МДК 01.01. Основы художественного оформления швейного изделия.
Европейскую одежду условно подразделяют на четыре класса: по общему назначению, особенностям конструктивного и декоративного решения, форме и потребительским свойствам:
· бытовая одежда;
· спортивная одежда;
· специальная одежда;
· ведомственная одежда.
По условиям эксплуатации каждый класс подразделяют на группы:
· верхняя одежда;
· легкая одежда;
· белье и швейная галантерея;
· головные уборы;
· изделия, не вошедшие в предыдущие группы (инвентарь и снаряжение).
По модельно-конструктивным признакам и использованию группы подразделяют на подгруппы:
- верхняя одежда – пальто и костюмы;
- легкая одежда – платья, блузки, юбки и другие платьевые изделия;
- белье и швейная галантерея – белье нательное, постельное, столовое;
- швейная галантерея – предметы мужского и женского туалета;
- головные уборы – шляпы, шапки, кепи и т.д.;
- инвентарь и снаряжение – изделия индивидуального и общественного пользования и изделия технического назначения.
Вид как классификационный признак учитывает:
· видовое наименование изделия (пальто, полупальто, куртка и т.д.);
· возраст потребителей.
По половому признаку: мужская и женская.
Однако, в современном костюме не всегда можно провести четкую границу между мужской и женской одеждой: женщины теперь повсеместно носят брюки, а муж чины – иногда юбки. Во второй половине 1960-х г.г. сформировалось новое направление в моде, получившее название «унисекс», явившееся симптомом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в обществе. «Унисекс» предлагает одни и те же формы одежды для представителей разных полов, например джинсы, трикотажные майки и джемперы, кроссовки и стеганые куртки. Уже не имеет большого значения, на какую сторон застегивается одежда: на мужскую (слева направо) или женскую (справа налево). Дальнейшее стирание границ между мужской и женской одеждой прогнозирует итальянский дизайнер одежды Дж. Армани: «Дизайнеры уже активно используют «мужские» ткани в женской одежде. В общем, мода идет к тому, чтобы полностью смешать понятия мужского и женского в тканях, цветах конструкциях».
По возрасту взрослое население подразделяют на возрастные группы в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
· молодого возраста (до 29 лет);
· среднего возраста (30–45 лет);
· старшего возраста (45–65 лет);
· пожилого возраста (66–74 лет);
· старческого возраста (свыше 75 лет).
В отличие от детской не существует специальной одежды для пожилых людей. Однако, люди старшего возраста составляют значительный сектор на потребительском рынке (который в будущем будет только увеличиваться, если учитывать прогрессирующую тенденцию старения населения в развитых странах), поэтому при проектировании одежды необходимо учитывать и интересы этой группы потребителей, у которых должен быть выбор самой разнообразной одежды, соответствующей требованиям данной возрастной группы.
Детское население подразделяют на возрастные группы:
· новорожденных и ясельного возраста (6 мес. – 3 года);
· дошкольного возраста (3,0–6,5 лет);
· младшего школьного возраста (6,5–11,5 лет);
· старшего школьного возраста (11,5–15,5 лет);
· подростки (15,5–18,0 лет).
Сезонность и время использования: летняя, зимняя, демисезонная и всесезонная одежда (внесезонная одежда).
Деление одежды по сезону предопределяет различие климата в разные времена года. Европейская одежда также традиционно подразделяется на летнюю, зимнюю и демисезонную (для весны и осени). Существуют понятия «осеннее пальто» (пальто без утепленной подкладки) или «весенний костюм» (уличный костюм из светлых шерстяных тканей), «летнее платье» и т. п. Рассмотрим характерные признаки композиционной структуры сезонной одежды.
Летняя одежда характеризуется:
· покрой: платья с короткими рукавами либо без рукавов; мужские сорочки с короткими рукавами; «мини»; длины «миди» и «макси» согласуются с выбранным ассортиментом
· ассортиментные группы материалов: легкие гигиеничные ткани или трикотаж (шелк, хлопок, лен или смесовые тканей, вискоза); для мужчин так же неотбеленная плотная шелковая ткань – чесуча; яркие цветные рубашки с набивными рисунками
· цветовая гамма: белый; светлые тона; насыщенные оттенки; доминирование теплой гаммы; в мужской одежде – песочный и светло-серый,
· аксессуары: соломенные шляпы; тонкие кружева с более мелкими узорами; обувь на высоком каблуке, босоножки; цветная кожа в аксессуарах, лаковая обувь
Зимняя одежда характеризуется:
· покрой: одежда с длинным рукавом; «миди», «макси»
· ассортиментные группы материалов: теплые шерстяные ткани; ратин, плюш, бархат и атлас; утепленные материалы, мех и т. п.
· цветовая гамма: сложные темные цвета; ахроматическая гамма; пастельные тона; доминирование холодной гаммы
· аксессуары: шляпы из меха или драпа, плотного фетра; плотные и рельефные кружева; обувь на небольшом каблуке или без каблука; кожа темных цветов: коричневая, черная, бордо.
Демисезонная одежда характеризуется:
· покрой: одежда с рукавом 3/4, 7/8; одежда с длинным рукавом; «мини», «миди»
· ассортиментные группы материалов: легкое сукно; более плотные, чем для летней одежды ткани
· цветовая гамма: умеренные цвета и сочетания; температурные предпочтения – относительно близости сезонов
· аксессуары: шляпы из плотной шерсти или плотного шелка, фетровые; обувь на среднем каблуке; закрытые носок и пятка; цветная кожа в аксессуарах
Постепенное стирание различий между одеждой для разных сезонов прогнозирует американский модельер М. Корс: «Первым шагом стала разработка летней замши и зимнего лака. Будущее приведет нас к той точке в моде, в которой не существует сезонных изменений, и ткани реагируют на окружающую среду, но в то же время и напоминают о прошлом».
Вид материала верха: ткани, трикотажное полотно, искусственный мех, нетканые материалы, натуральная и искусственная кожа, пленочные материалы и т.д.
Узкое целевое назначение: домашняя, повседневная, одежда для торжественных случаев, для активного отдыха и занятий спортом.
Каждый вид одежды подразделяется на разновидности, характеризующиеся следующими признаками: наименованием изделия; фасоном; сложностью фасона.
Фасон характеризуется силуэтом, покроем, формой изделия и обработкой.
- Силуэт в одежде может быть прилегающим, полуприлегающим, прямым и свободным.
- Покрой в одежде определяется конструктивным решением отдельных элементов и деталей одежды (рукава, воротника, выреза горловины, покроя юбки и т.д.).
- По форме изделия одежду в товароведении подразделяют на строгую (классическую), спортивную и фантази.
По способу изготовления одежда подразделяется на швейную и трикотажную.
Швейная – одежда, выкроенная и сшитая из ткани или из какого-либо другого материала (меха, кожи и т. п.).
Трикотажная – одежда, связанная вручную или на вязальной машине, сшитая из вывязанных вручную или на машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине. Трикотажная одежда попала в женский гардероб из мужского благодаря Габриэль Шанель.
Сейчас практически все виды одежды могут быть выполнены из трикотажа: летняя и зимняя одежда, белье, платья и костюмы, верхняя одежда, разнообразные дополнения (шарфы, шапки, перчатки, детали обуви и аксессуары, например сумки). Недаром трикотаж называют одеждой будущего, так как пока у него не существует конкурентов, столь же универсальных и комфортных.