Индивидуальная письменная работа (на листочках).




Боги и жрецы

- Природой и людьми управляют боги.

- Боги могут навлекать бедствия.

- Богов задабривали подарками, молили о пощаде и милости.

- Храмы – жилища богов.

- Богам возводили статуи, т.к. бог вселяется в изображение.

- Жрецы – служители богов.

- Жрец умеет разговаривать с богами.

- Фараоны дарили храмам земли, золото, рабов, которыми распоряжались жрецы.

- Египтяне верили, что жрецы говорят от имени богов.

Что рассказывали египтяне о своих богах

- Бог солнца – Амон-Ра.

- Пока длится день, Амон плывет по небу в лодке, на голове сверкает солнечный диск.

- Вечером на западном краю неба Амон вступает в смертный бой с богом тьмы Апопом свирепым змеем.

- Сражение длится всю ночь.

- Геб – бог земли – человек с головой змеи.

- Нут – богиня неба – огромная корова; ее темное тело усеяно звездами.

Легенда о Гебе и Нут (стр. 50)

Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем. Каждый вечер Нут рожала звезды. И всю ночь они плыли по ее телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон – Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты как свинья, пожирающая собственных поросят». Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землею.

- Тот – бог мудрости – голова ибиса. (стр. 52)

- Бастет – покровительница женщин – кошка.

- Египтяне поклонялись животным – птицам, змеям, рыбам, насекомым.

- Найдены кладбища животных, похороненных по особым правилам.

Миф об Осирисе и Исиде. (стр. 50)

- Когда Осирис был царем Египта.

- Осирис научил египтян выращивать зерно, виноград, печь хлеб.

- Младший брат Осириса – Сет – бог пустыни и песчаных бурь.

- Сет ненавидел Осириса.

- Однажды Сет принес на царский пир роскошный гроб, который должен был достаться тому, кому он придется впору. Гроб для всех гостей был слишком велик.

- Когда Осирис лег в гроб, слуги Сета захлопнули крышку гроба и бросили его в Нил.

- Жена Осириса Исида с сыном Гором спряталась в зарослях на берегу Нила.

- Когда Гор вырос, он отомстил Сету.

- Исида нашла гроб Осириса и оживила его.

- Осирис стал царем и судьей в «стране мертвых».

- Гор – покровителем земных фараонов.

- Исида – защитница жен и матерей.

Царство мертвых

- Там светло, тепло.

- Зреет зерно, растут финики.

- Распоряжается там бог Анубис – с головой шакала.

- Анубис умершего ведет на суд Осириса. (стр. 52)

- Умерший дает клятву, что он был добрым и справедливым. (стр. 51)

- Бог Тот записывает клятву.

- Сердце кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды – Маат.

- Если равновесие – то не солгал и его пропускали в царство мертвых.

- Чудище с телом льва и пастью крокодила глотало солгавшего.

- Тело умершего сохраняли для царства мертвых, чтобы в него вновь вселилась душа.

- Египтяне изготовляли мумии: высушивали тело, пропитывали смолой и обматывали бинтами.

- Мумию клали в гроб – саркофаг.

- Саркофаг ставили в гробницу.

Обожествление фараона

- Амон-Ра – царь среди богов.

- Фараон – сын Ра, царь людей.

- Без фараона жизнь невозможна.

- Фараону молились.

- Верили, что от него зависит урожай, разливы Нила.

- Все должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и сама природа.


Слайд 1. Религия древних египтян

Цели: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализиро­вать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 12.

КАРТОЧКА № 12 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?» Для этого вспомни: - Для чего фараоны Египта организовывали военные походы? - Как было вооружено войско фараона? - Как выглядели боевые колесницы? - Что привозили из походов их участники? - Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов? Сделай вывод._______________________________

Примерный ответ учащегося

Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расши­рить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона име­ло на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное - рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

Индивидуальная письменная работа (на листочках).

- (Табличка на доске). Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в пра­вом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта 1....
2.... 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали мате­риал для письма.
3. Фараон 3....
4.... 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5.... 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.
6.... 6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия 7....
8.... 8. Сбор в пользу государства.

 

Ответы: 1 - место, где река делилась на несколько рукавов; 2 - папирус; 3 - повелитель всего Египта; 4 - крестьянин; 5 -ре­месленник; 6 - архитектор; 7 - вера в сверхъестественные суще­ства; 8 - налог.

Работа с классом по карте.

- Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

- В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину Сирию, Финикию.)

3. Беседа по вопросу.

- Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства. (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество ра­бов в стране - это источник недовольства властью, своим по­ложением. В любой момент они могут поднять восстание.)

4. Заслушивается устный ответ по карточке № 12, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали ста­тую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т. д. На стенах гробниц худож­ники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загроб­ную жизнь, а значит, были религиозные верования.

- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Изучение новой темы План

1) Боги древних египтян.

2) Религиозные верования древних египтян.

3) Религия и власть фараона.

На доске: тема урока.

Информация для учителя

Данный урок можно построить на изучении фрагментов исто­рических документов: «Книга мертвых», «История в девяти кни­гах» древнегреческого историка Геродота или текста учебника. Поскольку материал урока содержит большое количество назва­ний египетских богов, то не следует просить детей запоминать их. Целесообразно подвести их к пониманию религиозных верований древних египтян: веру в загробную жизнь и культурных животных, показать связь власти фараонов с религией.

1. Работа с текстом учебника. Слайд 2.

Прочитайте п. 2 § 10 Вигасина

Выясните, какие боги существовали у древних египтян.

Заполните таблицу в тетрадях.

Боги Какие силы природы и занятия они отражали
   

 

2. Работа с историческими документами. «Книга мертвых»

(вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла. Не де­лал я того, что для богов мерзость... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей... Я чист, я чист, я чист, я чист...»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 47.

- Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

- Где человек произносил подобную клятву? (На суде Осириса.)

- Для чего нужна была эта клятва? (Для того чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.)

Геродот. История (культ животных)

66....Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

67....Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и по­гребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах...

69....Жители Фив и области Меридова озера почитают крокоди­лов священными. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в свя­щенных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...

Круьикол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М.,1987. С. 49.

- Культ каких животных существовал в Древнем Египте? (Ко­шек, собак, крокодилов.)

3. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью? (Египтяне ве­рили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра (бога Солнца). Бог Солнца - царь среди богов, фараон (его сын) - царь среди людей. Между религией и госу­дарственной властью существует самая тесная связь. Рели­гия - важнейшая опора государственной власти в Египте.)

V. Закрепление изученного материала

- Дайте определение понятию «религия».

- Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

- Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия - опора государственной власти.)

VI. Подведение итогов урока Слайд 11.

VII. Домашнее задание: Слайд 12. прочитать § 10 Вигасина или § 14 Михайлов­ского; подготовить ответ на вопрос: «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 33 (с. 29), придумайте окончание сказки.


 

Дополнительный материал

Приведенные выше отрывки из исторических документов говорят о своеобразии древнегреческой религии, которое заключается в прочно­сти и живучести религиозных традиций (например, культа животных) и в значении заупокойного культа. Культ животных восходит к родо- племенным верованиям - к тотемизму.

В связи с заупокойным культом в Древнем Египте были распростра­нены учение о загробном мире, мумификации, строительстве гробниц. Поэтому помещенный материал из труда Геродота «История в девяти книгах» может стать дополнительной информацией к уроку.

Бальзамирование покойников

Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят по­койника, они показывают родственникам на выбор деревянные рас­крашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования... Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий - са­мый дешевый. Потом опрашивают (родных), за какую цену (и ка­ким способом) те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания (растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфи­опским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой (ароматическая смола), касией (дикая корица, ароматическое растение) и прочими благовониями (кроме ладана)... (его) снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают (его) повязкой из разрезанного на ленты вис­сонного полотна и намазывают камедью (вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготавливают деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене.


 

Работа с историческими документами. «Книга мертвых»

(вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла. Не де­лал я того, что для богов мерзость... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей... Я чист, я чист, я чист, я чист...»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 47.

- Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

- Где человек произносил подобную клятву?

- Для чего нужна была эта клятва?

 

Геродот. История (культ животных)

66....Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

67....Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и по­гребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах...

69....Жители Фив и области Меридова озера почитают крокоди­лов священными. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в свя­щенных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...

Круьикол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М.,1987. С. 49.

- Культ каких животных существовал в Древнем Египте?

Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: