Пример психологического портрета, составленного по результатам телевизионного интервью – В.Довгань




Составление психологического портрета

(основные критерии)

 

1. Ф.И.О.

2. Возраст

3. Род деятельности

4. Индивидуальные особенности (описываются относительно полярных личностных характеристик)

 

- умственная сфера: легко или трудно усваивает информацию (скорость и точность); преобладание логического, дискретного («технарь») либо образного, ассоциативного, интуитивного («гуманитарий»), синтетического (сочетание логического и образного) мышления; креативность, способность мыслить творчески, предпочтительные способы восприятия информации (визуальный, аудиальный, сенсорный); особенности речи (чёткая структурированная, грамотная речь или хаотичная, бедная, нечёткая).

 

- эмоциональная сфера: спокойный, эмоции разнообразны, амплитуда плавная, без крайних пиков (уравновешенный); сдержанный, зажатый, эмоции слабо заметны (гипоэмоциональный); быстро меняющееся настроение с ярко выраженными крайними состояниям и резкими амплитудами колебания (гиперэмоциональный, неустойчивый)

 

- психофизическая, двигательно-волевая сфера: интроверт (замкнут, молчалив, углублён в себя, рассудительный и рационализирующий); экстраверт (открытый, общительный, разговорчив, эмоциональный, экспрессивный, чувствующий); физически развит, подвижен, вынослив, стрессоустойчив или физически не развит, слабый, быстро истощаемый, медлительный, нестрессоустойчив («ранимый», утомляемый)

 

- социальные отношения: семейная ситуация (полная, неполная семья), стиль отношений в семье (демократичный, авторитарный, попустительский); закрыт, общителен, много друзей, одинок; контакты с окружающими людьми (глубокие, долговременные или поверхностные, быстроменяющиеся); положение в группе (формальный, неформальный лидер, подчинённый, независимый); отношение к коллегам по работе (дружеское, дистанцированное, склонность к сотрудничеству, автономность); поведение в конфликтной ситуации (конструктивное, деструктивное, провоцирует, урегулирует, идёт на конфликт, избегает); отношение к руководству (избирательное, подстраивающееся, заискивающее, демократичное, уважительное, подчинённое, конфликтное, протестующее, неясное)

 

- отношение к работе: мотивирован, заинтересован, успешный опыт в прошлом, отторгает, не заинтересован, негативный опыт в прошлом;

 

- особые примечания: наиболее яркие личностные качества, способность к творчеству, увлечения (какие именно, постоянные, временные, разнообразные, узкоспециальные), динамика личностного развития (активное, ригидное, скачкообразное), особенности психофизического здоровья (заболевания), вероятный прогноз на профессиональную деятельность.

 

 

Пример психологического портрета, составленного по результатам телевизионного интервью – В.Довгань

 

В сфере мышления: логический, дискретный способ восприятия и переработки информации преобладает над образным и ассоциативным, наблюдается склонность к системной («правильной») организации своих действий, в этой связи существует определённый дефицит спонтанности и оригинальности мышления. Соискатель способен быстро сосредоточиться для выполнения умственной работы.

Речь достаточно чёткая, грамотная и структурированная, темп речи средний, ровный, при этом наблюдается некоторый дефицит номинативной функции речи (мышления), выражающийся в сложности подбора необходимых слов (особенно в состоянии волнения), поясняющих тот или иной смысл, ситуацию. Эта особенность компенсируется активной жестикуляцией, помогающей соискателю выражать свои мысли.

В условиях интервью активен, достаточно открыт, смотрит в глаза, критичен к происходящему, хорошо понимает вопросы. При ответах на сложные для него вопросы может занимать защитную позицию, оправдывая свои действия теми или иными объяснениями, либо отвечая по заранее подготовленному сценарию, что говорит также о некоторой личной неуверенности при обсуждения значимых тем и переживании волнения.

Перед началом интервью соискатель выражал некоторую тревогу по поводу объективности выводов специалиста по результатам собеседования с ним, что говорит о некоторой неуверенности в себе в ситуации интервью и устройства на работу, высокой мотивированности на её получение, желании соответствовать определённым нормам и социальным стандартам, при том, что требования работодателей точно ему не известны.

Держит «нить» разговора (программу), возвращается к заданной теме беседы, если она переходит в спонтанную, ассоциативно-эмоциональную форму. В сфере сознания («образ себя» и «образ окружающего мира») достаточно выражены, некритично ассимилированные ценностные установки («как должно быть в жизни или работе», «как правильно или неправильно поступать» и т.д.), порождающие некоторую ригидность мышления, поведения, консерватизм взглядов, преодолеваемые в диалоге, при критическом анализе предмета обсуждения (ситуаций, некоторых установок и взглядов на жизнь).

Поведение соискателя во многом обусловлено особенностями семейного воспитания, отношений в родительской семье, где культивировались социальная одобряемость, «правильность» действий, конформность, дружелюбие, активная жизненная позиция, участие в общественной жизни. Родительская семья полная, скорее с демократическим стилем взаимоотношений, с элементами гиперопеки.

Такое качество характера соискателя как конформизм подверглось некоторой трансформации после службы в армии и участии в боевых действиях («если снова будет война, то я скорее заболею…»). Это свидетельствует о его склонности к значительному изменению внутренних установок в восприятии окружающего мира и себя, как следствие поведения под воздействием стресса.

Эмоционально уравновешен и устойчив, эмоции разнообразны и адекватны ситуации, амплитуда эмоциональных колебаний достаточно плавная, без высоких пиков, общий фон эмоционального поведения между нейтральным и позитивным, ближе к позитивному, часто улыбается, шутит. Контроль эмоционального поведения, преобладает над спонтанной, эмоциональной экспрессией. В экстремальных ситуациях склонен к преодолению негативных эмоций, например, страха при помощи социально одобряемых мистико-архаических способов (религиозные ритуалы, тотемизм).

По типу темперамента – сангвиник, тип нервной системы между сильной и средней, подвижен и энергетичен, физическое развитие в соответствии с возрастом, ближе к атлетическому типу, стремится к поддержанию своей физической формы, вынослив и стрессоустойчив.

Особенности эмоционально-психологического, социального поведения соискателя, его физическое состояние говорят об отсутствии или же высокой степени позитивной компенсации посттравматического синдрома, наблюдаемого у большей части людей, побывавших непосредственно в условиях боевых действий и демонстрирующих неадекватное условиям мирной жизни поведение (хронический паттерн борьбы с кем-либо, недоверия и подозрительность, неспособность расслабиться и устанавливать позитивные социальные связи).

В условиях бизнес-деятельности соискателю присуще стремление к диалогу и прояснению проблемных ситуаций, к слаженной организации людей для выполнения различных задач, «отеческая» поддержка и забота о коллегах и подчинённых, стремление скорее повлиять на проблемную ситуацию, изменить окружающие обстоятельства, чем подстроиться под них и принять, что говорит о выраженных лидерских качествах. В ситуации неопределённости он чаще склонен к активности, прояснению ситуации, чем к выжиданию и терпению.

Активен и мотивирован к деятельности, мотивационная сфера представлена такими ценностными установками и ориентациями, как стремление решить жилищную проблему, укрепление семьи (женат, детей нет), поиск интересной работы, которая бы удовлетворяла морально и материально, установление позитивных отношений с коллегами по работе, помощь родительской семье и старшей сестре.

С определённой степенью вероятности можно утверждать, что поиск себя, процесс самореализации и самоопределения (в том числе и профессионального), скорее находится в латентной (скрытой) фазе развития, так как во многом связан с первоначальным образованием соискателя, полученным по принципу «отсеивания наиболее неподходящего» («ничего не нравилось и выбрал из того, что было, чтобы уйти от армии...»), а также относительно случайным попаданием за границу («позвали друзья и потому, что разочаровался в стране, после службы в армии…»). На основании этих фактов можно сделать вывод, что решение значимых вопросов жизни, работы проходило в условиях преобладания жизненной стратегии «избегания» над стратегией «осознанного стремления». Активность, проявляемая соискателем сегодня при поиске работы, достаточно отчётливое представление им характера своей деятельности говорят о прохождении заключительного периода латентной фазы самоопределения.

Наиболее выраженными характерными чертами соискателя являются настойчивость в достижении поставленной цели, достаточная уверенность в своих силах и способность отстоять свою позицию, мнение, позитивный настрой на окружающий мир и человеческие отношения, дружелюбие, общительность, достаточная лёгкость в установлении социальных контактов, лидерские качества, стремление к системной организации своей деятельности и деятельности других людей, некоторый дефицит пластичности и гибкости мышления и поведения в целом, преобладание интеллектуально-рационального стиля восприятия и решения проблемных ситуаций над чувственно-интуитивным.

По типологии К.Юнга соискателя можно отнести скорее с экстравертированному мыслительному типу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: