Текст величальной песни (жениху)




Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

 

Институт гуманитарных наук и управления

 

Кафедра русской литературы

 

 

ПИСЬМЕННАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА №1

ПО РУССКОМУ ФОЛЬКЛОРУ

 

ОБРЯДОВАЯ ЛИРИКА: АНАЛИЗ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДА

 

Выполняла:

студентка 1 курса

группы РЛ – 194

Козлова К. А.

Приняла:

к. ф. н Райкова И.Н

 

 

Москва, 2019

Текст величальной песни (жениху)

Тихонько, бояре,
Вы с горы спущайтесь!
Не сломите вишенки,
Не сорвите ягодки:
Вишенка - Викторушка,
Ягодка - Настюшка!

У ворот трава шёлковая:
Кто траву топтал,
А кто травушку вытоптал?
Топтали травушку
Все боярские сватья,
Сватали за красную девушку,
Спрашивали у ближних соседушек:
- Какова, какова красна девушка?
- Ростом она, ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у чёрного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.

Что у месяца рога золоты,
И у солнышка лучи светлые;
У Ивана кудри русые
-Из кольца в кольцо испрониваны!
Что за эти-то за кудерочки
Государь его хочет жаловать
Первым городом - славным Питером,
Другим городом - Белым Озером,
Третьим городом - каменной Москвой!
На Белом Озере - там пиво варят,
В каменной Москве - там вино гонят,
В славном Питере - там женить хотят,
У купца брать дочь, у богатого,
Дочь умную, дочь разумную
-Катерину Пантелеевну,
Со данъём её, со приданым,
Со бельём её коробейным!

 

 

Анализируемый материал: Свадебная обрядовая песня: «Жениху»

В ходе анализ была выявлена другая вариативность данного текста, что интерпретуется намного чаще:

 

Как у светлого у месяца

Отрастали золотые рога;

Как у князя новобрачного

Отрастали кудри русые

По могучим по плечикам!

Соезжались князья да бояре,

Его кудрям дивовалися:

- Ещё что это за кудерки!

Ещё что это за русые!

Не заря ли его породила?

Не светел ли месяц поил – кормил?

Не чистые ли звезды возлелеяли?

- Ох вы, глупые князья – бояре!

Когда же зяря людей родит?

И светел месяц не поит, не кормит!..

Породила его матушка,

А поил – кормил родной батюшка,

Возлелеяла больша сестра!

 

Что у месяца рога золоты?

И у солнышка луны светлые?

У Ивана кудри русые

Из кольца в кольцо испрониваны!

Что за эти – то за кудеречки

Государь его хочет жаловать с любимою

Первым городом – Славным Питером,

Другим городом – каменной Москвой,

Третьим городом – Белым Озером.

На Белом Озере там пиво варят,

В каменной Москве там вино гонят,

В славном Питере там женить хотят,

У купца брать дочь, у богатого

Дочь умную, дочь разумную,

Катерину Пантелеевну

Со даньем её, со приданым,

Со бельём её коробейным!

 

Данное обрядовое произведение относится к категории величальных песен, принадлежащей свадебному обряду. Произведение имеет жанр «песенного восхваления» преимущественно жениха или невесты.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время проведения различных обрядов. Они являлись неотъемлемой частью любого обрядового действа. Такие песни имели особое магическое значение. В древности считалось, что если не будет проведен обряд по всем правилам и не будут исполнены соответствующие песни, то ничего не сбудется, не будет достигнут желаемый результат.

Считается, что свадебный обряд был сформирован в ХII – ХI веке, однако, в региональных традициях ощущаются дохристианские истоки, а зачастую присутствуют элементы магии.

Величальный песенный обряд исполнялся за вознаграждение. Для таких песен характерен приём идеализации в изображении характеров и внешности жениха и невесты. Основной чертой, общей для данного жанра становится необычайная яркость изображаемых картин, красота рисуемых портретов, богатство и пышность всей обстановки действия, что достигается путём отбора из народных песен поэтических средств тех образов, что искони связываются с понятиями богатства, счастья и благополучия. Так в данном для анализирования тексте, мы наблюдаем восхваление свадебных персонажей, они именуются по имени-отчеству: («Дочь умную, дочь разумную – Катерину Пантелеевну, Со данъём её, со приданым, Со бельём её коробейным; Сама девка бравая, В косе лента алая; У Ивана кудри русые-Из кольца в кольцо испрониваны»)

Величальные песни имели поздравительный характер. Имя чествовали и воспевали того, кому оно было адресовано. Положительные качества этого человека песни изображали в высшей степени, часто с помощью гипербол.

Фундаментальная функция величальной песни как жанра – является функция величия того или иного участника свадьбы.

 

Тематика данной песни заключается в воспевании того или иного присутствующего на свадьбе, в данном случае восхваляется жених, Идет оценка его достоинств, воспевается красота: «Государь его хочет жаловать»

В величальных песнях данного вида просматривается общая схема создания образа лирических героев, внешность, одежда, приданное, душевные качества, поэтому важную роль играет портрет.

Основными образами данного обряда является Иван (жених); Катерина Пантелеевна (невеста);города: Москва, Питер, Белое Озеро

В контексте ярко выражены действия – символы, отражающие скорое просватанье,«потерю девичьей красоты»: («Кто траву топтал? А Кто травушку вытоптал?»; «Не сломите вишенки/Не сорвите ягодки»). Также присутствуют образы – символы, что имеют общефольклорный характе р: («Что у месяца рога золото, И у солнышка лучи светлые/Ясный сокол/Чёрный соболь», «купеческая дочь») В данном контексте величальная песнь пересекается с жанром причитания, что становится маркированием начальных этапов перехода невесты из группы девушек в группу будущей замужней женщины, изменение её социальной позиции и прежнего набора стереотипов поведения, отсюда – наличие в причетной поэзии таких поэтических мотивов, как утрата признаков прежнего состояния.

 

Данная лирическая обрядовая песня не имеет четко выраженного зачина и концовки. В данном тексте зачин имеет оптимистический тон, в нём высказывается обобщение суждений. Вводятся такие композиционные приёмы как психологический или образный параллелизм, сопоставляется образ из мира природы с лирическими героями. Устанавливается общность характерных черт человека и образов природы, благодаря чему происходит яркое психологическое сближение, что усиливает лиризм. В обрядовой песни содержится положительный одночленный параллелизм, которой в первой части параллели содержит только один образ из мира природы:(«Как у светлого у месяца/Отрастали золотые рога; /Как у князя новобрачного/Отрастали кудри русые»); («Ещё что это за кудерки!/Ещё что это за русые! Не заря ли его породила?/Не светел ли месяц поил – кормил? /Не чистые ли звезды возлелеяли?») проводится сравнительная параллель между героем и образами природы.

Также встречается лирическое обращение, что усиливает величание героя – жениха: «(«Ещё что это за кудерки!/Ещё что это за русые! Не заря ли его породила?/Не светел ли месяц поил – кормил? /Не чистые ли звезды возлелеяли?»; «Что у месяца рога золоты?/ И у солнышка луны светлые? /У Ивана кудри русые /Из кольца в кольцо испрониваны!» Используется множество эпитетов, характеризующих явление природы: «щёлковая травушка», «ясный сокол», «чёрного соболя», «рога золоты», «лучи светлые», «солнышка луны светлые», «славным Питером», «каменной Москвой»

Большую роль в данном для анализирование обряде играют многочисленные эпитеты, что особенно метки и поэтичны, являются средством эмоционально- оценочных характеристик: «красна девица», «личиком бело – круглоликая», «русы кудри», «дочь умная, дочь разумная»

Также замечательны по своей поэтичности двойные названия (обращено ко второй вариативности величальной песни) – «поил – кормил», «князья – бояре».

В целях наибольшей поэтической выразительности часто применяется инверсия: «трава шёлковая», «лучи светлые», «дочь умную, дочь разумную» «рога золоты», «луны светлые»

Также используется анафора – единоначатие:

 

Со даньём её. Со приданым,

Со бельём её коробейным!

 

В каменной Москве – там вино гонят,

В славном Питере – там женить хотят;

 

К стилистическим средствам песенной художественной выразительности относится уменьшительные и ласкательные суффиксы существительных, придающие словам дополнительные оттенки: «Вишенка - Викторушка, Ягодка – Настюшка», «травушка», «соседушек», «личиком», «глазушки», «солнышка».

Традиционны для стиля свадебных песен сравнения и метафоры:

«Бровушки, что у чёрного сокола»

Немалое значение имеют также различные поэтические средства, связанные с ритмико- синтаксическим строем песен. Разнообразные повторения, что придают обрядовое песне особую синтаксическую и звуковую выразительность: «Кто траву топтал,/А кто травушку вытоптал?Топтали травушку /Все боярские сватья», «Какова, каков а красна девушка?
- Ростом она, ростом /Ни малая, ни великая,/ Личиком, личиком /Бело-круглоликая,/ Глазушки, глазушки /Что ясного сокола »

С целью усиления музыкального звучания вводятся различные ритмические частицы.

 

Ритм песен зависит от переходных ударений, так в данном контексте особую созвучность придают повторы, что наиболее ярко выявляют поэтически – музыкальный оттенок, а также фоника:

 

Ти х онько, боя р е,
Вы с го р ы спу щ айтесь!
Не с л омите ви ш енки,
Не со р вите яго д ки:
Ви ш енка - Виктору ш ка,
Яго д ка - Настю ш ка!

По композиционной форме данная песнь является песней – описанием: в ней напрямую описывается портрет, отличительные черты жениха, отношение к нему.

Текст содержит старые диалектные слова, такие как:

«Вы с горы спущайтесь!» (н.ф спущать/спущаться) – спускаться.

«Не сломите вишенки!» (н.ф: сломить) – ломать,свалить.

«Какова, какова красна девушка?» (в народной словесности, ласковое обращение, Девица – красавица)

«Глазушки » - (иносказательное значение «что глазушка поповские» - завистливые, жадные. В контексте обрядовой песни употреблено в значении: «глаза».

«Сватья » - (разговорная форма) – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга) то же, что сваха.

«Бравая » - бравое, бравая. Мужественный с виду, молодцеватый, храбрый(ая)

«Со бельём её коробейным!» - (н.ф – коробья); - старинный контейнер для хранения вещей, плетенная укладка разного вида.

«Государь его хочет жаловать » - то же, что награждать, оказывать внимание, уважать.

«Белоозеро » - название в древности – город Белозерск.

«Купец (историзм) – профессия человека, занятого в сфере торговли;

«Приданое» (историзм) – имущество, выделяемое невесте её родителями и собрание ею самой для замужества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: