КАК ЛЮДИ БАЙКАЛ ПОКОРЯЛИ




Бескрайние байкальские просторы давно притягивают исследователей, путешественников и спортсменов со всего мира. Первые покорители Байкала делали это, в основном, в научных целях – чтобы описать его берега, посчитать впадающие реки, составить первые карты, изучить природу. Сейчас люди покоряют Байкал, в основном, в спортивных целях, испытывая свой организм и исследуя его возможности.

 

Первооткрывателями Байкала для русских людей были казаки из отряда Курбата Иванова. Они вышли к западному берегу озера в 1643 году. Первую карту-схему Байкала тоже составил Иванов, она называлась «Чертёж Байкала и в Байкал падучим рекам».

 

Вскоре после открытия Сибири в неё стали ссылать подданных, присутствие которых в центральных регионах было нежелательным для властей. Многие из ссыльных были очень грамотными и образованными людьми, и именно они продолжили покорять, изучать и описывать Байкал.

 

После церковной реформы 17 века часть верующих сохранила свои прежние уклады и традиции. Их называют старообрядцами. Главой старообрядческого движения был священник Аввакум, поэтому он попал в немилость и был сослан в Сибирь. Из его художественных и величественных описаний Байкала понятно, что он вместе с другими единомышленниками переправлялся через Байкал на парусном судне с восточного берега на западный. В конце этого путешествия начался сильный шторм, и команде парусника едва удалось пристать в безопасном месте.

 

Первые научные экспедиции в Сибирь были снаряжены Петром I в 18 веке после основания им Петербургской академии наук. Поэтому большой вклад в изучение и освоение Байкала в то время внесли приглашённые немецкие учёные. Первое научное описание побережья Байкала составил Иоганн Готлиб Георги. Для этого ему пришлось объехать почти всё побережье озера на простых рыбацких лодках.

 

Во второй половине 19 века польский ссыльный учёный Ян Доминикович (Иван Денисович) Черский продолжил дело исследователей-покорителей Байкала. За четыре года он пешком и на лодке, полностью обогнул байкальское побережье и составил его подробную геологическую карту.

 

Позже, с развитием судоходства на Байкале, учёным-исследователям уже не приходилось становиться первопроходцами и покорителями, как их предшественникам. Поэтому в 20 веке на смену им пришли покорители-спортсмены. Пешеходы, велисипедисты, байдарочники, пловцы, виндсёрферы, конькобежцы, спортсмены на буерах, кайтах, снегоходах и даже собачьих упряжках – всех не перечислить! И их количество растёт с каждым годом – уже и не уследить за всеми. Расскажем вам лишь о некоторых из них.

 

С 1965 года существует прекрасная традиция однодневных переходов пешком через замёрзший Байкал. Ей дали начало сибирские студенты-энергетики. Маршрут похода повторяет старинный гужевой путь и пролегает между посёлками Листвянка и Танхой (40 км). Сейчас такие прогулки по Байкальскому льду носят массовый характер и проходят по разным маршрутам. К ним может присоединиться любой желающий. Помимо пешеходов можно встретить участников на беговых лыжах, велосипедах, снегоходах и собачьих упряжках.

 

Задача посложнее – пройти Байкал повдоль. Здесь уже совершенно другие расстояния, как вы понимаете (более 600 км). И поэтому поход обязательно получится многодневным. Необходимо грамотно организовать ночёвки на льду. Много путешественников со всего мира проделывают этот путь с выходом на берег и тёплыми ночёвками в посёлках там, где они есть. И только в марте 2016 года россиянин из сибирского города Томска Роман Шалтагачёв проделал весь путь с юга на север в одиночку и без выхода на берег. Весь путь занял 28 дней. Роман вышел в путь с санями-волокушами, спальниками, палаткой, запасом еды и устройством для подзарядки солнечной батареи. В середине пути он оставил сани со снаряжением около острова Ольхон и продолжил путь в полном отсутствии связи с ограниченным набором питания и снаряжения. Одной из целей этого перехода было изучение ресурсов человеческого организма в экстремальных условиях. Теперь покоритель планирует использовать собранный им материал для описания инструкций по выживанию в холоде.

 

А как насчёт того чтобы обойти Байкал вокруг? Его береговая линия составляет более 2000 км! Есть и такие покорители у великого сибирского озера. Иркутянин Эрик Бутаков и его друг Владимир Михайлюк проделали этот путь за 73 дня летом 1992 года. К путешествию готовились долго и основательно. Владимир – спортивный врач, специально для этой цели он разработал программу физических тренировок, по которой они занимались перед стартом. Основную сложность для отважных иркутян представляло отсутствие троп и необходимость пересекать бурные реки в северной части Байкала. По возвращении из экспедиции Эрик заявил: «Самое хреновое в пешем переходе это то, что тебе нужно идти пешком, особенно в гору». Свои воспоминания о том походе он записал в книге «Вокруг Байкала за 73 дня».

 

Позже другие путешественники обходили Байкал за более короткие промежутки времени. В 2000 году поляк Януш Бохенкам проделал этот путь за 63 дня. А в марте 2007 года уроженец города Улан-Удэ Александр Семёнов обошёл вдоль всего байкальского побережья по льду за 38 дней. При этом часть пути он проделал на лыжах, часть – на коньках и остальное – пешком.

 

Зимний Байкал привлекает велосипедистов со всего мира. В 2004 году группа голландцев на велосипедах под руководством Ральфа Тайюна прошла по байкальскому льду маршрут вдоль озера из Листвянки до Северобайкальска. Путешествие заняло у них 21 день.

 

А в 2010 году пятеро спортсменов из США и Венесуэлы проехали полный круг по озеру за 35 дней. Руководителем этого марафона был американец Кристофер Пайк. За несколько лет до этого он уже побывал на Байкале в качестве волонтёра по строительству экологических троп. Местная природа его восхитила, и тогда он задумал свою экспедицию на велосипедах. По рассказам участников обоих велозаездов самое сложное в таких путешествиях – это когда заканчивается гладкий лёд и приходится идти пешком, а гружёные велосипеды толкать рядом с собой по глубокому снегу или перетаскивать их через торосы.

 

Поклонники автотуризма тоже любят погонять по льду сибирского озера-моря. Множество разных маршрутов было пройдено на автомобилях за последние годы. Скоростные рекорды пересечения Байкала на автомобиле с юга на север принадлежат экспедициям под руководством иркутянина Александра Бурмейстера. Он носит гордый статус ледового капитана – мастера по безопасному преодолению всех ледовых препятствий и опасностей – торосов, становых щелей, пропарин. В 2004 году он проехал на автомашине УАЗ-452 от Слюдянки до Нижнеангарска без выхода на сушу 764 км за 23 часа 45 минут.

 

Немало покорителей Байкала и среди любителей путешествий на байдарках. Эти медлительные гребные суда идут по воде примерно со скоростью пешехода. Они способны обогнать пешеходов в местах, где в хорошую погоду можно срезать глубокие бухты. Зато не могут идти по озеру при волне с «барашками». Поэтому по статистике примерно пятую часть от общего времени экспедиции байдарочникам приходится в прямом смысле «ждать у моря хорошей погоды». В среднем на прохождение полного круга на байдарке требуется около 70 дней. В 2001 году этот путь проделал россиянин Валерий Давыдов. Он начал свой путь в Слюдянке и шёл против часовой стрелки. Часть пути он прошёл с попутчиком, часть – в одиночку.

 

В 2003 году супруги американцы Хезер и Брандон Нельсон обошли на двух морских каяках вокруг Байкала и Ольхона, посетили Ушканьи острова. Сейчас практически ежегодно новые и новые путешественники приезжают со всего мира в Сибирь, чтобы повторить этот красивейший маршрут.

 

Находились и смельчаки, которые решались пересечь озеро вплавь. Самая большая сложность для таких заплывов – это экстремально холодная вода. В середине озера её температура у поверхности составляет около +5ºС даже в самые жаркие дни. Первым среди пловцов через Байкал стал 52-летний японец Икараси Кена. 12 августа 2004 года он пересёк озеро с восточного берега на западный (от дельты реки Селенги до пос. Бугульдейка) за 15 часов 45 минут. Расстояние между этими точками 36 км. Японца сопровождала команда друзей и спасателей на байдарке, катере и лодке. За всё время заплыва он всего лишь дважды выбирался на лодку для короткого отдыха, а каждый час пил энергетический напиток и опускал руки в гидроперчатках в кипяток. Он вышел на берег уже ночью совершенно измотанным, был не в состоянии двигаться и говорить.

 

В 2012 году маршрут японца повторил россиянин – 55-летний тренер по боксу из Москвы Николай Евменов. Он преодолел похожий путь длиной 34 км за 15 часов. Николай делится, что самое главное – это правильный психологический настрой. В голове постоянно крутилась только одна мысль: «Плыви, плыви, плыви!». Стоило бы только начать думать о том, что замёрзла нога или заболела рука – считай, пропал.

 

В июле 2011 года литовский триатлонист Видмантас Урбонас отважился переплыть священное озеро по другому маршруту – от мыса Безымянный на восточном берегу до мыса Ижимей на острове Ольхон. Это 46 км, спортсмену на тот момент было 53 года. Заплыв длился два дня с перерывом на сон. Во время заплыва литовец каждые 1,5 часа пил горячую воду, чай или энергетические смеси и за всё время поднялся на катер только один раз. Видмантаса сопровождала команда из 11 человек, среди которых был и его личный врач. Она делится, что замеряла температуру тела пловца после 3-4 часов нахождения в воде и градусник показывал всего лишь +32ºС, а то и ниже. Это её шокировало!

 

Все пловцы пересекали озеро в 3-миллиметровых гидрокостюмах. Хотя для воды такой температуры нужен 8-миллиметровый, но в нём было бы невозможно плыть.

 

Достаточно среди покорителей Байкала спортсменов и на более необычных плавсредствах. Ещё в августе 1984 года инженер из Иркутска Валерий Горшков впервые пересёк озеро с Танхоя в Листвянку на парусной доске – виндсёрфе. Ему для этого потребовалось 5 часов 30 минут.

 

А летом 2009 году житель Ангарска (город в 40 км к западу от Иркутска) Николай Солодков прошёл этот же маршрут в противоположном направлении на снегоходе! Да-да, здесь нет ошибок, он пересёк озеро на снегоходе по воде. Это было одно из самых необычных пересечений Байкала! Расстояние между точками на разных берегах 39 км, Николай прошёл его чуть менее, чем за один час. Если бы во время движения он остановился хоть на секундочку – неминуемо утопил бы свой транспорт. К счастью, он успешно завершил свой маршрут на противоположном берегу.

 

Слава смельчакам! Они, преодолевая стихию и собственные страхи, кажется, что выходят порой за границы человеческих возможностей. На самом же деле они расширяют эти границы и показывают обывателям, на что способны сильные духом и сосредоточенные на своей цели люди.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: