Контрольная работа по народной прозе




1 вопрос. Опираясь на указанные источники, раскройте особенности несказочной прозы и основных ее жанров (в ответе обязательно указывайте источники и авторов, на чье мнение вы ссылаетесь). Почему несказочную прозу называют мифологической?

Определите жанровые особенности следующих текстов. Запишите свои выводы.

Мам, расскажи, как женщина в поросёнка-то превращалась. Я никогда не забуду.

– А-а! Вот така, постарше может Настеньки [внучки] была, десять годков, может. Мать была, ну она была, двоюродный брат – тёща его, Аксинья Назаровна. Они с ним в одной избе. А мой отчим был ему, доводился племянником. И вот мы как свои были. И вот она была, бабка одна: «Ты чё, Ксюша? Ты чё, Ксюша?» «Ой, Машенька, болею». «Да чё ты болеешь?» А она вот на молоду, вот месяц только народится, на ущербе это её черти начинают <бередить>, а зимой на Новый год. Вобще ведь это такое. А у них раньше были, это щас ванны, а то были бýшнаи корыта из дерева сделаны, вот такие длинные.

[– Как корыта называются?]

– Бушные. В него стирались, поганое это всё делали. А тако чистое в него не делали. Были эти лоханки вот такие, это чистые были, как ведры, были сделанные из дерева, как будто кадушечка и вот у ей сделана эта ручка, и всё таскали, спецально ручка и сделана. А это бушное корыто.

Вот она, на Новый год в бане вымылись, вымыли корыто. А она, видно, задумала, что ей, <…> на Старый год, на четырнадцатое это вот ее было дело <…>. Вот перед войной она и бегала, вот она перед войной-то и бегала. Илюха, хороший, красивый парень, говорит, там еще с одним, Берёзкиных парень был, выросли вместе, там всё, Виктором звали. А этот был Витя, второго-то, который с ним свинью-то ловил. Ну и они говорят: «Пойдём на вечерку». «Пойдём». «Знаешь чё, опять Анисья побежит. Давай, говорит, по шилу возьму». Ну, в карман положили и пошли.

И вот оне, у нас вот так проулок <…> А он, говорит: «Ну-ка так вот стань». Илюха говорит: «Тока встали – она, говорит, выбегает из-под ворот, говорит, мых, мых, мых! И за нами. Мы, говорит, сначала побежали, говорит, так бежим. Она добегат, раз! как даст по ногам – и в снег, и давай его катать». А другой говорит: «Как она сбила-то того, Витьку-то, а я, говорит, как добежал, говорит, да не обробел, да, говорит, на нее верхом сел, да за уши взял, говорит, и, говорит, шилом». Да кричит: «Витька, подымайся давай! Тот, говорит, вскочил, и мы, говорит, как двое-то на неё сели, говорит. Мы ее до тех пор тыкали, говорит, этими шилами, истыкали всю, всю, всю. Она, говорит, всё, говорим, если свинья, то она завтра будет тут таскаться». Вот пришёл, говорит, весь в снегу, а отец-то и говорит: «Ты где это был? Илюха, ты это где был, где?» «Ой, у Аксиньи на дороге из-под ворот вылетела свинья, ну пойдём, тятенька, пойдём, посмотри!» Раньше всё звали тятенька. «Пойдём, посмотри». Пошли, а уж её нету, она уже всё, вьють, исчезла, они пока домой заходили, она в это время исчезла.

И она могла два месяца лежать на печи, отходила, ага. Как она была истыкана, да не приведи Бог. Ну, и нашел… Ну, она это, видно, пришла и под бушно корыто это положила, свою шкуру. А дедушка-то Алексей пошёл утром, да и говорит: «Чё-то бушно корыто». А так пнул, а там… Он же ее <шкуру> взял и сожёг. И она заболела, заболела да умерла.

 

[Ольга Марковна, а вы слышали что-нибудь, когда храмы здесь разрушали?]

Вот здесь в Кейзесе, тада война была. Здесь только закрыли…

Г.А.: Это было, я в пятьдесят седьмом заканчивала, он ещё стоял, храм, потому что не храм был, а кинотеатра, кино там ставили.

О.М.: Там кино, а тада после кина была эта стрельба, что во стреляли это как бы, училися стрелять. Это вот былО, когда, в каким году, Вася у нас родился в шестьдесят пятом… А в шестьдесят шестом совсем его всё разбирали, кирпичи, всё, кто куда возили.

Г.А.: Самое главное, интересно, самое главно, просто сказали, разбирайте… Она была обшита доскАми, доски оторвали и там такие, знаете, жёлтые интересные брёвна. Уже сколько простояла она, если не век, жёлтые, как бы звонкие брёвна. Разобрали два этих, брёвна разобрали, кто на поветку, кто на дом, кто чего. Кирпичи: «Берите, берите, кто хочет берите». Вот буквально, в течение каких-то пяти-шести лет, вот все, кто взял хотя бы <неразб.>, все умерли. Значит, что-то есть?! Кто утонул, кто повис, кто трактором придавило, ну, никто нормально не лёг, не умер. Все со всякими… А один этот, Гагарин, умирал, дом построил из кирпича, дак из больницы седельниковской даже ушли из его палаты. Орал, его там томило, он орал благим матом, он орал. Наконец, умер. Несколько дней орал. Все умерли, все ушли, все, кто хоть кирпич один взял.

А сыщиковские <жители д. Сыщиково Седельниковского р-на Омской обл.> они как-то по-другому говорят.

А сыщиковские они, вот я как-то даже не могу объяснить. Сыщиковские даже самые первые сюда приехали. Чалдоны они. Там речка была Чалды и Дон. Дон и Чалды, она приток был, вот прозвали чалдоны. Вот они там жили када, сюда приехали када, уже здесь наши прозвали чалдоны сыщиковских. Речка Дон и Чалды, приток Чалды к Дону, и жили на этом берегу. Ну, видать, земельна-то реформа-то была, сюда пришла, и они сюда. Но сыщиковские самы старые они, када приехали. Они первые сюда переселенцы. Потом белорусы переселенцы сюда приехали, белорусы, это всё.

 

 

И она <бабушка> говорила, вот русские носят крест. И крест, причём, не просто вот так, а так же крест <перекладина наискось к вертикальной основе>.

И вот когда, говорит, черти опять-таки гнали <…> ангела. И вот они закрыли его в какую-то, не знаю, в какой-то там замок, или что-то она говорила, в какой-то амбар его закрыли. Он не мог никак сбежать оттуда.

И вот когда ночь настала, он решил потихоньку сбежать по трубе. И как он сбежал: он заколачивал вот такие крестики. И вот уйти по трубе, и когда он шёл по ней, этот крест как бы скривился, когда он наступал на него. Когда он сбежал, он зашёл на небеса. И что люди когда зашли, и когда они уже там всё это когда разоблачилось, она говорила, они увидели, что ангел шёл. И они когда в память о нём вот этот крест повешали себе на шею. Вот так такое я слышала.

 

Вот потом, когда русские пришли к ним. Там были курганы. В Усть-Тамаке есть возле старого Иртыша курганы. Даже вот такие холмики были. А потом взяли, председатель сказал это разравнять. Ну, наши стали равнять, а там голОвы человеческие нашли в этих курганах. А когда, ну вот, наверно, жили эти татары раньше, у них домов не было, а были это землянки и каки-то стойки, чтоб это ставить. Ну, это старые рассказывали. И вот когда услышали, что белый человек идёт это русские, они чего-то подрубали и обрушалось, и там они умирали.

[А зачем?]

Ну, зачем, боялись русских. Вот. Вот Ермак их гонял. И щас нарочно район дал название нашему колхозу «Ермак».

 

Вот единственная легенда, которую я раньше вспомнила, что у одной женщины, она была одинокая, умер муж. И вот, значит, к ней повадился вот этот муж через какое-то время начал к ней приходить ночью. Начал к ней приходить ночью и там занимались, как муж с женой. И потом, значит, под утро перед петухами муж опять уходил. Каждую ночь. И вот как-то он попросил, никому об этом не говорить, иначе я к тебе не буду приходить. Ну, жена там сильно страдала, плакала там, убивалась, рыдала или тосковала…

И как-то случайно, где-то кому-то, какому-то старику там рассказала, деду там какому-то, что так и так. Где-то она проронила, что… А дед ей сказал: «Смотри, когда он будет запрыгивать на коня, есть ли у него хвостик». Жена решила, что проверит, кто это – муж или кто-то другой. Когда она под утро его провожала, когда он запрыгивал на коня, она увидела у него хвостик.

Поэтому говорят, что никогда нельзя по умершему плакать, тосковать, что как бы в другом мире они пытаются вернуться, умершие, и они заключают, они могут заключить союз с дьяволом, что уже не он к тебе вернётся, а как оболочка его, а как они заключат договор… Так что нельзя убиваться, плакать, надо смириться. Что эту историю бабушка всегда так рассказывала.

 

Источники

Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия / сост. В. Н. Морохин. М., 1977.

Народная проза / сост. С. Н. Азбелев. М., 1992. (Библиотека русского фольклора).

Легенды, предания, бывальщины / сост. Н. А. Криничная. М., 1989.

Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М., 2001.

Зуева Т. В. Русский фольклор: словарь-справочник. М., 2002.

Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. М., 1998.

Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. Раздел «Народная проза».

Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М., 1998.

 

 

2 вопрос. Раскройте проблему происхождения сказок и их источники.

Какие точки зрения на проблему происхождения сказки отражены в работах отечественных фольклористов?

Источники

Афанасьев А. Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения // Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. – (Репринт изд. 1865-1869 гг.);

Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. М., 1987.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю. Г. Круглов. М., 1986. Раздел «Народная проза», работы: Ф. И. Буслаева «Перехожие повести и рассказы», Б. и Ю. Соколовых «Сказочники и их сказки», Е. М. Мелетинского «Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса», В. М. Жирмунского «К вопросу о международных сказочных сюжетах» (по книге:).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: