МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ




Тема: «Подводный мир»

Вид урока: тематическое рисование

 

Тип урока: комбинированный

Тема: «Подводный мир»

 

Цель урока:

Образовательная: знакомство с флорой и фауной подводного мира. Знакомство с новым жанром изобразительного искусства – подводная живопись, её историей и представителем. Изучение свойств акварели и способов передачи глубины и водного пространства с помощью акварели.

Развивающая: развитие навыков работы с акварельными и гуашевыми красками и умения поэтапно выполнять композицию «подводное царство».

Воспитывающая: Выработка точности и аккуратности в работе Формирование положительной мотивации к уроку. Воспитание усидчивости, терпения, сосредоточенности, внимания. Формирование умения чётко организовать свою практическую деятельность.

 

Задачи урока: познакомить учеников с флорой и фауной подводного мира. Раскрыть основные особенности жанра подводной живописи. Узнать историю его возникновения. Познакомить с работами художников на подводную тематику. Ознакомить с техникой выполнения композиции «подводное царство» акварельными и гуашевыми красками. Выработать индивидуальную культуру цвета у учеников.

 

Оборудование для учителя: журнал, план-конспект, методические и наглядные пособия, фотоматериалы (распечатка).

 

Оборудование для учеников: лист А4, простой карандаш, акварель и гуашь, кисть, баночка с водой, палитра.

 

План урока

1. Организационный момент

2. Сообщение нового материала

3. Закрепление полученных знаний

4. Практическая работа

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

 

Ход урока

 

1.

- Здравствуйте ребята!. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах должны быть: лист А4, простой карандаш, акварель гуашь, кисть, баночка с водой и палитра.

 

2.Тема нашего сегодняшнего урока «Подводный мир». Мы продолжаем изучать анималистический жанр, с которым познакомились ранее. Сегодня же, мы с вами окунёмся в прекрасный мир подводного царства и познакомимся с его обитателями. Раскроем особенности нового направления в искусстве – подводная живопись. А так же, сегодня вы будете выполнять композицию на тему «Подводное царство».

 

Для начала, предлагаю вам вспомнить прошлый урок и ответить на вопрос: Что вы знаете об анималистическом жанре, и какие требования предъявляются к художнику анималисту? Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты пишут картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

И так, сегодня мы начнём наше знакомство с флорой и фауной подводного мира.

 

Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных – подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых лишь немного приоткрываются любопытным обитателям суши, постоянно пытающимся покорить неизведанные голубые просторы. Однако Площадь и объём мирового океана так велик, что человечество смогло изучить только небольшую его долю. Даже поверхность луны и некоторых планет, человек изучил лучше, чем дно океана собственной планеты. Конечно многие виды рыб, водорослей, коралл уже открыты учёными-дайверами, но есть места в океане с невероятно большой глубиной и даже исследователям ход туда пока закрыт. Не удивительно что существует столько сюжетов фантастических книг и фильмов в которых человек сталкивется с неведомыми ранее существами из пугающих ниезученных морских глубин. Ведь всё неизвестное всегда загадочно и пугающе,Но в известной нам части океана – целый параллельный мир, который так и манит искателей приключений. Тут живут удивительные морские обитатели. Растут невероятной красоты водоросли, полипы, анемоны и всякие водные растения.

В Тихом океане насчитывается около 400 видов водорослей, в то время, как морских трав и цветков всего 29. В зоне тропиков можно встретить коралловые рифы и мангровые растения, а так же, красные и зелёные водоросли. В умеренной зоне растут ламинариевые бурые водоросли. Порой на значительной глубине встречаются гигантские водоросли длиною около 200 метров.

 

(Ламинарии – произрастают в местах постоянных течений. Бывают бурые и зелёные.

Кладофора Стимпсона – деревовидные густые растения, формируются кустами, длина пучков и ветвей достигает 25 см.

Ульва продырявленная – двухслойные растения, длина которых варьируется от нескольких см до метра.

Зостера морская – трава, встречается на мелководье до 4 метров.

Анфельции – растение северо-ледовитого океана. Тёмно-красные водоросли, нитевидные, 20 см.

Филлоспадикс – это морской лён, трава, достигает длины 2-3 м, ярко-зелёная.

Морской мох, Порфира, фукусы и много других видов.)

Коралловый риф- иногда называют «морскими тропическими лесами» или «Подводными садами» или даже «садами Нептуна», образуют одну из самых разнообразных и красивых экосистем на Земле. Они служат домом для множества видов рыб, моллюсков, червей, ракообразных, губок, морских свёзд и т.д.. Чаще всего встречаются на мелководье в тропических водах. Например, большая система коралловых рифов около Австралии – всеми известный Большой баръерный риф (Крупнейший живой организм на Земле, который виден даже из космоса.) Кораллы образуются из скелетов колоний полипов- живых организмов напоминающих растение. Кораллы бывают разные: Мозговые, поритовые, грибовидные, чёрные и др.

Большие и маленькие рыбы самых причудливых форм и расцветок – наиболее знаменитые обитатели коралловых рифов. Сюда в поисках поживы регулярно приплывают рыбы из открытого океана, но множество их видов всю жизнь проводят на рифах и не встречаются ни в каких иных местах обитания. Таких рыб называют коралловыми.

Рыбы бабочки – одни из самых ярких (в полном смысле этого слова) представителей коралловых рыб. Небольшой размер и высокое сплюснутое с боков тело позволяют им при приближении опасности протиснуться в самые узкие щели рифа. Они индивидуалисты – живут либо парами, либо поодиночке. Их яркая окраска служит предупреждением чужакам, что участок уже занят.

Рыбы попугаи –круппные, массивные, питаются коралловыми полипами.

Рыбы клоуны или амфиприоны – небольшие рыбы яркой полосатой окраски. Это обычные обитатели коралловых рифов, но встретить их можно только рядом с актиниями, с которыми они живут в симбиозе.

Скат – плоское тело с узким длинным хвостом. Некоторые виды имеют огромные размеры с размахом крыльев в 2,5 метра, а их длинна достикает 5 метров.

Помимо рифов, в других частях мирового океана, обитают и другие представители морской фауны. Например:

Озеро медуз в тихом океане – это одно из удивительных мест нашей планеты. Здесь 10 миллионов разных медуз. Это уникальный вид живых организмов. Тело медуз состоит из обводнённой соединительной ткани, по форме напоминающей зонтик или колокол. Тело на 98 % состоит из воды. Щупальца медуз снабжены клетками вызывающими ожог.

Одним из самых опасных хищников является Большая белая акула. Длина тела – 6 метров. Находится на грани исчезновения.

Аллигатор, черепахи, дельфины – этих видов морских обитателей не исчесть.

Возвращаясь к изобразительному искусству, можно отметить, что оно не стоит на месте, а с появлением современных технологий возможностей для развития новых жанров и направлений в живописи стало ещё больше. Отличное тому доказательство – подводная живопись.

Теперь художники могут совмещать своё любимое занятие с подводным плаванием, а у профессиональных дайверов появился шанс научится живописи. Что же такое подводная живопись?

Отцом подводной живописи считается – Андре Лабан. Необычная мысль о том, чтобы написать картину под водой, впервые посетила именно этого человека. Подход к живописи, используемый Андре, кардинально отличается от того метода, который использовали художники-маринисты. Марина – это жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, сцены морского сражения или иные события происходящие на море, разновидность пейзажа. Яркими представителями этого жанра являются: Уильям Тёрнер – английский художник-маринист 19 века. Известно, что многие из них, в том числе Айвазовский, писали в основном по впечатлениям и по памяти, в то время как концепция Андре Лабана подразумевала именно написание картины с натуры, тем более при погружении под воду, в отличии от классических маринистов. Он считал, что ни одна камера не способна запечатлеть удивительную красоту подводного мира так, как это может сделать художник с холстом и красками.

Справится с техническими сложностями, связанными с пребыванием под водой, Андре помогло его образование Химика – он разработал спец. Несмываемый состав грунта, которым покрывал холст. Масляные краски как нельзя кстати подходят под данный вид живописи: масло не растворяется в воде и прекрасно ложится на холст.

Современные художники используют практически те же приёмы, которые были введены Андре Лабаном.

Подводная картина пишется не кистями, а мастихином. Краски смешиваются на палитре, а потом густым слоем накладываются на холст. Некоторые художники дописывают картины уже на берегу, другие же предпочитают больше не трогать работу.

Писать картины под водой нужно очень быстро, пока в акваланге не закончился воздух. Времени крайне мало – 30-40 минут. Художник должен максимально точно передавать настроение и колорит подводного пейзажа – в этом и заключается особое мастерство творца.

Художественные школы, занимающиеся подготовкой и обучением подводной живописи, есть и на отечественных просторах. Эти водные развлечения доступны для гостей Чёрного моря.

Попав на выставку подводной живописи, у вас может сложиться впечатление, что художники всё время изображают один и тот же мотив. Но это далеко не так: в общем колорите можно рассмотреть множество оттенков, покрытых голубоватой дымкой. Картины, написанные под водой, достаточно авангардны: крупные широкие мазки: буквально повторяют форму подводных рифов и затопленных кораблей.

Как говорит одна художница Ольга Белкина: «Художник – это не профессия. Это миссия. Я хочу подарить миру своё видение подводного царства и поэтому занимаюсь живописью под водой. Море для меня – неиссякаемый источник вдохновения и энергии»

 

А сейчас предлагаю вам рассмотреть и обсудить зрительный ряд – картины подводного царства, изображаемые разными людьми. (анализируем аналоги). Анализ колорита (нежные голубые, салатовые, лазурные, синие оттенки – доминирующие), ритма, особенностей письма данного вида композиций.

- Посмотрите, какие замечательные морские композиции создают художники. Предлагаю и вам сегодня на уроке создать нечто подобное. Конечно, у нас нет возможности погрузится в воды океана, что бы написать картину с натуры. Однако у нас есть наша безграничная фантазия, благодаря который, можно создать такие вещи и необычные образы, которые окажутся даже лучше написанных с натуры картин. Пофантазируйте: закройте глаза, представьте себя в подводном мире. Вспомните, какие представители флоры и фауны существуют, каких мы сегодня увидели. Ещё раз посмотрите изображения коралловых рифов. И пусть ваша фантазия натолкнёт вас на создание чего-то необыкновенного.

 

Сегодня мы напишем нашу картину «подводное царство» акварельными красками, так как именно акварель, с её водянистой структурой, способна передать ту атмосферу подводного пейзажа, с её переливами и размытыми мазками. «Разводы» и «расплывы» краски дадут эффект водной среды, её мягкости и расплывчатости. А элементы на первом плане и рыб лучше прописать когда работа подсохнет – по сухому (либо гуашью), тогда их контур будет более чётким, что поможет создать эффект глубины водного пространства и воздушной перспективы.

Предлагаю ознакомиться с поэтапным созданием композиции «подводное царство»:

 

1 этап: замысел, просмотр аналогов Подумайте что будет изображено: какие подводные растения, представители фауны будут изображены. Как будет располагаться ваш лист, горизонтально или вертикально. Можете воспользоваться аналогами и фотографиями, но не срисовывайте, а проявите фантазию. Создайте собственное подводное царство.

2 этап: графический эскиз. Воплотите ваш замысел на бумаге с помощью лёгкого карандашного наброска (так как рисунок под акварель). Разместите элементы правильно по композиции.

3 этап: тональный эскиз. Продумайте детали. Можете даже наметить самые тёмные места лёгкой штриховкой в соответствии с тональным решением.

4 этап: цветовое решение. Возьмите акварель и прокройте поверхность листа основными локальными пятнами. В акварели нет белой краски. Белизна листа – самый светлый тон в работе. Акварель предполагает лессировочную технику: первый слой краски должен просохнуть прежде чем положить следующий. Ведите работу от светлого к тёмному.

5 этап: итоговая работа. Теперь вы дорабатываете свои работы до конца, уточняете детали.

 

3. Для закрепления полученной информации предлагаю ответить на 10 вопросов:

1. Как называется одна из самых разнообразных экосистем на Земле, являющаяся домом множества видов рыб и растений? (Коралловый риф)

2. Какие вы знаете виды морских существ? (рыбы, черепахи, акулы, дельфины, губки т.д.)

3. Что за жанр изо Марина и кто такие художники-маринисты? (представители такого жанра изо как Марина, пишут морские пейзаж и сцены)

4. Назовите представителей данного жанра: (Тёрнер, Айвазовский)

5. Кто является родоначальником нового направления изобразительного искусства – подводной живописи? (Андре Лабан)

6. Какие краски лучше всего подходят для подводной живописи и почему? (Масляные так как не растворяются в воде)

7. Какие оттенки в основном используются при написании подводного мира? (голубые, синие, лазурные, салатовые)

8. Почему именно акварель была выбрана для написания композиции «подводное царство»? (Её водянистые свойства, нежные переливы цвета.

9. Как создаётся эффект глубины в рисунке? (Элементы на переднем плане – больше и чётче)

10. Назовите поэтапность выполнения композиции: (замысел, графический эскиз, тональный, цветовое решение, завершение работы)

 

4. Во время практической деятельности учеников ведётся фронтальная и индивидуальная работа. При наличии типичных ошибок останавливается работа всего класса и проводятся пояснения по устранению ошибок.

 

5. – Время нашего урока подходит к концу

 

6. Домашним заданием будет сделать композицию с аквариумом в интерьере (закрепление навыков в анималистическом жанре), или подводный мир (в любой технике: акварель, гуашь, карандаши, объёмная аппликация)

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Что вызвало затруднения? В любом случае вы все молодцы, хорошо потрудились! А ещё большими молодцами будут дежурные, которые наведут порядок в классе!

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ

СТАНКОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

 

 

1 этап: замысел. Анализ аналогов 2 этап: графический поиск

композиционного решения

 

 

3 этап: тональный эскиз 4 этап: итоговая работа в цвете

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: