«Какая, господа, разница, теперь, на 27-м ме­ся­це войны, разница, ко­то­рую осо­бен­но за­ме­чаю я, про­вед­ший не­сколь­ко ме­ся­цев этого вре­ме­ни за границей. Мы те­перь перед но­вы­ми трудностями, и труд­но­сти эти не менее слож­ны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед ко­то­ры­ми мы сто­я­ли вес­ной про­шло­го года. Пра­ви­тель­ству по­на­до­би­лись ге­ро­и­че­ские сред­ства для того, чтобы бо­роть­ся с общим рас­строй­ством на­род­но­го хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м ме­ся­це войны, какими были на 10-м и ка­ки­ми были на первом. Мы по-прежнему стре­мим­ся к пол­ной победе, по-прежнему го­то­вы нести не­об­хо­ди­мые жерт­вы и по-прежнему хотим под­дер­жи­вать на­ци­о­наль­ное единение. Но я скажу открыто: есть раз­ни­ца в положении. Мы по­те­ря­ли веру в то, что эта власть может нас при­ве­сти к победе... (голоса: "Верно"), ибо по от­но­ше­нию к этой вла­сти и по­пыт­ки исправления, и по­пыт­ки улучшения, ко­то­рые мы тут предпринимали, не ока­за­лись удачными.

Когда вы целый год ждете вы­ступ­ле­ния Румынии, на­ста­и­ва­е­те на этом выступлении, а в ре­ши­тель­ную ми­ну­ту у вас не ока­зы­ва­ет­ся ни войск, ни воз­мож­но­сти быст­ро под­во­зить их по един­ствен­ной уз­ко­ко­лей­ной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упус­ка­е­те бла­го­при­ят­ный мо­мент на­не­сти ре­ши­тель­ный удар на Балканах, – как вы на­зо­ве­те это: глу­по­стью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, во­пре­ки нашим не­од­но­крат­ным на­ста­и­ва­ни­ям (…) на­ме­рен­но тор­мо­зит­ся дело, и по­пыт­ка ум­но­го и чест­но­го ми­ни­стра решить, хотя бы в по­след­нюю минуту, во­прос в бла­го­при­ят­ном смыс­ле кон­ча­ет­ся ухо­дом этого ми­ни­стра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, поль­зу­ет­ся нашим промедлением, – то это: глу­пость или измена? (голоса слева: "Измена"). Вы­би­рай­те любое. По­след­ствия те же».

Ответ: ________________

 

11. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Пропущенные элементы:

1) Ели­за­ве­та I Тюдор

2) им­пе­ра­тор Александр I

3) А. Д. Меншиков

4) М. М. Сперанский

5) 1558−1603 гг.

6) 1741−1761 гг.

7) 1762−1796 гг.

8) А. И. Желябов

9) 1613−1645 гг.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

 

12. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и по­литического деятеля.

«Положение становилось грозным. Правительство, ми­нистры земледелия и продовольствия — Шингарёв и Пешехонов — беспомощно взывали «к разуму и совести зем­ледельцев. Петроградский и Московский советы рабочих и солдатских депутатов, видя, что продовольственные органы бессильны справиться с надвигающимся бедствием, каж­дый порознь, решили послать своих эмиссаров во все хле­бородные губернии, поручив им выяснить наличные запа­сы на местах и самыми решительными мерами организо­вать подвоз к станциям и пристаням. В свою очередь, армейские войсковые комитеты организовали свои комис­сии для той же цели. Все эти обособленные, не раз само­чинные действия вносили ещё большую путаницу в план заготовок и подвоза.

В конечном результате, воззванием, обнародованным 29 августа, правительство констатировало чрезвычайно тя­жёлое положение страны: правительственные запасы беспре­рывно уменьшаются; «города, целые губернии и даже фронт терпят острую нужду в хлебе, хотя его в стране достаточ­но»; многие не сдали даже прошлогоднего урожая, многие агитируют, запрещают другим выполнять свой долг... Пра­вительство, с целью «предотвратить грозящую родине смер­тельную опасность», вновь увеличило твёрдые цены, угро­жало применением крайних мер воздействия против ослуш­ников, и вновь обещало принять меры к нормировке цен и распределению предметов, нужных деревне».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) события, описанные в отрывке, происходили в 1917 г.

2) правительство, о котором идёт речь в воспоминаниях, было свергнуто в том же году, когда происходили опи­санные события

3) события, описанные в отрывке, происходили в условиях Гражданской войны между белыми и красными в России

4) автор воспоминаний констатирует беспомощность пра­вительства в решении продовольственной проблемы

5) правительство пыталось организовать сдачу земледель­цами хлеба исключительно на добровольных началах

6) в названных в отрывке Советах рабочих и солдатских депутатов в период описанных событий преобладали большевики

     

 

13. Назовите российского монарха, в чьё правление велась война, события которой обозначены на схеме.

Ответ: ____________

 

14. Укажите название государства, действия войск которого обозначены
в легенде схемы цифрой «2».

Ответ: _______________

 

15. Укажите город, обозначенный на схеме цифрой «6».

Ответ: _____________

 

16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «1» в легенде схемы обозначены действия войск под командованием Сигизмунда II Августа.

2) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «3» и «4», были утрачены Российским государством по итогам войны, которой посвящена схема.

3) Цифрой «7» на схеме обозначено место подписания Столбовского мира со Швецией.

4) На схеме обозначено государство, прекратившее своё существование
в результате войны, которой посвящена схема.

5) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», является столицей современного государства –

6)члена СНГ.

6) Цифрой «8» на схеме обозначен город, не входивший в состав Российского государства на момент начала войны, которой посвящена схема.

     

 

17. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Лет­ний дво­рец в с. Коломенском Б) «Капитанская дочка» В) «Чапаев» Г) «Домострой»   1) Автором дан­но­го тво­ре­ния яв­ля­ет­ся ве­ли­кий рус­ский поэт М. Ю. Лермонтов. 2) Этот со­вет­ский ки­но­фильм по­свя­щен со­бы­ти­ям Граж­дан­ской войны. 3) Данное тво­ре­ние со­зда­но в XV в. 4) Данное про­из­ве­де­ние по­свя­ще­но со­бы­ти­ям Кре­стьян­ской войны под ру­ко­вод­ством Еме­лья­на Пугачева. 5) Автор дан­но­го про­из­ве­де­ния вхо­дил в со­став Из­бран­ной Рады. 6) Этот па­мят­ник был со­здан в прав­ле­ние Алек­сея Михайловича.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

 


18. Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Памятник русского литейного искусства, представленный в нижнем правом углу почтового блока, был создан в XVII в.

2) Почтовый блок выпущен в честь события, произошедшего в период, когда столицей Российского государства была Москва.

3) На почтовом блоке изображён храм – место коронации русских царей
и императоров.

4) Все архитектурные сооружения, представленные на почтовом блоке, были сооружены при одном и том же правителе.

5) В левом нижнем углу почтового блока изображён памятник русского литейного искусства, созданный мастером Андреем Чоховым.

   

 

19. Какие памятники возведены в городе, которому посвящён данный почтовый блок? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники.

   

 

 

Часть 2.

Прочтите отрывок из законодательного акта.

«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш <…>, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тоже мужеска пола нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затверждён… ибо …блаженный и вечно достойный памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил… дважды отменял, усматривая достойного наследника, …перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука, уже венчанного, и отдал сыну его наследство…

В таком же рассуждении, в …1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однако ж отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию Божиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определённому, видя какое (его) непотребство, вновь отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия сей наш устав пред Богом и его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен или иначе как толковать станет, тот за изменника почтён, смертной казни и церковной клятве подлежать будет».

 

20. Укажите десятилетие, когда был принят этот акт. Назовите монарха, издавшего этот акт. Назовите сына упомянутого в тексте великого князя Ивана Васильевича, которому он «отдал наследство».

 

21. Назовите закон 1714 г., о котором идёт речь в отрывке. Приведите норму закона 1714 г., на которую указывает автор в данном отрывке. Какое право получил «правительствующий государь» согласно данному законодательному акту? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

 

22. Назовите одно любое последствие издания этого акта. Назовите императора, при котором право «правительствующего государя», установленное данным актом, было отменено. Разъясните порядок, пришедший на смену этому праву «правительствующего государя».

 

23. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси шла война между членами московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен? Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину.

 

24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Славянофилы являлись приверженцами консерватизма».

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1425—1505 гг.;

2) 1762—1796 гг.;

3) 1941—1943 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: