Гордас – Гридас – Гридя - Гордята




Весьма необычна личность князя Горда, своего рода болгаротаврического аналога русской княгини Ольги. По свидетельству Феофана, Анастасия и Кедрена, вскоре после воцарения Юстиниана Первого, в 528 г князь гунно-болгар, соседних с Боспором, по всей вероятности утургуров, по имени Гордас, сам лично отправился по морю к императору для заключения с ним союза и для принятия святого крещения. Сам император стал его восприемником от купели и почтил дарами. Князь, в свою очередь, обязался охранять византийские владения от варваров, в особенности город Боспор, и кроме того доставлять рогатый скот. Таким образом, он, по-сути, признал себя вассалом и данником Византии, тем более что император послал некоторое количество войска с военными трибунами для защиты Боспора от гуннов и собирания дани рогатым скотом. И когда этот первый христианский князь таврических болгар вернулся в свою страну, то он стал не только открыто исповедовать новую религию, но и принялся истреблять языческие идолы, которым поклонялись болгары. Те же кумиры, которые были изготовлены из серебра и электрона, он приказал расплавлять. Поскольку язычество было еще крепко в народе, уничтожение идолов возбудило его к мятежу. К тому же, восставшие были недовольны вассальной зависимостью от Византии и обязанностью платить ей дань. Мятежники убили князя и преемником ему поставили его брата Моагера. Вслед затем, опасаясь мщения со стороны ромеев, занимавших Боспор, они внезапно напали на город и избили византийский гарнизон с трибуном Далматием.

Интересно, что в 540 году армяне, отпавшие от союза с Византией и перешедшие на сторону персов, жаловались персидскому царю на Юстиниана, говоря, что он послал войско на боспоритов, подчиненных гуннам. Но болгары недолго владели Боспором, император направил против них и по морю и по суше многочисленные войска, набранные, по словам византийских хронистов, «из скифов», то есть опять же из славян. Варвары, устрашенные вестью о приближении сильного войска, покинули город и византийцы утвердились в нем окончательно. По всей видимости, боспориты-пантикапейцы до признания над собой верховной власти императора Юстиниана сохраняли видимость самоуправления, но теперь, чтобы иметь защиту от варваров, они вынуждены были подчиниться византийским начальникам. При этом, судя по той легкости, с какой болгары захватили город и истребили византийский гарнизон, можно прийти к предположению уж не сами ли боспориты помогли в этом гунно-болгарам, поскольку население этого города было скорее туземным чем византийским и у них могла быть своя антивизантийская партия, недовольная политикой Царьграда.

Примечателен факт, что приблизительно около времени крещения Гордаса принял крещение от императора Юстиниана и князь придунайских герулов Гретис со своими приближенными и обязался почти теми же условиями, так что ко временам гордой княгини руссов Ольги подобные путешествия вошли уже в обычай у варваров.

Интересно что приблизительно около времени крещения Гордаса принял крещение от императора Юстиниана и князь придунайских герулов Гретис со своими приближенными и обязался почти теми же условиями, так что ко временам гордой княгини руссов Ольги подобные путешествия вошли уже в обычай у варваров.

(Что касается имен варварских князей, обратим внимание на славянский их характер: русское имя Гордята, Всегорд, Грид, Гридос,Гридя и готское Гретис как разновидность Горда или Гордого).

Храм, воздвигнутый на месте погребения Аскольда-Николая, носил имя его небесного покровителя, в честь которого он был крещен, став первым русским крещеным князем Николаем. Эта забота рюриковичей о могиле Николая-Аскольда чем-то напоминает таковую же заботу каролингов о могиле неправедно убиенного Дагоберта II.

Наступал период владычества хазар и зависимости Киева от Хазарского Каганата. Когда посланцы Хазарского кагана и девяти иудейских старцев-судей впервые явились в Киев за данью, им был предложен русский обоюдоострый меч, как дань со значением: именно меч был олицетворением скифского бога войны Ареса. Куява-Киев платил дань хазарам и участвовал в военных предприятиях кавказских хазар. Не только Киев, но и зависимые от него племена платили дань хазарам - древляне по черной куне, радимичи – по шелягу, а северяне (сербы) неизвестно чем. И продолжалась эта зависимость вплоть до конца правления Аскольда и Дира.

Первое свидетельство о крещении руссов мы имеем в окружном 866 года послании патриарха Фотия. В нем он говорит, что «варвары справедливо разсвирепели за умерщвление их соплеменников; они благословно требовали и ожидали кары, равной злодеянию». И в другом месте «Их привел к нам гнев их, но, как мы видели, Божья милость отвратили их набег». (Четыре беседы Фотия – архим. Порфирия Успенского). Ясно что какое-то умерщвление русских людей в Византии стало причиной набега Руси на Константинополь.

Олег Вещий выдающийся деятель Древней Руси, объединивший Ладого-Новгородскую и Днепровскую Русь; его деятельность прочно упрепила ось Ладога - Киев. А затем для воссоединения с Таманской Русью, он должен был одержать победу над Хазарским каганатом. В своем недавнем трактате А. П. Новосельцев, анализируя целый ряд летописных сообщений, свидетельствующих о жестокой борьбе Аскольда с Хазарским каганатом, утверждает, что для Древне-русского государства «на первом этапе его существования главным был хазарский вопрос». И далее следует вывод: "Пока север и юг не были объединены, борьба с хазарами большого успеха не приносила. И лишь когда северный князь Олег объединил Киев и Новгород а вначале – Ладогу, тогда настал черед Черноморской Руси.

Освобождение Олегом Днепровской Руси от хазарской власти началось со свержения подчинившегося хазарам Аскольда потому что, как установила С. А. Плетнева, «хазары сохранили всю правящую верхушку побежденных народов, связав ее с собой вассалитетом». Поэтому свержение Аскольда и война с хазарами преследовали одну задачу, правда свержение а не убийство!

Противостояние Олега и хазар ясно выразилось, в частности, в следующем. В торговле того времени главную роль играли серебряные диргемы – арабские монеты, которые поступали на Русь и в соседние страны через Хазарский каганат. Но в последней четверти IX в., Олег по летописи начал править в Киеве в 882 г., при этом доступ серебра, приток монет, в Восточную Европу был искусственно приостановлен. Приток монет возобновляется лишь в начале Х в., когда серебро идет через Волжско-Камскую Болгарию из державы Саманидов в обход Хазарского каганата. Итак, Олег оказался настолько серьезным врагом Каганата, что последний устраивал экономическую блокаду Руси! Противостояние Олега Хазарскому каганату закономерно вело к сближению с Византийской империей, которая еще с 840-х годов была в самых враждебных отношениях с Каганатом. Этому вроде бы противоречит летописное сообщение о походе Олега на Константинополь и самых жестоких действиях его войска. Но в действительности сведения из предания о походе другого, «второго» Олега в 941 году были перенесены летописцем на Олега Вещего в 907-й год. Это очевидно из следующих фактов. Во-первых, византийские источники, со всей ясностью запечатлевшие походы Руси на Константинополь в 860 и, затем, в 941 годах, ничего не говорят о каком-либо подобном походе между этими датами. Далее, в дошедшем до нас договоре Олега с Византией, датированном в летописи 912 годом, сказано, что он заключается "на удержание и на извещение (удостоверение) от многих лет межи (между) хрестианы и Русью бывьшюю любовь"; эта «любовь» существовала, надо думать, с первых дней правления Олега, заявившего (по летописи – в 884 году) о хазарах: «Аз им противен» (то есть являюсь их врагом). Невозможно предполагать, чтобы процитированной «формуле» договора предшествовал военный поход Олега на Константинополь!

Так, в договоре, заключенном между Русью и Византией после реального похода 941 года, соответствующая «формула» имеет совершенно иной смысл: договор призван «обновити (возобновить) ветъхий (старый, давний) мир… разореный… и утвердити любовь межю Греки и Русью».

О действительных отношениях Олега Вещего с Византией с полной определен-ностью писал еще полвека назад выдающийся историк М. Н. Тихомиров: "Договор не имеет никаких намеков на враждебные отношения между русскими и греками…" и «никаких указаний на осаду Царьграда русскими… мы не имеем» (речь идет о времени Олега Вещего).

Наконец, само данное в «Повести временных лет» описание похода 907 года на Константинополь, как определил один из виднейших специалистов в области русско-византийских отношений М. В. Левченко, «взято из славянского перевода жития Василия Нового и из продолжателя Амартола, которые использованы также для рассказа о походе Игоря» (то есть походе 941 года).

Зная предания, что правитель Руси по имени Олег предпринимал поход на Константинополь, летописец охарактеризовал его с помощью византийских источников, отразивших поход 941 годаю.

И договоры Олега Вещего, и многие иные источники недвусмысленно говорят о тесных взаимоотношениях Руси того времени с Византийской империей. Об этом свидетельствует хотя бы такое летописное сообщение: "Царь же Леон (византийский император Лев VI Мудрый, правивший с 886 до 11 мая 912 года) почти(л) послы рускые дарми, златом, и паволоками и фофудьями (драгоценные ткани), и пристави к ним мужи свои показати им церковную красоту… и страсти Господня и венец, и гвоздие, и хламиду багряную, и мощи святых, учаще я (их) к Вере своей и показующе им истиную Веру".

И в церковном уставе современника Олега императора Льва VI указана русская митрополия, что свидетельствует о немалом распространении христианства на Руси при Олеге Вещем; это, правда, вовсе не означает официального принятия новой религии.

Стоит отметить, что, согласно сведениям византийского императора Константина VII, в середине Х века русская митрополия уже не существовала, что было результатом победы Хазарского каганата над Русью на рубеже 930- 940-х годов; так, несколько ранее, в 932 году, Каганат победил выступившего против него «царя алан» (предков осетин), и в результате, сообщал современник события – арабский хронист Масуди, – аланы «отреклись от христианства и прогнали епископа и священников, которых византийский император раньше им прислал» (позднее, после разгрома Каганата Святославом, аланы снова вернулись к христианству). Надо полагать, нечто подобное произошло и на Руси на рубеже 930-940-х годов.

По-видимому, при Олеге противоборство Руси и Алании с хазарами осуществлялось в союзе или даже при прямой поддержке Византии (и не в ответ ли на эту поддержку 700 воинов Руси участвовали в 911-912 годах в византийском походе против арабов?).

При Олеге Вещем не только создалось единое русское государство, простирающееся от Ладоги до Киева: это государство выступило как полноправный участник, «субъект» исторического бытия евразийского региона, в котором действовали три мощных империи – Византия, Хазарский каганат и Арабский халифат. Правда, преемник Олега Вещего потерпел поражение от Каганата, но истинная судьба Руси уже началась, и ее осуществление нельзя было надолго прервать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: