Разъяснение срока действительности масха (протирания) кожаных носков




Раздел

Посвященный протиранию кожаных носков

Дозволенность протирания хуффов (кожаных носков) подтверждена доказательствами из Сунны Пророка, солляЛлахку гъалейхи уа саллям. Слово «Хуфф» происходит от слова «хиффа», что означает легкость, облегчение. Они так называются потому, что вместо мытья ног шериат разрешил протирать кожаные носки, как облегчение.

На снисходительность и лёгкость шариата указывает предписание протирать (масх) носки вместо мытья ног во время абдеза. Носком (хуфф) именуется вид обуви, полностью покрывающий стопу и щиколотки. Если обычные носки являются плотными, они приравниваются к кожаным.

О протирании кожаных носков говорится во многих хадисах, в которых приво­дятся слова Пророка, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, или сообщается о его поступках. Количество этих хадисов столь велико, что их можно отнести к категориям «мутауатир» и «машхур».

К их числу относится хадис, который передал Аль-Мугъийра ибну Шугъба, радыяЛлаху гъанху. В нём сообщается, что как-то раз Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, вышел, чтобы удовлетворить нужду, а Аль-Мугъийра последовал за ним, держа в руках сосуд с водой. Когда Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, удовлетворил свою нужду, Аль-Мугъийра стал сливать для него воду, он же совершил абдез и протёр свои кожаные носки. /Этот хадис приводит Аль-Бухари/.

Передают, что Абдуллах ибну Умар, радыяЛлаху гъанхумаа, (как-то раз) услышал от Сагъда ибну Аби-Уакъкъаса, радыяЛлаху гъанху, что Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, протирал влажными руками кожаные носки (в конце абдеза, пе­ред намазом). А потом Абдуллах ибну Умар спросил об этом Умара, и тот сказал: «Да, (он делал это), но если Сагъд рассказал что-нибудь о Пророке, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, то тебе уже не следует спрашивать об этом никого другого!».

Если соблюдены все необходимые условия действительности абдеза, протирание кожаных носков заменяет мытьё стоп.

Протирать кожаные носки нельзя тому, кто должен совершить гъусль. Так, если человек совершил абдез и надел кожаные носки, а потом впал в состояние большого осквернения (джанааба), он не может омыть все части тела и протереть кожаные носки, поскольку в подобных случаях необхо­димо снять носки и омыть стопы. Указанием на это, служит хадис, передава­емый со слов Сафуана ибну ‘Ассаля, радыяЛлаху гъанху, который сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и не обязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна». /Этот хадис приводят Ан-Насаа-и и Ат-Тирмизи/.

Протирание кожаных носков было узаконено для облегчения. В этом нуж­даются многие люди, особенно те, кому трудно снимать носки перед каждым абдезом, например жители холодных стран, путники, солдаты и прочие. Разрешение протирать кожаные носки было названо разрешением отмены (мытья ног), по­скольку человек, надевший кожаные носки, не обязан мыть ноги.

Масх (протирание) в Шариате — это проведение мокрой рукой по той или иной вещи.

Причина (сабаб) протирания хуффов (кожаных носков) — надевание их на ноги.

Общие условия действительности протирания носков:

Кожаные носки должны закрывать ногу до щиколотки (включительно), то есть закрывать то место, которое обязательно омывать в абдезе. Они должны быть сделаны из материала, поверх которого дозволено совершать масх по шериату, то есть будут отвечать всем установленным условиям, которые будут разъяснены ниже.

Хукм масха на кожаные носки — дозволенность совершения намаза в период времени, в пределах, которого человеку дозволено совершать на них масх.

 

Рукн масха на кожаные носки — протирание части носка. Минимум, который необходимо протереть, равен по площади трём мизинцам руки.

С точки зрения шариатского хукма масх (протирание кожаных носков) является послаблением (рухса). Вместо того, чтобы мыть ноги холодной водой или в трудной ситуации можно протереть кожаные носки, хотя это можно делать, как по необходимости, так и без нее (летом или зимой без разницы).

Способ совершения масха:

Протирание совершается мокрыми пальцами рук движением по направлению от кончиков пальцев ног до голени.

Протирание кожаных носков дозволено только человеку в состоянии малого осквернения, то есть во время абдеза. Если человеку требуется совершить гусль, он обязан для этого снять кожаные носки и помыть ноги.

Протирание кожаных носков дозволено потому, что хадисы, в которых сообщается о том, что Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, протирал кожаные носки, передавались со слов около пятидесяти сподвижников. Поэтому есть большая вероятность, что отрицающий дозволенность протирания кожаных носков может впасть в неверие.

Если человек исповедует дозволенность протирания носков, но, вместо масха (протирания), вымоет ноги, он получит за это действие награду, так как омыть ноги сложнее, чем протереть носки.

Если путник попал в состояние большого осквернения (джанааба), не найдя воду для гъусля совершил таяммум, потом у него нарушился абдез и он нашел воду достаточную для совершения абдеза, ему обязательно в данном случае совершить абдез сняв кожаные носки и помыв ноги. Ему нельзя протирать в данном случае кожаные носки во время абдеза потому, что он находится в состоянии большого осквернения.

Масх (протирание кожаных носков) дозволен мужчинам и женщинам, оседлым и путникам, по необходимости или без нее (летом или зимой без разницы).

Масх дозволен, даже если носки изготовлены не из кожи, а из другого плотного материала, как, например, сукно, войлок, но при этом ставится условием, что носки сами держатся на ноге (не спадают) и не пропускают воду. Это мнение имамов Абу-Юсуфа и Мухаммада, рахматуЛлахи гъалейхимаа. К этому мнению впоследствии склонился и имам Абу-Ханифа, рахимахуЛлах, и согласно этому мнению дается фатуа потому, что такие носки заменяет носки из кожи. Такие носки можно протирать и не имеет значения, есть у них подошва из кожи или нет.

Как мы уже сказали, можно протирать обычные носки (джаураб), но при том условии, что они будут такими же, как и носки, которые протирали наши праведные предшест­венники (саляф). Имеется в виду, что носки должны быть настолько плотными, чтобы сквозь них не было видно тело, чтобы в них можно было пройти без обуви фарсах (5250 метров) или более того и чтобы они препятствовали доступу влаги к телу во время протирания (одна­ко носки, которые делают в наше время, редко отвечают всем этим условиям). Раньше обычные носки делались либо из кожи, либо из кручёной шерстяной пряжи. Обычные носки, которые делались из кожи, отличались по форме от ко­жаных носков, именующихся «хуфф». Они надевались на ступню и доходили до голени. Носки, которые делались из кручёной шерстяной пряжи, надевались на ступню и закрывали щиколотки.

Имамы ханафитского мазхаба придерживались единого мнения отно­сительно недопустимости протирания тонких и просвечивающих носков.

Указанием на дозволенность протирания обычных (плотных) носков служит хадис, в котором сообщается, что аль-Мугъийра ибну Шугъба, радыяЛлаху гъанху, сказал: «Посланник Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, совершил абдез и протёр (обычные) носки и сандалии». /Этот хадис приводит Ат-Тирмизи/.

Сообщается, что обычные носки и сандалии часто протирал Абдуллах ибну Масгъууд, радыяЛлаху гъанху.

Существует семь условий действительности протирания кожаных носков:

Автор книги здесь перечисляет семь условий, которые делают дозволенным протирание кожаных носков. Потому, что во время абдеза основой является мытье ног и для того, чтобы замещение мытья ног протиранием кожаных носков было действительным необходимо соблюдение этих условий.

1 - Хуффы (кожаные носки) должны быть надеты после мытья ног во время абдеза. Если человек совершил абдезпомыв ноги, затем надел кожаные носки. Потом через какое-то время у него нарушился абдез и он решил совершить абдез. Теперь он имеет право во время абдеза вместо мытья ног протереть эти кожаные носки.

А если у человека нет абдеза и он надел кожаные носки и решил совершить абдез. В данном случае ему нельзя вместо мытья ног протереть эти кожаные носки потому, что для того, чтобы протирать их во время абдеза необходимо их надеть после того, как человек совершил абдез помыв ноги.

Сообщается, что Аль-Мугъийра ибну Шугъба, радыяЛлаху гъанху, сказал: «(Однажды,) находясь вместе с Пророком. солляЛлаху гъалейхи уа саллям, в пути, я нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, однако он сказал: «Оставь, ибо я надел их на чистые ноги», после чего протёр их». /Этот хадис приводит Аль-Бухари/.

Если у человека на одной ноге или на обоих есть раны поверх, которых наложены повязки, он совершает абдез, когда доходит до мытья ног протирает повязки, моет неповрежденные части ног, затем надевает на них кожаные носки.

Последовательность омовения органов тела (как это приводится в аяте абдеза: сначала лицо, затем руки до локтей, потом протирание головы, после этого мытье ног) не является фарзом в абдезе согласно ханафитскому мазхабу, поэтому можно сначала помыть ноги и надеть хуффы после омовения ног, а потом омыть лицо, руки до локтей и протереть голову, но при этом ставится условием, чтобы после надевания хуффов до того, как человек завершит абдез, не случилось ничего, что нарушает абдез, иначе хуффы надо будет снять и совершить абдез заново.

Если у человека хроническое недержание мочи, или выход газов, такой человек совершает абдез с наступлением времени каждого обязательного намаза и надевает кожаные носки. Он может протирать их при каждом абдезе до наступления времени следующего обязательного намаза. С наступлением времени очередного обязательного намаза он должен совершить абдез, сняв с ног кожаные носки, затем он может надеть их и протирать до времени следующего обязательного намаза.

А если у человека, у которого хроническое недержание мочи, или выход газов, это прекратилось на какое-то время и он в это время совершил абдез и надел на ноги кожаны носки, ему разрешается как и обычному здоровому человеку протирать их в течение суток, если он не путник, и в течение трех суток, если он находится в пути.

2. Хуффы (кожаные носки) должны полностью закрывать ногу до щиколотки (включительно) со всех сторон.

Если голенище хуффа (кожаных носков) не совсем плотно прилегает к ноге и человек, глядя сверху, может видеть свою стопу, это не влияет на дозволенность совершения масха (протирания).

3. Хуффы (кожаные носки) должны быть настолько крепкими, чтобы в них можно было пройти расстояние равное примерно 5250 метрам, то есть три шариатских мили.

Следовательно, запрещено совершать масх (протирание) поверх обуви, изготовленной из стекла, дерева или железа.

4. Хуффы (кожаные носки) должны быть целыми.

Если на хуффе дырка или несколько дырок, которые в сумме равны по площади трем мизинцам ноги, совершать масх (протирание) на такой хуфф нельзя. Если дырка меньше трех мизинцев, масх (протирание) совершать дозволено. При этом в расчет берется каждый хуфф в отдельности. Следовательно, если дырки на обоих хуффах в сумме составляют площадь трех мизинцев, ему дозволено совершать масх (протирание) на эти хуффы (кожаные носки).

Если дырка на хуффе спереди и видны большой палец и палец, который рядом с ним дозволено протирать такой кожаный носок, даже если размер этой дырки равен размеру трех мизинцев ноги, согласно самому достоверному мнению в мазхабе.

Если на хуффе (кожаном носке) есть небольшой горизонтальный разрыв размером меньше трех мизинцев ноги через, которую не видна кожа ноги из-за крепкости хуффа, на такой хуфф можно совершать масх (протирание).

Если на хуффе есть маленькие дырки, принимаются в расчет дырки размером не меньше толщины рогожной иглы1. Если на хуффе таких дырок много и их общая площадь в сумме равна трем мизинцам ноги на такой хуфф совершать масх (протирание) нельзя, если их общая площадь меньше трех мизинцев ноги протирать такой хуфф можно. А на дырочки размером меньше толщины рогожной иглы не следует обращать внимание. 1 Рогожная игла это игла предназначенная для шитья толстой нитью.

5. Хуффы должны быть плотными и держаться на ноге без завязок потому, что тонкие кожаные носки не пригодны для прохождения указанного расстояния.

6. Хуффы (кожаные носки) или плотные носки, на которые можно совершать масх (протирание) не должны пропускать воду, которая используется для протирания. То есть, если человек намочил руку водой и протер ею носок, вода от такого протирания не должна попадать через носок на кожу стопы. А если она попадает, на такой носок нельзя совершать масх (протирание).

 

7. Если у человека, который хочет протереть носок, отсутствует передняя часть стопы, протирание оставшейся части будет недействительным и ее необходимо омыть. Протирание допускается только в том случае, когда по размеру эта оставшаяся часть стопы равна трем наименьшим пальцам руки или превосходит её, поскольку обязательно протирать поверх­ность именно такой площади. В случае отсутствия передней части стопы носок протирать не следует даже при наличии пятки, необходимо омыть щиколотку и пятку этой ноги, в таком случае необходимо омыть обе ноги потому, что омывать одну (нецелую) ногу и протирать другую (целую) нельзя. Если же одна нога ампутирована выше щиколотки, кожаный носок на второй целой ноге протирать можно.

Разъяснение срока действительности масха (протирания) кожаных носков

Оседлому человеку (то есть не путнику) дозволено протирать носки, не снимая, один день и одну ночь (одни сутки). Путник имеет право протирать носки, не снимая, три дня и три ночи (трое суток).

Отсчитывать срок действительности масха следует с того момента, когда у человека нарушится абдез, после того как он в состоянии ритуальной чистоты надел хуффы (кожаные носки), это самое правильное мнение в мазхабе. Так, если человек, находящийся у себя дома, совершил абдез в шесть часов утра, потом надел кожаные нос­ки, а осквернился (у него нарушился абдез) в десять часов, он может протирать свои кожаные носки до десяти часов следующего утра.

Существуют другие слабые мнения, согласно одному из них срок действительности масха на кожаные носки отсчитывается с момента, когда человек надел их, согласно другому мнению с момента, когда он начал протирать их. Но как было сказано выше, самым правильным является мнение согласно, которому отсчитывать срок действительности масха следует с того момента, когда у человека нарушится абдез, после того как он в состоянии ритуальной чистоты надел их, это самое правильное мнение в мазхабе.

Сообщается, что Сафуан ибну ‘Ассаль, радыяЛлаху гъанху, сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, говорил нам, что в тече­ние трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого оск­вернения...» /Этот хадис приводят Ан-Насаа-и и Ат-Тирмизи/.

Передают со слов Абу Бакра, радыяЛлаху гъанху, что Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, позволял путнику протирать (кожаные носки, не снимая их), в тече­ние трёх суток, а оседлому (постоянно живущему на одном месте) — в течение одних су­ток, если человек надел свои кожаные носки в состоянии ритуальной чистоты. /Ад-Даракутнии Аль-Хаким/. Передают со слов Абу Бакра, радыяЛлаху гъанху, что Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, определил, что время действительности протирания кожаных носков для путника составляет трое суток, а для живущего на одном месте — одни сутки. /Ибн Хиббан/.

Сообщается, что Шурайх ибну Хааниъ сказал: «(В своё время) я пришёл к Аише, радыяЛлаху гъанха, чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: “Тебе следует обратиться к Али ибну Аби-Талибу, радыяЛлаху гъанху. Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с Посланником Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям». Мы задали ему этот вопрос, и он сказал: «Посланник Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, установил для путника срок в трое суток, а для живущего на одном месте — в одни». /Муслим 274/.

Если человек протер носки дома и до истечения одного дня и одной ночи отправился в путешествие, срок действительности его масха продлевается до трех суток. Он имеет право протирать носки как путник до истечения трех дней и трех ночей считая с того момента, когда он начал их протирать (дома).

Если человек начал протирать носки, будучи путником, вернулся домой и срок его масха еще не составил один день и одну ночь, он имеет право протирать носки оставшееся время, чтобы в целом срок масха составил одни сутки, а не трое, как в пути. Если человек вернулся из путешествия домой, когда срок его масха превысил один день и одну ночь, он обязан снимать носки и мыть ноги.

Минимальный участок, который необходимо протереть на носке, равен по площади трём мизинцам руки потому, что так приводится в сунне и обычно человек протирает рукой, а большая часть ладони это минимум три пальца. При этом не ставится условием протирание именно рукой: если человек налил воду на хуфф (кожаный носок) или протер его (влажной) тряпкой, это засчитывается как масх (протирание).

 

Протереть необходимо верхнюю часть носка спереди. Протирать носки следует один раз потому, что многократное протирание не является сунной. Протирание пятки, подошвы, боков стопы или голенища является недействительным.

Способ протирания:

Человек, который совершает абдез, должен возложить смоченные во­дой растопыренные пальцы рук на переднюю часть носка (правая рука возла­гается на правый носок, а левая — на левый), а потом протереть ими верхнюю часть стопы по направлению к голени. Достаточно протереть участок разме­ром в три наименьших пальца руки. Заменой этому не может служить протира­ние внутренней поверхности, пятки, боковых поверхностей носков или голени. Сообщается, что Али, радыяЛлаху гъанху, сказал: «Если бы рели­гия основывалась на самостоятельном суждении, то протирать нижнюю часть кожаного носка, конечно, было бы предпочтительнее, чем верхнюю, однако я видел, как Посланник Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, протирал верхнюю часть своих кожаных носков». /Абу Дауд/.

Сообщается, что Аль-Мугъийра ибну Шугъба, радыяЛлаху гъанху, сказал: «(Однажды) я видел, как Посланник Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, (отошёл, чтобы) помочиться, а потом вернулся, совершил абдез и протёр свои кожаные носки. Он возло­жил правую руку на правый носок, а левую — на левый, а потом один раз провёл руками поверх носков, и я видел пальцы Посланника Аллаха, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, на поверхнос­ти его носков». /Этот хадис приводят Ибну Аби-Шайба и Аль-Байхакъи/.

Суннаты протирания носков:

Является сунной протирать носки движением от пальцев ног к голени вдоль стопы, раздвинув при этом пальцы рук. Потому, что Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, однажды проходил мимо одного человека, который совершал абдез и при этом мыл кожаные носки на ногах. Тогда Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, ткнул его рукой и сказал: «нам велено было протирать вот так» и показал ему протирание, проведя рукой начиная с передней части хуффа (кожаного носка) по направлению к голени, раздвинув при этом пальцы рук. Он протер один раз. /Этот хадис приводит Атъ-Тъабараани в Аль-Аусатъе/.

Достаточно протереть носки один раз, повторение же этого сунне не соот­ветствует. Если протереть носки не вдоль, а поперёк, или двигаться не от носка к голени, а от голени к носку, протирание будет действительным, хотя это и про­тиворечит Сунне.

Протирание (масх) кожаных носков нарушают четыре вещи:

1.Протирание кожаных носков нарушает всё, что нарушает действительность абдеза. Протирание заменяет мытьё ног, а это значит, что его делает недействительным всё то, что делает недействительным абдез. А то, что нарушает абдез мы уже знаем.

2. Снятие хуффа.

Масх (протирание) нарушается, если носок был снят полностью, а также в том случае, если носок сполз настолько, что большая часть стопы оказалась в области голенища потому, что это равносильно полному снятию носка.

Снятие хотя бы одного носка, а также извлечение большей части стопы до голенища носка нарушает протирание носков. Объясняется это тем, что недействительность абдеза неделима и в результате снятия носка с ноги прежнее осквернение распро­странится на неё и это нарушает абдез. Кожаный носок препятствует распространению действия осквернения, но не удаляет его, вследствие чего человеку, который протёр кожаные носки, следует совершать намаз в этих носках. Если у человека снят один носок, ему необходимо снять и другой, чтобы омыть обе ноги потому, что во время совершения абдеза нельзя омывать одну ногу и протирать другую.

Если носки будут нечисты, намаз окажется недействительным, и поэтому необходимо следить за их чистотой.

 

3. Попадание воды в носок нарушает протирание носков, при условии, что промокла большая часть стопы. В подобном случае необходимо снять носки и омыть обе ноги, чтобы избежать соединения мытья с протиранием.

Если человек помыл ноги не снимая кожаные носки, это засчитывается, как мытье ног и с истечением срока действительности масха его абдез не нарушится.

4. Окончание срока, в течение которого дозволено совершать масх нарушает протирание кожаных носков.

Оседлому человеку (то есть не путнику) дозволено протирать носки, не снимая, один день и одну ночь (одни сутки – 24 часа). Путник имеет право протирать носки, не снимая, три дня и три ночи (трое суток – 72 часа).

Отсчитывать срок действительности масха следует с того момента, когда у человека нарушится абдез, после того как он в состоянии ритуальной чистоты надел хуффы (кожаные носки), это самое правильное мнение в мазхабе. Так, если человек, находящийся у себя дома, совершил абдез в шесть часов утра, потом надел кожаные нос­ки, а осквернился (у него нарушился абдез) в десять часов, он может протирать свои кожаные носки до десяти часов следующего утра.

Окончание срока, в течение которого дозволено совершать масх нарушает протирание кожаных носков. В подобном случае че­ловеку следует снять кожаные носки и омыть ноги. Если срок действительности протирания истёк, но человек опасается причинить непоправимый вред ногам из-за сильного холода, он может снова протереть носки, не снимая их с ног, однако в подобном случае следует протереть носки полностью, как протирают лубки, наложенные на место перелома. Потому, что в данном случае хуффы принимают хукм повязок, а их необходимо протирать полностью или протирать большую их часть. Он может потирать их таким образом до тех пор, пока опасение причинить непоправимый вред ногам из-за сильного холода не исчезнет. Так приводится в книге «Мигърааджуд-Дираая», которую написал крупный ученый Къауамуд-Диин Мухаммад ибну Мухаммад Аль-Каакий, умер в 749 году хиджры. Эта книга является комментарием к книге «Аль-Хидая».

Если время масха закончилось во время совершения намаза, намаз становится недействительным.

Если масх нарушился: 1 - из-за снятия хуффа (кожаного носка) или из-за того, что носок сполз настолько, что большая часть стопы оказалась в области голенища, 2 - или из-за попадания воды внутрь хуффа, 3 - или из-за окончания срока масха, когда человек находился в состоянии абдеза, дозволено не переделывать полностью абдез, а только вымыть ноги, но желательно полностью совершить абдез. А если одно из этих трех вещей случилось, когда у человека нарушен абдез, он должен снять хуффы и совершить абдез от начала до конца, в том числе омыв ноги.

Во время совершения абдеза не дозволено совершать масх на чалму или тюбетейку (вместо протирания головы). Не дозволено женщинам протирать никъаб (чадру, которая закрывает лицо) вместо мытья лица во время абдеза. Также нельзя протирать перчатки вместо мытья рук во время абдеза.

В хадисе приводится, что, когда Пророк, солляЛлаху гъалейхи уа саллям, протирал голову, протирал и чалму. Здесь имеется ввиду, то он протер обязательную часть головы и дальше протер чалму сверху, чтобы не снимать ее. То есть фарз он все равно протирал. А если протереть чалму не дотрагиваясь до волос, это протирание будет недействительным.

 

 

Данный материал взят из книги «Маракъыль Фалях» стр. 164 – 171, и из книги «Ханафитский фикъх в новом обличьи».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: