Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук и управления
Кафедра русской литературы
ПИСЬМЕННАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА №1
ПО РУССКОМУ ФОЛЬКЛОРУ
ОБРЯДОВАЯ ЛИРИКА: АНАЛИЗ ТЕКСТА В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДА
Выполняла:
студентка 1 курса
группы РЛ – 194
Козлова К. А.
Приняла:
к. ф. н Райкова И.Н
Москва, 2019
Текст величальной песни (жениху)
Тихонько, бояре,
Вы с горы спущайтесь!
Не сломите вишенки,
Не сорвите ягодки:
Вишенка - Викторушка,
Ягодка - Настюшка!
У ворот трава шёлковая:
Кто траву топтал,
А кто травушку вытоптал?
Топтали травушку
Все боярские сватья,
Сватали за красную девушку,
Спрашивали у ближних соседушек:
- Какова, какова красна девушка?
- Ростом она, ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у чёрного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.
Что у месяца рога золоты,
И у солнышка лучи светлые;
У Ивана кудри русые
-Из кольца в кольцо испрониваны!
Что за эти-то за кудерочки
Государь его хочет жаловать
Первым городом - славным Питером,
Другим городом - Белым Озером,
Третьим городом - каменной Москвой!
На Белом Озере - там пиво варят,
В каменной Москве - там вино гонят,
В славном Питере - там женить хотят,
У купца брать дочь, у богатого,
Дочь умную, дочь разумную
-Катерину Пантелеевну,
Со данъём её, со приданым,
Со бельём её коробейным!
Анализируемый материал: Свадебная обрядовая песня: «Жениху»
В ходе анализ была выявлена другая вариативность данного текста, что интерпретуется намного чаще:
Как у светлого у месяца
Отрастали золотые рога;
Как у князя новобрачного
Отрастали кудри русые
По могучим по плечикам!
Соезжались князья да бояре,
Его кудрям дивовалися:
- Ещё что это за кудерки!
Ещё что это за русые!
Не заря ли его породила?
Не светел ли месяц поил – кормил?
Не чистые ли звезды возлелеяли?
- Ох вы, глупые князья – бояре!
Когда же зяря людей родит?
И светел месяц не поит, не кормит!..
Породила его матушка,
А поил – кормил родной батюшка,
Возлелеяла больша сестра!
Что у месяца рога золоты?
И у солнышка луны светлые?
У Ивана кудри русые
Из кольца в кольцо испрониваны!
Что за эти – то за кудеречки
Государь его хочет жаловать с любимою
Первым городом – Славным Питером,
Другим городом – каменной Москвой,
Третьим городом – Белым Озером.
На Белом Озере там пиво варят,
В каменной Москве там вино гонят,
В славном Питере там женить хотят,
У купца брать дочь, у богатого
Дочь умную, дочь разумную,
Катерину Пантелеевну
Со даньем её, со приданым,
Со бельём её коробейным!
Данное обрядовое произведение относится к категории величальных песен, принадлежащей свадебному обряду. Произведение имеет жанр «песенного восхваления» преимущественно жениха или невесты.
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время проведения различных обрядов. Они являлись неотъемлемой частью любого обрядового действа. Такие песни имели особое магическое значение. В древности считалось, что если не будет проведен обряд по всем правилам и не будут исполнены соответствующие песни, то ничего не сбудется, не будет достигнут желаемый результат.
Считается, что свадебный обряд был сформирован в ХII – ХI веке, однако, в региональных традициях ощущаются дохристианские истоки, а зачастую присутствуют элементы магии.
Величальный песенный обряд исполнялся за вознаграждение. Для таких песен характерен приём идеализации в изображении характеров и внешности жениха и невесты. Основной чертой, общей для данного жанра становится необычайная яркость изображаемых картин, красота рисуемых портретов, богатство и пышность всей обстановки действия, что достигается путём отбора из народных песен поэтических средств тех образов, что искони связываются с понятиями богатства, счастья и благополучия. Так в данном для анализирования тексте, мы наблюдаем восхваление свадебных персонажей, они именуются по имени-отчеству: («Дочь умную, дочь разумную – Катерину Пантелеевну, Со данъём её, со приданым, Со бельём её коробейным; Сама девка бравая, В косе лента алая; У Ивана кудри русые-Из кольца в кольцо испрониваны»)
Величальные песни имели поздравительный характер. Имя чествовали и воспевали того, кому оно было адресовано. Положительные качества этого человека песни изображали в высшей степени, часто с помощью гипербол.
Фундаментальная функция величальной песни как жанра – является функция величия того или иного участника свадьбы.
Тематика данной песни заключается в воспевании того или иного присутствующего на свадьбе, в данном случае восхваляется жених, Идет оценка его достоинств, воспевается красота: «Государь его хочет жаловать»
В величальных песнях данного вида просматривается общая схема создания образа лирических героев, внешность, одежда, приданное, душевные качества, поэтому важную роль играет портрет.
Основными образами данного обряда является Иван (жених); Катерина Пантелеевна (невеста);города: Москва, Питер, Белое Озеро
В контексте ярко выражены действия – символы, отражающие скорое просватанье,«потерю девичьей красоты»: («Кто траву топтал? А Кто травушку вытоптал?»; «Не сломите вишенки/Не сорвите ягодки»). Также присутствуют образы – символы, что имеют общефольклорный характе р: («Что у месяца рога золото, И у солнышка лучи светлые/Ясный сокол/Чёрный соболь», «купеческая дочь») В данном контексте величальная песнь пересекается с жанром причитания, что становится маркированием начальных этапов перехода невесты из группы девушек в группу будущей замужней женщины, изменение её социальной позиции и прежнего набора стереотипов поведения, отсюда – наличие в причетной поэзии таких поэтических мотивов, как утрата признаков прежнего состояния.
Данная лирическая обрядовая песня не имеет четко выраженного зачина и концовки. В данном тексте зачин имеет оптимистический тон, в нём высказывается обобщение суждений. Вводятся такие композиционные приёмы как психологический или образный параллелизм, сопоставляется образ из мира природы с лирическими героями. Устанавливается общность характерных черт человека и образов природы, благодаря чему происходит яркое психологическое сближение, что усиливает лиризм. В обрядовой песни содержится положительный одночленный параллелизм, которой в первой части параллели содержит только один образ из мира природы:(«Как у светлого у месяца/Отрастали золотые рога; /Как у князя новобрачного/Отрастали кудри русые»); («Ещё что это за кудерки!/Ещё что это за русые! Не заря ли его породила?/Не светел ли месяц поил – кормил? /Не чистые ли звезды возлелеяли?») проводится сравнительная параллель между героем и образами природы.
Также встречается лирическое обращение, что усиливает величание героя – жениха: «(«Ещё что это за кудерки!/Ещё что это за русые! Не заря ли его породила?/Не светел ли месяц поил – кормил? /Не чистые ли звезды возлелеяли?»; «Что у месяца рога золоты?/ И у солнышка луны светлые? /У Ивана кудри русые /Из кольца в кольцо испрониваны!» Используется множество эпитетов, характеризующих явление природы: «щёлковая травушка», «ясный сокол», «чёрного соболя», «рога золоты», «лучи светлые», «солнышка луны светлые», «славным Питером», «каменной Москвой»
Большую роль в данном для анализирование обряде играют многочисленные эпитеты, что особенно метки и поэтичны, являются средством эмоционально- оценочных характеристик: «красна девица», «личиком бело – круглоликая», «русы кудри», «дочь умная, дочь разумная»
Также замечательны по своей поэтичности двойные названия (обращено ко второй вариативности величальной песни) – «поил – кормил», «князья – бояре».
В целях наибольшей поэтической выразительности часто применяется инверсия: «трава шёлковая», «лучи светлые», «дочь умную, дочь разумную» «рога золоты», «луны светлые»
Также используется анафора – единоначатие:
Со даньём её. Со приданым,
Со бельём её коробейным!
В каменной Москве – там вино гонят,
В славном Питере – там женить хотят;
К стилистическим средствам песенной художественной выразительности относится уменьшительные и ласкательные суффиксы существительных, придающие словам дополнительные оттенки: «Вишенка - Викторушка, Ягодка – Настюшка», «травушка», «соседушек», «личиком», «глазушки», «солнышка».
Традиционны для стиля свадебных песен сравнения и метафоры:
«Бровушки, что у чёрного сокола»
Немалое значение имеют также различные поэтические средства, связанные с ритмико- синтаксическим строем песен. Разнообразные повторения, что придают обрядовое песне особую синтаксическую и звуковую выразительность: «Кто траву топтал,/А кто травушку вытоптал?Топтали травушку /Все боярские сватья», «Какова, каков а красна девушка?
- Ростом она, ростом /Ни малая, ни великая,/ Личиком, личиком /Бело-круглоликая,/ Глазушки, глазушки /Что ясного сокола »
С целью усиления музыкального звучания вводятся различные ритмические частицы.
Ритм песен зависит от переходных ударений, так в данном контексте особую созвучность придают повторы, что наиболее ярко выявляют поэтически – музыкальный оттенок, а также фоника:
Ти х онько, боя р е,
Вы с го р ы спу щ айтесь!
Не с л омите ви ш енки,
Не со р вите яго д ки:
Ви ш енка - Виктору ш ка,
Яго д ка - Настю ш ка!
По композиционной форме данная песнь является песней – описанием: в ней напрямую описывается портрет, отличительные черты жениха, отношение к нему.
Текст содержит старые диалектные слова, такие как:
«Вы с горы спущайтесь!» (н.ф спущать/спущаться) – спускаться.
«Не сломите вишенки!» (н.ф: сломить) – ломать,свалить.
«Какова, какова красна девушка?» (в народной словесности, ласковое обращение, Девица – красавица)
«Глазушки » - (иносказательное значение «что глазушка поповские» - завистливые, жадные. В контексте обрядовой песни употреблено в значении: «глаза».
«Сватья » - (разговорная форма) – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга) то же, что сваха.
«Бравая » - бравое, бравая. Мужественный с виду, молодцеватый, храбрый(ая)
«Со бельём её коробейным!» - (н.ф – коробья); - старинный контейнер для хранения вещей, плетенная укладка разного вида.
«Государь его хочет жаловать » - то же, что награждать, оказывать внимание, уважать.
«Белоозеро » - название в древности – город Белозерск.
«Купец (историзм) – профессия человека, занятого в сфере торговли;
«Приданое» (историзм) – имущество, выделяемое невесте её родителями и собрание ею самой для замужества.