Задание №6 из технологической карты.
Закономерности обучения - это устойчиво повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения, которые наблюдаются при определенных условиях.
Принципы обучения - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Закономерности обучения 1 Общие закономерности
Свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. 1) закономерности цели образования
Цель обучения зависит от:
а) уровня и темпов развития общества;
б) потребностей и возможностей общества;
в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2) закономерности содержания образования Содержание обучения зависит от:
а) общественных потребностей и целей обучения;
б) темпов социального и научно-технического прогресса;
в) возрастных возможностей уч-ся;
г) уровня развития теории и практики обучения;
д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3) закономерности качества обучения
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нём результатов; б) обучаемости учащихся;
в) времени обучения;
г) характера и объема изучаемого материала;
д) организационно-педогогического воздействия.
4) закономерности методов обучения
Эфсрективность дидактических методов зависит от: а) цели обучения;
б) содержания обучения;
в) возрастных возможностей учащихся;
г) учебных возможностей учеников;
д) материально-технического обеспечения;
е) знаний и навыков nедагога в применении методов;
|
ж) от организации учебного процесса.
5) закономерности управления обучением Продуктивность обучения зависит от:
а) интенсивности обратных связей;
б) обоснованности корректирующих воздействий.
6) закономерности стимулирования обучением Продуктивность обучения зависит от:
а) внутренних и внешних стимулов обучения
11 Частные закономерности
Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения.
• дидактические закономерности
Результаты обучения зависят от:
а) продолжительности обучения;
б) осознания целей обучения учащимися;
в) от значимости усваиваемого материала;
г) применяемых методов, приёмов и средств;
д) от мастерства преподавателя;
е) способов включения ученика в учебную деятельность.
• г носеологические закономерности Результаты обучения зависят от:
а) умения учащихся учиться
б) регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий;
в) от активности и потребности учащихся;
г) уровня проблемности обучения;
д) от интенсивности включения уч-ся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.
• п сихологические закономерности
Результаты обучения зависят от:
а) интереса обучаемых;
б) учебных возможностей;
в) от познавательной активности;
г) уровня развития психических процессов (восприятие, память, внимание);
д) от работоспособности учащихся.
• социологические закономерности
Эффективность процесса обучения зависит от:
а) уровня «интеллектуальной среды»;
б) от качества общения учителя и учащихся.
• организационные закономерности Результаты обучения зависят от:
|
а) организации учебного процесса;
б) работоспособности учащегося и учителя.
• Кибернетические
Результаты обучения зависят от:
а) частоты и объёма обратной связи;
б) эффективности контроля;
в) от качества управления учебным процессом.
Принципы и правила обучения
1. nринцип научности.
2. nринцип доступности, сознательности, активности.
3. nринцип наглядности.
4.nринцип систематичности и последовательности.
5. nринцип прочности.
6. nринцип воспитывающего обучения.
7. nринцип связи теории с практикой и жизнью.
8. nринцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
3акономерности | Принципы обучения | Правила |
Мирпознаваем и объективно верную картину развития мира дают знания проверенные практикой. Наука в жизни человека играет всё более значимую роль. Научность обучения обеспечивается, прежде всего, через содержание образования. | ||
Сущность образования составляют осмысленные знания, при обретаемые путём интенсивной напряженной собственной умственной деятельности. Сознательность зав. от мотивов, организации учебного процесса, познавательной активности, от применяемых методов и средств. | ||
Органы чувств обладают разной чувствительностью Способ возникновению интереса, развитию речи, воображения, лучшему запоминанию. | ||
Проц.обуч. протекает успешнее, если в нём нет перерывов, нарушений последовательности | ||
- прочность усвоения уч. мат-ла зав. от содержания и структуры мат-ла, отношения учащихся к данному мат-лу, обучению, учителю; от времени обучения - память уч-ся носит избират.хар-р; чем важнее и интереснее, тем дольше запомин. | ||
- учитывать возраст - доступность зав. от методов | ||
- эфф-ть обуч. проверяется практикой - эфф-ть связи обуч. с жизнью зав. от содерж. образ., возр. особ. - при обретаемые знания должны взаимодействовать с жизнью | ||
Отражает объективную связь обучения и воспитания. | ||
Требует, чтобы содерж., методы и форма обуч. соотв-ли возр. и инд. особ-ям уч-ся |
ЗАДАНИЕ:
|
- Ознакомьтесь с информацией (стр.1,2).
- На основе перечисленных принципов (стр.2) заполните в таблице средний столбик, указав, какой принцип подходит к указанной закономерности и охарактеризовав его.
- На основе принципов обучения составьте правила для учителя и заполните последний столбец таблицы.
Литература:
Учебники по педагогике Подласый, Пидкасистый, Коджаспирова и др.