Предполагаемые результаты




Дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Разработанное тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе режимных моментов, культурных практик, в ходе НОД, их продолжительность составляет 25 - 30 минут.

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Знания по экономике даются в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д., включают в себя:

― Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

― Решение проблемных ситуаций.

― Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».

― Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

― Решение арифметических задач, кроссвордов.

― Чтение художественной литературы.

― Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.

― Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:

― Игровые упражнения для развития математических способностей.

Предполагаемые результаты

По завершению проведенных мероприятий дети могут:

― Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

― Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

― Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

― Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

― Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

― Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

― Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

― Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

― Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Тематический план мероприятий с детьми

Тема Педагогические средства Оборудование Сроки проведения
  Входная диагностика Беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение     Сентябрь
Модуль 1. «Финансовая азбука» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях. Задачи: 1. познакомить детей с многообразием потребностей человека; 2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»; 3. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление; 4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
  Что такое потребности? Потребности семьи Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…» Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?» Сентябрь
  Что необходимо человеку? Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение. Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».
Модуль 2. «Труд» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи: 1. расширить представления детей о труде взрослых; 2. познакомить детей с многообразием профессий человека; 3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей; 4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность; 5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
  Почему все взрослые работают? Беседа, соревнование, д/и, упражнение. Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны», фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия), цветные карандаши.   Октябрь
  Путешествие в страну профессий Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.
Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров. Задачи: 1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»; 2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; 3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей; 4. объяснить, от чего зависит цена товара; 5. развивать внимание, мыслительные операции, речь; 6. воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
  «Кто что делает?» Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки. Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук. Ноябрь
  Что такое товар? Обмен и покупка товаров Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости. Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Модуль 4. «Деньги» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Задачи: 1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»; 2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; 3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой ибанкнотой, между банкнотами разного достоинства; 4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей; 5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег; 6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами; 7. формировать разумное отношение к расходованию денег; 8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
  Деньги. Монета. Банкнота. Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность. Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.   Декабрь
  «Достоинство монет и купюр»   Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку» Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.
  «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин. Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия), образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка  
Модуль 5. «Семейный бюджет» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Задачи: 1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов; 2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи; 3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи; 4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения; 5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление; 6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
  «Семейный бюджет» Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.     Январь
  Как приходят деньги в семью, азбука доходов Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.
Модуль 6. «Семейные доходы и расходы» Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. Задачи: 1. познакомить с понятием «денежные сбережения»; 2. продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов); 3. закрепить понятия «доход», «расход»; 4. раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). 5. воспитывать бережное отношение к собственным доходам.
      «Семейный бюджет и расходы семьи» Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Даль «пословицы и поговорки», дидактическая игра «Какие бывают доходы». Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка, компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.     Февраль
  «Азбука юного финансиста» Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций. Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.
Модуль 7. « Юные финансисты» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; 2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; 3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
  « Путешествие в сказочную страну Финансов» Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».     Март
  «Юные финансисты» Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки» и команда «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами. Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек,
Модуль 8. «Магазины бывают разные» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»; 2. продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира; 3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов; 4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка; 5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; 6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»; 7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; 8. воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом; 9. воспитывать культуру речевого общения.
  Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине? Сюжетно - ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. Экскурсия. Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров     Апрель  
  «По страницам сказки «Цветик-семицветик» Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами. Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки.     Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы.
  «Магазин «Детский мир»   Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»   Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».  
Модуль 9. Страна «Зкономград» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; Задачи: 1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; 2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. 3. развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; 4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев; 5. развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; 6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности; 7. воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.
  «Путешествие в сказочную страну Экономию» Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза. Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы Товары и Услуги.   Май
  «Веселая ярмарка»   Ролевая игра. Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки; корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).
  «Путешествие в страну «Экономград» Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд. Деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.  
  Диагностика на конец учебного года     май

 

 

Приложение 11

Работа с родителями



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: