Грузинские народные игры




Грузия - горная страна: горы занимают в ней 53,6%, предгорья - 33,4, а равнина - лишь 13%. Игры горцев Грузии и по содержанию, и по внешним признакам отличаются от игр жителей равнины. Различия имеются и в играх, распространенных в восточной и западной частях Грузии. Но в целом для грузинских игр характерна общность в основных, определяющих чертах, отражающая общность исторических судеб, труда, культуры, быта.

Борьба с нашествиями иноземных захватчиков, необходимость восстанавливать неоднократно разрушаемые очаги воспитывали патриотизм, трудолюбие. Исторически сложившиеся связи грузин с другими народами Кавказа, совместная с ними борьба против общего врага способствовали сплочению коренных народов Кавказа, формированию общих черт культуры и быта, а также характера этих народов.

Формы хозяйствования, связанные с трудностями и опасностями (отгонное скотоводство, охота и др.), вырабатывали упорство в достижении цели.

Игровому фольклору детей и молодежи свойственны ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Игры, наиболее широко распространенные среди населения Грузии, отличаются острым сюжетом с историческим или бытовым содержанием. Они характеризуются постоянно меняющейся игровой ситуацией, бурным развитием сюжетной канвы, темпераментным исполнением игровых приемов, на чем сказалась присущая грузинам острая эмоциональность, доходящая порой до вспыльчивости, повышенная темпераментность, не выходящая, однако, за пределы дозволенного. С этими чертами характера хорошо сочетается веселый нрав и добродушие. В каждой из игр акцентируется какое-либо ценное человеческое качество: коллективизм, чувство ответственности, сообразительность, такие физические качества как ловкость, быстрота, сила и т. д.

Типичными являются такие игры, как «Спуск сена» (она отражает трудную и опасную работу по заготовке сена в условиях высокогорья). Отдельные игры отображают охоту на дичь в неприступных скалах. Есть целые серии игр, воспитывающих патриотические и морально-этические чувства, развивающих эстетические качества («Хурхеваоба», «Андит сиарули»).

В богатом арсенале народных средств физического воспитания основное место занимали подвижные игры, в своих сюжетах отражающие те или иные стороны быта и мировоззрения, например, «Берабурти» (разновидность игры в лунки), «Цихис агеба» («Взятие крепости»), «Нишха-нишха» (подобие игры «Разрывные цепи»), «Лисица и цыплята», «Волк и овцы». Отдельные упражнения, например метание копья, стрельба из лука, прыжок с шестом в длину, имели хозяйственное и военно-прикладное значение. Большое место занимали конные игры и состязания (как важнейшее средство кавалерийской подготовки). Многие традиционные конные игры культивируются в Грузии и сейчас (как популярные виды спорта). Примером может служить разновидность конного поло - «Цхенбур-ти», а также игра «Исинди», воспроизводящая схватку между двумя группами всадников. Эта игра, требующая высокого уровня владения лошадью и оружием, отличающаяся спортивным азартом, представляет собой захватывающее зрелище. В переработанном виде («лошадь» - палочка) «Исинди» стала детской игрой.

Из конных игр полностью переросли в спортивные игры «Кабахи» (Кабахи означает высокий шест, на котором лежит чаша - приз; тарчиа - игрок с шарфом, ведущий игру; мкердаоба - сталкивание лошадей грудью; сачукрис мотацеба - похищение подарка; мокнева - замахивание), «Тарчиа», «Мкердаоба», «Сачукрис мотацеба», «Мокнева» и др.

Особо следует остановиться на «королеве» грузинского народного спорта - борьбе «Чидаоба», вошедшей в спортивную литературу под названием «Грузинская борьба». Она неизменно сопутствовала любому большому празднику. Несмотря на то что грузинская «Чидаоба» давно регламентирована как вид спортивной борьбы, ею в игровой форме (изменяя ряд требований и по-разному упрощая ее) с увлечением и ныне занимаются и дети с 7-летнего возраста.

Детскую игровую форму принял вид оригинального фехтования - «Парикаоба». Оригинальность его заключается в том, что фехтуют деревянной палашевидной шашкой при одновременном использовании щита для защиты.

Следует отметить одну из древнейших популярных грузинских игр «Лахтаобу» (описана ниже), символизирующую защиту крепости. Широко известны грузинская оригинальная игра в мяч «Лело» и большое количество других игр с мячом.

Описания подвижных игр занимают определенное место в самых ранних исторических произведениях. В творении Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (XII в.) представлена самобытная система физического воспитания, в которой немаловажное значение придавалось играм. Свою концепцию роли народных подвижных игр в воспитании молодежи высказал известный поэт Грузии Акакий Церетели.

Грузинские народные игры интересовали и русских ученых. Например, Е. А. Покровский довольно большое место уделил в своей известной книге (1887 г.) грузинским народным играм.

Опубликованы статьи, исследования, монографии, выявляющие исторические корни различных народных подвижных и спортивных игр, их место в быту грузинского народа, их ценность для физического воспитания (А. И. Робакидзе, Г. Н. Мерквиладзе, Г. Г. Кахидзе, Н. С. Гогоберидзе, 3. В. Шеразадишвили, В. И. Элашвили и др.).

Изданы сборники игр (А. И. Робакидзе, Н. Г. Шишниашвили, 3. В. Шеразадишвили).

 

Игры без предметов

Большая артурма

(В переводе с турецкого «артурма» означает сидеть, согнуться)

Эта игра, являющаяся разновидностью «Чехарды», проводится на любой продолговатой площадке размером 3х12 м. В ней участвуют мальчики 11-15 лет, от 4 до 10человек. Важно, чтобы совместно играющие были равны по физической подготовленности (в связи с этим можно играть, если позволяет ширина площадки, тремя группами). Кроме того, игра требует определенной подготовки в опорных прыжках.


Рис. 1 Большая артурма

Описание. По жребию или договоренности выбирается игрок, через которого будут перепрыгивать остальные участники. На земле (полу) чертятся две линии на расстоянии 1 м друг от друга. Первая предназначена для отталкивания перед прыжком, на второй вдоль или поперек нее становится игрок в полусогнутой позе, опираясь руками о колени. Остальные игроки располагаются в 2-3 м от первой линии. Они поочередно разбегаются, отталкиваются двумя ногами у первой черты и перепрыгивают с опорой руками о спину стоящего на второй черте (рис. 1, а, б), затем возвращаются и занимают очередь для следующего прыжка. Если первый тур прошел без ошибок, то стоящий на второй черте отмеряет от нее три длины ступни (или 1 шаг) по направлению прыжков, проводит новую черту и становится на ней в прежнюю позу. Если и в этом туре все перепрыгнут без ошибки, то действия стоящего повторяются, но прыгунам разрешаются уже два отталкивания: первое - одной ногой от первой черты и второе (в темпе) - двумя ногами от той черты, на которой ранее стоял согнувшийся игрок. Если и в этом туре прыжки будут успешными, то опять отмеряются три длины ступни и игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из прыгающих не допустит ошибки - переступит линию отталкивания, в момент опорного прыжка коснется туловищем или ногами стоящего согнувшись, сдвинет его с места на шаг или не сможет выполнить опорный прыжок. Тогда допустивший ошибку меняется ролью со стоящим на линии и игра начинается вновь.

Правило: если при ошибке прыгающего одновременно совершит ошибку игрок на линии (сойдет умышленно с места, сознательно изменит позу, помешает каким-либо способом прыгающему), то игра не останавливается и ошибка прыгающего не учитывается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: